ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ С ЭТИМИ СВИДЕТЕЛЯМИ ИЕГОВЫ? [1]

 

"Иногда мы говорим, что имеем любовь. Но в какой мере?

 Тогда преуспеет человек в духовной любви, когда он будет

 созерцать весь мир, как своих братий. Пусть всякий знает,

 что идолопоклонник или иеговист все равно по плоти нам брат.

 Но, естественно, не по Духу, в Котором мы –  православные.

 Нам надлежит плакать о нем. И, опять же, если православный

 сделался иеговистом, надлежит о нем плакать..." [2]

(Старец Паисий Хилендарский)

 

Все мы, наверное, уже успели привыкнуть к визитам этих своеобразных людей. Кто-то даже имел возможность пообщаться с ними более тесно – учась, живя или работая бок о бок. В жизни, в быту это самые обыкновенные люди, хорошие и не очень. Разные люди. Но у них есть и другая сторона жизни – жизни как Свидетеля Иеговы, а всякий Свидетель непременно проповедник своей веры… И именно в этом, последнем качестве они приходят к нам тогда, когда мы их совершенно не ждали. Приходят к нам с определенной периодичностью, подходят (мило улыбаясь и стараясь быть приветливыми) на улицах, заговаривают в транспорте… И всякий раз целью контакта с их стороны является желание привлечь наше внимание к своему мировоззрению, к своей вере. Они желают проповедовать нам Бога Иегову, научить нас жить по Библии, жить по заповедям. "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" [3]. – вот те евангельские слова, которые каждый из них несет в своем сердце как знамя. Несет, не смотря ни на что.

Как правило мы, в свою очередь, реагируем на подобную заботу довольно однообразно: либо пытаемся что-то доказать им и, столкнувшись с полным нежеланием, а лучше сказать неспособностью, понять и принять другого мнения и взгляда на вещи, охладеваем ко всяким контактам с ними; либо захлопываем пред ними двери и спешим побыстрее пройти мимо; либо, в худшем случае, просто смотрим на них как на ущербных и порой в сердцах рекомендуем пройти куда-нибудь из тех мест, в коих и должны, с нашей точки зрения, пребывать подобные субъекты.

Как же нам следует относиться к ним? Как вести себя во время этих нежданных визитов? Что говорить при уличных встречах? Прежде чем ответить на поставленные вопросы нам должно решить: а каковы, собственно, наши цели. Почему мы их гоним и не желаем слушать? Зачем стараемся избавиться от их назойливых услуг? Естественно, если бы их услуги смогли заинтересовать нас ну хоть в какой-нибудь малой степени, мы бы, конечно, давно откликнулись на предложение "бесплатно изучать Библию", но в том то и дело, что нам их помощь оказалась излишней. Для нас было бы лучше и удобнее всего вовсе не встречаться с ними, поскольку для себя мы все уже решили, так или иначе классифицировав и саму "Сторожевую Башню" и ее адептов. Но ведь им то это не объяснишь! Увы.

Так что же с ними делать? Какую цель поставить в общении, если избежать встреч все равно не возможно? Нужно ли вообще ставить какую-то цель? Может быть, они просто невменяемы и практичнее всего просто не замечать их?

Все, что мы попытаемся изложить ниже, будет основано на личном опыте общения со Свидетелями, дружбы с одними из них и полемики с другими. Со временем у автора выкристаллизовались свои представления о принципах общения с представителями этой группы, возможных целях в диалоге с ними и методах реализации поставленных целей. Может быть, некоторые советы и рекомендуемые приемы кому-то из читателей покажутся не совсем честными, даже просто не христианскими. Пусть так, ниже мы мотивируем целесообразность применения подобных практик. А пока, вопреки всему, скажем – Свидетели Иеговы достойны любви, как и все прочие люди, и мы неоднократно встречали среди них тех, у кого с благодарностью учились тем или иным нравственным качествам.

Итак, каковы же могут быть цели в нашем вынужденном общении со Свидетелем? Можно ли повлиять на них? С уверенность свидетельствуем – можно. А нужно ли? Об этом пусть читатель судит сам. В конце данной статьи мы изложим способы отвадить Свидетеля раз и навсегда. Но, полагаем, это не явиться наилучшим решением. Для нас единственной достойной целью может стать желание помочь самому Свидетелю, вернуть его из фантастического мира в реальность, помочь взглянуть на мир в цвете, который у него отняла Сторожевая Башня, расцветить черно-белый мир его понятий и подарить обществу полноценного человека, а ему самому шанс стать таковым.

Естественно, у всех у нас мало времени и мы не можем позволить себе штудировать массу литературы, тем более заставлять себя читать кипы "Сторожевых Башен" и "Пробудитесь!". Но этого и не требуется. Конечно, совсем без подготовки тоже не обойтись, но мы постараемся ее минимизировать, оставив остальное на усмотрение читателя.

Прежде всего необходимо осветить некоторые общие положения, играющие свою роль независимо от того встречаем ли мы Свидетеля на улице или он постучался в нашу квартиру, видим ли мы его в первый раз или уже давно знакомы и "спускали с лестницы", всерьез собираемся помочь этому человеку и готовы потратить на него время, или просто попытаемся посеять в его душу хотя бы тень сомнения в собственной правоте.

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Будем христианами

Поделюсь с читателем жалобой одной знакомой Свидетельницы на православных: "Какие же это христиане!? Встречаешь такого "православного" на улице, "Я, - говорит, - в церковь хожу, крещеный, верующий", а после нескольких неудобных вопросов посылает тебя матом". К сожалению это правда. Мы знаем, что речь в данном случае шла совсем не о православных, но Свидетель этого не знает! Можно попытаться объяснить ему, что вот, дескать, ты должен понимать: многие только рядятся в православные одежды, только зовутся так, но на самом деле… Тут он Вас перебьет и резонно возразит: "А видел ли ты когда-нибудь Свидетеля, подойдя к которому Ты бы в ответ услышал мат? Видел ли Ты человека, зовущегося Свидетелем, но на самом деле им не являющегося?" Положа руку на сердце, должен признаться – отродясь не видал такого. [4] Спор может затянуться надолго, потому лучше его и не затевать. Вместо этого давайте проанализируем свое собственное поведение со Свидетелями. Почему они в ходе проповеди не встречают православных христиан? Почему наше поведение так мало (а порой и ничем) не отличается от поведения безрелигиозных сограждан? Апостол Павел, наставляя епископа Тита, пишет: "Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю." (2 Тим. 2:24-26). Как правило Свидетели знают как реагировать на те или иные наши возражения, порой создается впечатление, что они вообще имеют ответ на любой вопрос! Но зачастую они не готовы в ответ встретить с нашей стороны отношения, описанного апостолом. Со стороны неверующих – да, Свидетель получает иногда и внимание и уважение и доброту, но со стороны православных – почти никогда. И потому первым условием успеха всей компании по спасению утопающего с нашей стороны должно стать христианское (или просто человеческое) отношение:

· "Простите, а какую организацию или церковь Вы собою представляете, говоря "мы"?" – спрашиваете Вы своего нового знакомого.

· "Вы, наверное, уже слышали о такой организации, как "Свидетели Иеговы". Вот, мы "они" и есть" – последует примерный ответ. [5]

И у Вас при этом не должен дрогнуть на лице ни один мускул. Вы не должны стать ни расстроенными, ни высокомерными, ни, тем более, начать иронизировать над собеседниками. Пожалуйста помните – Вы не имеете права судить стоящего пред Вами человека и “праведным гневом” обратить и вразумить кого бы то ни было весьма и весьма сложно. Напротив, постарайтесь быть искренне внимательными и участливыми. Слушайте, не перебивая и, если Вам все-таки не интересно выслушивать их "преподнесения" [6], по крайней мере не подайте вида, что Вы скучаете и только и думаете как бы от них поскорее избавиться. Одним словом, ведите себя так, как будто бы Вам эти люди дороги, помня, что случайных встреч не бывает и если Вам выпало сегодня несчастье "застрять" по дороге из-за этих назойливых "типов", то и на это есть воля Господня. Отнеситесь к "случайной" неслучайной встрече серьезно. Ведь возможно, что кроме Вас этот человек и не встретит в ближайшие годы никого, кто бы не послал его в “Тмутаракань”. [7] Целью любого Свидетеля является, найдя заинтересованную личность, начать с ней изучение Библии [8]. Потому итогом первой уличной встречи для него должно стать собственно знакомство и Ваша готовность взять несколько журналов. Для Вас же такой целью пусть будет свидетельство – и среди православных бывают порядочные, терпимые, доброжелательные люди, а не убегающие при первом произнесении названия организации и не хулящие "Божьих человеков". Если же встреча произошла у двери Вашей квартиры, то проявить свою христианскую совесть Вы сможете, впустив их в дом или выйдя к гостям (во всяком случае разговаривая через дверь или смотря на собеседников в щель Вам вряд ли удастся произвести на них благоприятное впечатление). Ну, а если Вы проявите гостеприимство и пригласите проповедников на чашечку чая, то это будет выше всяких похвал. [9]

 

Избегать споров

К большому сожалению все последователи Сторожевой Башни – люди, как это сейчас принято говорить, с промытыми мозгами [10] (разниться лишь степень). Нет-нет, они не связаны с криминалом и им можно давать свои адрес и телефон. В основной своей массе они не душевнобольные (впрочем, где их сейчас нет). Речь идет совсем о другом. Просто они не могут Вас услышать. Вернее сказать слышать, конечно, слышат, но услышать не могут. Такое бывает. И это - проблема. Они убеждены, что в Вашем лице они повстречали белый лист бумаги (в духовном смысле) и будьте Вы хоть доктор богословия, но если Вы не доктор иеговистских наук (а такого явления в природе вообще нет [11]), то для них Вы полный невежда [12] и любые Ваши возражения есть ни что иное как "прекословия лжеименного разума" [13] или, говоря попросту, ничего не значащая чепуха. И даже если Вам удастся припереть Свидетеля аргументацией к стенке, то он будет думать примерно следующее: "я еще мало подготовлен и плохо знаю Писание, потому и не могу ему ничего возразить, а он находиться под влиянием сатаны, помогающего ему говорить убедительно". В итоге, если Ваша атака будет успешной, Свидетель просто напугается и убежит от Вас. Что же у нас остается в итоге? Практика показывает: слышать и анализировать они будут только в том случае, если Вы будете выглядеть в их глазах не учителем, а учащимся. Ведь они пришли к Вам именно для этого – научить Вас Истине! Так позвольте им немножко поучить себя. Не спорьте, а задавайте вопросы: их учат стараться отвечать на все возможные недоумения и только для такого человека Свидетель станет искать ответ и, следовательно, принимать Вашу информацию, думать над ней, ища удовлетворительные ответы, только по отношению к подобным собеседникам он станет вести себя открыто в достаточной для нормального диалога степени. [14] Помните: в Вашей интонации не должно чувствоваться заведомой уверенности в правильном ответе, Вы – "незнайка" и ищите помощи у "Служителя Иеговы Бога" [15].

Язык

Мы привыкли как к чему-то самому собой разумеющемуся оценивать речь человека по целому ряду критериев. И не малую роль в речи играет интонация. Порой и очень грубые слова теряют свой прямой смысл, когда бывают сказаны с любовью. Так вот, на Свидетелей это правило распространения не имеет. Вопреки тому, что их специально обучают стараться интонационно оформлять свою речь (говорить радостно, убежденно, восторженно, величественно) [16] и Вы, конечно, сами легко заметите некоторую театральность их поведения, по отношению к себе они такого поведения не переносят и остро переживают всякое обидное и даже просто острое слово, с какой бы любовью оно не было сказано. А поскольку мы стараемся построить со своим персональным "учителем Истины" человеческие и добрые и доверительные отношения, то будем вынуждены тщательно следить за своим лексиконом. [17] Например, не называйте его "иеговистом", "культистом", "сектантом", а его организацию соответственно "сектой", "башней", "сборищем" или "страной дураков". Подберите иные слова и выражения, воспользуйтесь экуменическим языком. [18] Не говорите ему, что Вам его жалко и Вы будете молиться о его спасении. Он такой милости все равно не оценит. Точно также, коль скоро Вы отождествили себя в глазах Свидетеля с православием или какой-либо иной христианской конфессией, будет немаловажно следить и за своим лексиконом в целом. Если же Ваша речь изобилует жаргонными выражениями или расхожими кино-теле-радио клише, то это может вызвать у Свидетеля ощущение Вашей бездуховности, что, в свою очередь, так или иначе скажется на результатах и качестве общения.

Доверие

Вряд ли Вам удастся построить хоть сколько-то теплые отношения, если Вы будете бояться Свидетеля. Пусть они – сектанты, сумасброды, чудаки… Это так. Но в подавляющем большинстве они честные люди и можно доверять им не только свои Фамилию-Имя-Отчество. Можете обмениваться телефонами, адресами, именами близких, рассказывать о месте работы [19]. Можете пускать их в гости и сами ходите к ним с ответными визитами [20]. Свидетели Вас не обворуют, не отправят Ваши "установочные данные" в Америку, не станут собирать на Вас компромат. Единственное, чем Вам грозит новое знакомство, так это засорением квартиры массой публикаций от "верного и благоразумного раба" [21]. Предупредите домашних о своем новом "хобби" и запретите читать этот хлам.

Молитва

Мы безусловно убеждены в псевдохристианской сущности организации "Сторожевая Башня", полагая ее проповедующей "иного Христа" [22], иного Бога. Неприязнь Свидетелей ко кресту Господню делает их, по слову апостола "врагами креста Христова" [23]. Необычайная "духовная ревность" присущая проповедникам данной организации с православной точки зрения может быть классифицирована только как бесовское наваждение, некоторого рода обстояние темными силами. Потому будет весьма недальновидным пытаться вразумлять Свидетеля, не молясь при этом ко Господу о помощи для себя и умягчении сердца для заблудшего ближнего. Каким бы кратким ни был ваш контакт, не забывайте помолиться и призвать помощь Божию на свои отношения.

 

КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ

 

Свидетельство по минимуму

И все-таки, не смотря на все наши увещания, Вы не убеждены. Вы лично знаете "своих" местных Свидетелей и находите их людьми безнадежными, не способными откликнуться. [24] А, может быть, наоборот: у Вас что ни Свидетель, то семи пядей во лбу и так просто его не пробрать [25]. Ну что ж, пусть будет так. В таком случае специально для Вас "наше сегодняшнее предложение". Пожалуй самым коротким Ваш контакт с представителями "Божьей организации" будет, в случае реализации Вами следующей поведенческой схемы:

· Вы выслушиваете все, что хотят и могут сказать поймавшие Вас Свидетели.

· Кротко и мягко [26], без нападок и острых противопоставлений своей веры их доктринам, свидетельствуете (признаетесь) им о Вашем православии и, аккуратно отклонив тут же начавшуюся атаку, вновь берете инициативу, говоря буквально следующее:

"… До сих пор меня вполне устраивало все, чему учит Православная Церковь, в том числе и ее толкования и понимание Священного Писания. Понимаю, Вы с ее взглядами далеко не во всем можете согласиться и я уважаю Вашу позицию. Каждый должен поступать в данном случае по совести. С Вашей организацией я, честно скажу, знаком мало и плохо, но то немногое, что мне приходилось слышать о ней до сих пор, меня сильно насторожило и вызвало определенное недоверие к Обществу Сторожевой Башни. При всем этом лично к Свидетелям Иеговы я отношусь хорошо, вижу, что Ваши единоверцы – люди честные и порядочные. Однако для того чтобы снять посеянные во мне православными авторами сомнения по отношению к самой организации, этого, конечно, будет не достаточно. Сомнения же мои по своему характеру таковы, что я не могу довериться в их разрешении старейшинам или другим служителям Общества. Потому для меня дальнейшее наше общение возможно только в том случае, если лично Вы снимите существующие у меня подозрения, встретившись или списавшись с теми, кто их во мне посеял. Вы согласны?"

Возможно Свидетель заявит, что ему нельзя общаться с теми, кто покинул организацию, ибо они отступники. Объясните ему, что те с кем Вы хотите его связать – православные люди и никогда не были членами его организации. Если он будет продолжать упрямиться, то предпримите последнюю попытку:

"Конечно, Вы понимаете, что как православный человек, я уважаю мнение наших православных авторов [27] и если бы я пришел к Вам, пытаясь убедить в неправоте организации, то ведь Вы были бы рады, услышав мое согласие встретиться с каким-то духовно опытным братом, все обсудить с ним…?"

На этом встречу можно бы и закончить. Конечно, Свидетели придут к Вам снова. Разумеется, Ваши добродушие и приветливость останутся к ним неизменными сколько бы раз они не приходили, но и условия останутся прежними [28].

Основательное свидетельство

Возможно, у Вас больше времени. А может и больше жалости. Так или иначе, но Вы готовы попытаться помочь Свидетелю и даже приложить для этого ряд усилий и трудов. В последнем случае потребуется ввести ряд дополнительных установок.

Сомнения в организации

Печально, но для Свидетеля по большому счету нет никакой разницы между Библией и Сторожевой Башней. Оба источника авторитетны в равной степени, оба они исходят от Иеговы-Бога. Понятно, что на практике второй источник даже более доступный и понятный, а потому и предпочитаемый. Конечно, на словах этого ни один Свидетель не выразит, но в реальности все обстоит именно так. Для Свидетеля Общество Сторожевой Башни – коллективный пророк, почти что воплощение Бога. [29] Ему он верит беспрекословно, боясь даже в мыслях усомниться в доктринах и практике организации. Потому и ключом к успеху в проповеди последователю культа явиться наш успех (или неудача) в попытке заронить сомнение в безграничной праведности "матери-организации". Прежде сего никакие диалоги "от Писания" скорее всего не принесут ощутимого результата [30]. Однако это не значит, что надо начинать именно с обличений ОСБ [31] в лжепророчествах и подтасовках текстов Писания. [32] Возможно будет лучше для начала предложить Свидетелю успокоить Вашу совесть и "помочь разобраться" [33] с тем или иным догматическим вопросом, а уже потом, когда сам собой всплывет вопрос о критериях достоверности предлагаемых Обществом толкований, можно будет поставить вопрос и о самой организации, ее авторитетности. Пусть все выглядит естественно. Во всяком случае здесь не может быть жестких схем и Вам необходимо будет постараться самостоятельно определить: готов ли Ваш учитель вытерпеть ту или иную степень Вашей "любознательности".

Темы для диалогов

Как правило и у Свидетелей и у христиан есть темы, которые им хотелось при взаимной встрече разобрать в первую очередь. Общество давно уже выделило все подобные темы в особый класс и прилежно окучивает в сознании своих адептов все возможные контраргументы. А мы пойдем другой дорогой… Часто складывается впечатление, что у Свидетеля есть ответы на все вопросы. Почти на все. В этой ситуации нам потребуется обсудить те положения, о защите которых Сторожевая Башня менее всего позаботилась. [34]

Поведенческие рекомендации

Вслушивайтесь в его поведение, и как только заметите, что он начинает терять интерес, переходите на другую, более легкую тему, а то, что его так смущает оставьте до поры до времени не разрешенным. Ни в коем случае не пытайтесь припереть его к стенке и заставить вслух признать свою неправоту в том или ином вопросе: у рядового Свидетеля нет своего мнения, есть только учение организации, а против него он ничего сказать пока не смеет. Не форсируйте диалог, соблюдайте постепенность, оставляйте время для "переваривания". Он Вас долго искал (на улицах, в электричках, в подъездах; искал в снег и в дождь…) и дорожит Вашим интересом! Ваша задача не напугать его, воспользоваться его интересом. Помните: Вы ему нужны и он готов искать для Вас ответы, если будет видеть в Вас свою "овцу". Подружитесь с ним. [35] Будет полезным запоминать или даже записывать Ваши диалоги, а впоследствии анализировать аргументацию обеих сторон. К сожалению, на открытую запись Свидетель не пойдет [36]. Вы можете попросить его отвечать на некоторые вопросы письменно, поскольку Вам хочется на досуге еще раз все обдумать и нужно чем-то освежить говоренное. Здесь его согласие уже вероятнее. Впрочем, смотрите по обстоятельствам.

Общий план общения

Ваше знакомство проходит точно также как описывалось выше. Но отсылать ни к кому Свидетеля Вы уже не отсылаете, напротив, берете на себя труд разобрать с ним несколько догматических вопросов. Встречи могут проходить как у Вас, так и у него. В самом начале диалога Вы, получив приглашение заняться изучением Библии или же почитать очередную публикацию, заявляете приблизительно следующее:

"Несмотря на свою православную веру, я стараюсь быть открытым к чужим убеждениям, понять их, не найду ли чего-нибудь стоящего, достойного подражания. Ведь, сказать по совести, и православным-то я стал прежде, чем разобрался во всех вопросах вероучения. А во многих не разобрался и до сих пор. И мне очень отрадно, что Вы, при всей своей занятости, готовы уделять мне время. Но я читал немного и о Вашей организации. Не все мне понятно, некоторые вещи не могу принять. Во всяком случае пока. И потому, прежде чем что-то читать и куда-то ходить, мне нужно снять свои недоумения. Встречаться для этого еще с кем-то у меня нет желания. Если хотите, считайте что в этом моя странность. Если бы лично Вы согласились уделить мне внимание и мы смогли бы несколько раз встретиться, разобрать мучающие меня недоумения, то я был бы Вам крайне признателен".

Далее жестко проводите линию о своей "странности". Как правило Свидетелей учат, подражая апостолам [37], ходить парами. Обычно в паре всегда есть кто-то более опытный и новичок. Обменявшись телефонами и немного помедлив (недели будет достаточно) Вы звоните кому-то одному (желательно новичку) и заявляете: а) о своей готовности обсудить такую-то тему; б) озвучиваете новую "странность": Вам было бы комфортнее встречаться тет-а-тет. Свидетель будет сопротивляться подобной Вашей прихоти, но Вы не настаиваете, а в тоже время Вас этот отказ очень огорчает. В конце концов Вы же придете один! Почему же Вам не могут пойти на встречу?! Может быть Вам тоже привести с собой кого-нибудь, например выпускника семинарии или даже священника… На этом Ваши странности заканчиваются вне зависимости от результата. Теперь Вам остается только выбрать тему, поставить в известность своего "учителя" и подготовиться. Предупреждать его о материалах, коими Вы располагаете, конечно не следует. Общая цель обсуждения - донести до Свидетеля информацию в наименее конфликтной форме. Возможно, что он осознает ее и после того, как Ваше общение прекратиться. Пусть так. Мы не должны ставить своей задачей привести человека к Богу, напротив, она заключается в том, чтобы Господь привел его к Себе, а какова в этом процессе будет наша роль – сеятелей или жнецов – не нам решать.

Итак, настал день встречи. На столе у Вас чай с баранками (конфетами или т.п.). Вы, как гостеприимный хозяин сперва поите гостя чаем и расспрашиваете о его жизни, дабы лучше понять – с кем Вам предстоит общаться. Многие Свидетели бояться близкого контакта и будут пытаться свести "канитель" на нет, сразу перейдя к теме встречи. Постарайтесь сломать этот шаблон: Вам нужны человеческие отношения, а не сухой набор сведений. Затем переходите к теме встречи. Прежде всего дайте Свидетелю высказаться, пусть он изложит все, что хотел бы, не встречая с Вашей стороны возражений и даже вопросов. После того, как он выговориться, попросите его помочь Вам разобраться и внимательно слушайте его комментарий к каждому своему "недоумению". В случае, если предлагаемое объяснение оказывается совершенно нелогичным, то кротко заметьте: "Простите, но мне это так и осталось не понятным: никак не могу увидеть логики. Простите", и переходите к следующему возражению. Берегитесь от раздражения, иронии, не смейтесь над своим учителем. Сколько бы Вы не провели подобных встреч, каковы бы ни были конечные результаты, расстаться Вы должны друзьями. Последовательно отказывайтесь от привлечения к диалогу третьих лиц, в особенности старейшин и служебных помощников. [38] Как только возникнет вопрос авторитетности Сторожевой Башни как организации, постарайтесь перейти к разбору темы лжепророчеств.[39] Предлагая разобраться, скажите примерно следующее:

- "Вот, я как-то поинтересовался в свое время, и ко мне в руки попали документы в которых утверждается странная вещь: сообщается, будто Общество занималось какими-то лжепророчествами… Может ли такое быть?"

- "Да, у Общества были исторические ошибки, но тем Божия организация и отличается от лжерелигий, что она постоянно ищет истину и найдя в своем учении какое-то несоответствие с Писанием, открыто заявляет об этом и изменяет позицию. Не так делают "так называемые христиане"."

Ошибки ошибками, но лжепророчества – это нечто совершенно иное, но мы не станем заострять на этом внимание собеседника, продолжив:

- "Мне бы очень хотелось разобрать с Вами некоторые конкретные обвинения против организации, хотелось бы увидеть – в чем их лживость…"

В случае, если Свидетель будет готов признать отсутствие у него вразумительного ответа на то или иное возражение, даже после совета с местными старейшинами, Вам следует предложить ему следующие действия:

"Послушай. Может быть нам с Тобою написать в филиал? Конечно, у них есть все нужные ответы на мои дурацкие вопросы. Я в этом просто уверен. Давай напишем совместное письмо. Можно начать так:

Дорогие братья!

К Вам обращаются …. и …. – жители далекого города N. Обратиться к Вам нас побудило несколько недоумений заинтересованного брата …., которые мы не смогли разрешить собственными усилиями. Не смогли помочь нам и местные духовно укрепленные братья. Просим Вас, Бога ради, помогите нам и разрешите возникшие преткновения на пути к Истине.

С уважением, … и … ."

Ты не будешь против? Ведь нам как-то надо разрешить возникшие вопросы. Полагаю, что Тебе тоже небезынтересно получить ответы. Я не прав?"

Как правило, в итоге ответ или не приходит вовсе, или же сотрудники филиала (что случается чаще) спускают письмо в местную общину и Вашему другу – Свидетелю устраивают порядочную проработку, целью которой будет отбить у него вообще всякую охоту получить какие-либо ответы. В этой ситуации от Вас потребуется усиленно молиться о нем; не осуждать организацию и поддерживать в постигшей напасти. Дайте ему почувствовать Ваши участие и дружбу. У организации нет ответов на поставленные Вами вопросы, пойми он это и цель будет достигнута. Впрочем, всегда есть вероятность, что Свидетель предпочтет правде общество "любящих братьев" и момент истины так и не наступит.

Положить душу за брата

Сегодня на территории бывшего Союза проживает уже около 300 тысяч человек, чьи жизненные ценности регламентируются "единственной угодной Богу организацией на земле" и многих из нас эта беда коснулась в полной мере. Как нам вести себя в этом случае? В случае, когда Свидетелем является близкий и дорогой Вам человек, тот, ради кого мы готовы сделать все от нас зависящее, лишь бы только помочь и вразумить. Само собой разумеется, в этом случае от Вас потребуются немалые усилия, долготерпение, может быть даже некоторые жертвы. Возможно, нам придется познакомиться с друзьями нашего Свидетеля по организации, читать вместе с ним "Сторожевую Башню", посещать "Зал Царства" и присутствовать на "духовно освежающих" конгрессах…

И в этом случае для нас главной целью остается посеять сомнение в истинности Общества, пробить брешь в безоговорочном доверии к ней нашего ближнего. Но теперь арсенал наших средств восполнят новые методы и приемы воздействия.

Взаимовлияние

Любая встреча, любые отношения двух человек неизбежно приносят с собою некоторое смешение взглядов, взаимопроникновение интересов и позиций, неосознанное влияние личностей друг на друга. Это аксиома. Общество хорошо понимает это и пытается оградить своих членов от "излишнего" общения с не-Свидетелями, свести общение с ними к возможному минимуму. Вашей промежуточной задачей, напротив, становиться максимально расширить контакты своего подопечного с любыми порядочными личностями, внешними по отношению к Сторожевой Башне. И здесь хороши почти все средства: походы в театры, кино, на выставки, лекции, выезды на природу, чаепития. У Вас дома никогда прежде не бывали православные? Теперь должны бывать. Только, прежде чем знакомить своего Свидетеля с кем бы то ни было, проинструктируйте о правилах поведения в присутствии такого диковинного индивидуума и непременно убедитесь в том, что Вас не подведут и Вы можете положиться на данного человека. [40] На что стоит водить? Естественно, на православные фильмы или спектакли не стоит. Основными критериями при отборе культурного мероприятия должны стать: не противоречащая основным христианским (читай иеговистским) положениям нравственная основа произведения и, с другой стороны, содержательная глубина[41]. Незаменимую роль в нашей программе культурной прививки Свидетелю может сыграть русская классика во всех возможных видах постановки. В целях демонстрации своей непредубежденности и открытости имеет смысл иногда делиться своими недовольствами относительно того или иного поведения православного духовенства, покритиковать официальную позицию Церкви, предоставить Свидетелю статью, написанную православными авторами в защиту Общества от чрезмерно резкой и недоброкачественной критики [42].

Непременному желанию Свидетеля приобщить Вас к великому и могучему наследию Бруклинской теократии с Вашей стороны должно быть противопоставлено разумное, умеренное и полюбовное желание поделиться своими интересами. Подбирая ему литературу для чтения или же предлагая что-то почитать вместе, постарайтесь придерживаться вышеописанных критериев, при этом обратите внимание, такие темы как: крестные ходы, почитание св. мощей и икон, чудотворения, молитва ко Пресвятой Богородице, молитва по четкам, ратные подвиги, патриотизм в самом широком смысле слова для Свидетеля – как красная тряпка. Поэтому выбор литературы должен быть очень аккуратным и продуманным с Вашей стороны. [43] Незаменимую услугу нам сослужит совет известного русского проповедника начала XX века, Владимира Марцинковского, говорившего: "никогда не говорите против своего совопросника, говорите выше его, так, чтобы он слушал и вырос над собой и восхитился бы тем, чем он мог бы быть, если бы он только мог подняться над своим собственным уровнем... Так можно говорить с любым человеком."[44] Конечно, Вам также придется время от времени читать предлагаемую литературу, никуда от этого не денешься… Не ждите, что Свидетель станет знакомиться с предлагаемой Вами литературой на паритетных условиях, потому много Вам читать не придется. Важно другое – непременно комментируйте прочитанное, не ругайте, высказывайте свои замечания мягко и выслушивайте возражения даже если они Вам покажутся верхом наивности и полным отсутствием всякой логики. В дальнейшем общении старайтесь вспоминать кстати и не кстати что-то нейтральное и хорошее, почерпнутое Вами из Сторожевой Башни: дайте понять своему другу, что у Вас дорогая для него информация не вылетает из другого уха тут же после прочтения. Привести Свидетеля к батюшке или в храм оставьте всякую надежду. Во всяком случае в первое время шансов на это нет никаких. Православный храм для него – идольское капище, жилище демонов и заходить туда есть ничто иное как духовный блуд [45]. Вам же будет "не вредно" совершать время от времени визиты в "Зал Царства", посмотреть воочию на происходящее, побывать на книгоизучении [46]. Ваше желание повлиять на друга – Свидетеля будет встречать с его стороны постоянное сопротивление. Говорить ему о своем недовольстве его невниманием, к сожалению, почти совершенно бесполезно. Потому постарайтесь научиться давать понять о своих разочарованиях и "обидах" без нотаций и нравоучений. Не ходите у него на поводу там, где это не принесет делу никакой пользы, но и не упрямьтесь чрез меру. Научитесь заставлять его ценить Ваше внимание и участие, стройте свое общение с ним творчески. Возможно для более успешного контакта Вам потребуется дополнительная помощь. Если Вы чувствуете, что отношения могут не складываться не только из-за особенностей характера Вашего близкого, приобретенных им благодаря участию в культе, то постарайтесь найти опытного педагога или психолога и проконсультироваться с ним и найти те стороны в своем личном поведении, которые могут быть Вами незамечены, но существенно сказываться на Ваших коммуникативных способностях. Заведомо можно сказать, что Ваше нежелание решать собственные нравственные и прочие жизненные проблемы в результате приводит к ситуации, описанной в Мф. 7:4-5 [47], и существенно снижает возможные результаты работы по спасению близкого от Сторожевой Башни. Впрочем, можно попытаться решать проблемы и параллельно.

Дружба и содействие

Немаловажным условием эффективности предпринимаемой операции станет с Вашей стороны участие не только в культурной и эмоциональной сферах жизни Свидетеля, но и самая разнообразная бытовая помощь: починить текущий кран, поклеить обои, посидеть с больным ребенком, сходить в магазин, поделить по-братски нежданно свалившийся урожай яблок на даче… Свидетель должен воочию видеть и понимать – Вы любите его в независимости – верующий он или нет, а потому что он – человек. Общество учит своих последователей думать, будто настоящие любовь и братские отношения в этом мире могут быть только между "духовными братьями и сестрами" то есть Свидетелями. Докажите ему (ей) обратное [48]. Свидетельствуем – для многих и многих из них такое открытие станет шоком. Покажите свою и своих близких – православных веру из дел. [49]

 

Диалог

Все мы, и Свидетели в данном случае не исключение, стараемся привлечь к своим ценностям дорогих и уважаемых нами лиц. На фоне почти поголовной нетерпимости и пренебрежения среди внешних по отношению к организации людей, Ваше терпимое и кроткое отношение непременно весьма повысит ценность отношений с Вами в глазах Свидетеля, а значит, и желание Вашего обращения. Пусть инициатива исходит только от него, Ваши же старания будут направлены только на проявления любви и внимания. Не идите на диалог легко: Свидетель должен ценить Ваше желание обсуждать что-либо. Естественно, начав обсуждение, он быстро придет в некоторое промежуточное состояние разочарования, но Ваша любовь заставит его надеяться вопреки всему и попытки будут повторяться. Вам останется только молиться и ждать его решимости пойти на поиск настоящих ответов, пойти из желания спасти Вас, разожженного Вашей любовью. Сколько на это может уйти времени? Месяцы, годы… не знаю. А у Вас есть другой вариант?

Молитва

Непременным условием успеха всей миссии будет Ваша постоянная молитва о своем заблудшем друге. Возможно Вам даже удастся договориться с кем-то из любящих его лиц о молитве по соглашению, практикуемой в традиции православной Церкви. [50] Если Ваш "Божий воин" был прежде вступления в Общество крещен по православному чину, Вы можете также подавать о нем записки на молебны как о заблудшем. В свою очередь, мы полагаем, Вы можете просить своего Свидетеля поминать Вас на молитве (как вообще, так и просить Господа о той или иной конкретной нужде). Мы отдаем себе отчет в сомнительной ценности такой молитвы, но, памятуя об услышанных просьбах язычника-Корнилия, [51] решаемся предложить и такую форму общения. Свидетель, почитая Вас, несмотря ни на что, членом погибающего человечества, ни за что не станет просить помолиться о нем. У нас же в оправдание такой практики есть не только свидетельства из Священного Писания. Широко известны случаи из жизни о. Иоанна Кронштадтского, предлагавшего обращавшимся к нему за молитвой мусульманам, иудеям, протестантам, помогать ему и также молиться о своем болящем родственнике. Кроме того молитва, как отмечает в частности Иоанн Шаховской, архиепископ Сан-Францисский, способна очищать прошлые, настоящие и будущие отношения [52] и потому Ваша взаимная искренняя молитва друг о друге не преминет со временем дать свои, пусть скромные, но все же положительные плоды. Вам обоим труднее станет раздражаться, ссориться в ходе диалогов и, напротив, она поможет легче преодолевать барьер непонимания, поселит между душами может быть и не до конца осознанное, но реальное единство. На определенном этапе Вы можете почувствовать необходимость предложить своему близкому единый образец молитвенных прошений [53], которым бы Вы стали пользоваться совместно, в согласии с заранее договоренной частотой [54].

Осторожно, опасная зона!

В начале данной статьи было отмечено, что первым условием по спасению утопающего в сетях Сторожевой Башни должно быть просто христианское отношение к нему. Первым, но далеко не единственным. Без сомнения речь о каком либо Вашем участии в процессе спасения может идти только в том случае, если Вы умеете плавать. В противном случае не станет преувеличением предсказать более чем печальный исход событий: в лучшем случае Ваш близкий так и останется в Обществе, а Вы получите более менее серьезный эмоциональный урон; при худшем же развитии событий Вы сами пополните ряды «беззаветно преданных» возвещателей дела Царства, иными словами будете завербованы [55]. Под умением плавать в данном случае разумеется прежде всего наличие у спасателя собственных твердых духовных ценностей и, конечно, не менее твердое желание жить в соответствии с ними. Желание мотивируемое не только и не столько задачей спасения близкого, сколько собственными духовными потребностями. Весьма немаловажным явиться также и наличие у Вас серьезных психологических проблем, что может существенно сказаться на ходе спасательных работ. Общество Сторожевой Башни постоянно думает о своей защите от посторонней критики, и хотя Бог не в силе, а в правде, но утверждавший это св. Александр Невский не полагал в этом основания для нарушения слов Спасителя: Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее … Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? (Лк. 14:28, 31). Не станем чрезмерно пугаться и оставлять своих побуждаемых любовью и заботой о ближнем намерений, но прежде постараемся хорошенько подготовиться: начнем читать Библию, коль скоро нам предстоит сражение именно с библейским культом, познакомимся с доктринами и историей Общества [56], постараемся решить свои психологические и нравственные проблемы, которые могут сказаться на результатах процесса, углубим свои знания о православном догматическом и нравоучении, учитывая при этом специфику тех вопросов, которые так или иначе будут подняты в ходе взаимодействия, заручимся поддержкой заинтересованных лиц, а если таковых нет, то озадачимся их поиском.

 

Безотказные средства по выдворению Свидетелей

 

Теперь позволю себе, вопреки собственному желанию, поделиться обещанными соображениями о том, как отвадить Свидетелей от своего дома раз и навсегда. Пожалуй, самым большим жупелом для всякого Свидетеля являются "отступники" – бывшие иеговисты. Организация учит ненавидеть их как злейших врагов. [57] Если Вы – Свидетель, а Ваши дочь или сын – покинули организацию, то будьте уверены: старейшины проследят, чтобы Вы с ними даже не здоровались. [58] Возможно Ваши гости захотят, чтобы Вы свели их с отступниками. Нет? Странно. Ведь они – не простые отступники, они были в Обществе по 5-8 лет, служили служебными помощниками, пионерами, [59] секретарями собрания, старейшинами… Ведь с ними, наверное, так интересно поговорить, разве нет? [60]

Другой способ заключается в следующем. Вы честно и откровенно рассказываете своим незваным посетителям о своем давнишнем интересе к его организации, Ваших контактах (хотя бы при посредстве нашей статьи) с "хитрыми и ужасными" противниками "верного и благоразумного раба", ставящими своей целью по возможности вывести из организации как можно больше людей. В подтверждение правдивости своего рассказа демонстрируете ему лежащую пред Вами работу и заостряете внимание на приложениях №№1, 2.

Иной способ. Вам предлагают "свежую духовную пищу со стола Иеговы-Бога" в виде замечательных журналов …. и …. [61] . Очень хорошо. Вы готовы почитать для начала один, но… В качестве непременного условия с Вашей стороны будет согласие гостя, прежде чем Вы приступите к потреблению столь драгоценной пищи, ознакомиться с … ну, например, житием преп. Сергия Радонежского. Нет? Ну, на нет и суда нет. [62]

В заключение

Хотелось бы сказать также немного о промыслительном значении распространения на территории стран, традиционно исповедующих христианство, деструктивных организаций подобных Обществу Сторожевой Башни. Церковь Христова всегда несла и будет и впредь нести на себе немощи своих членов, к спасению коих Она и учреждена своим Божественным Основателем. Будучи в эмпирическом плане вполне человеческим обществом, организацией, живущей и развивающейся по законам любого социума, Церковь подпадает под действие целого ряда стереотипных патологических процессов, требующих каждый своего специфического лекарства. Именно подобную санитарную функцию зачастую и призваны выполнять секты. Речь идет ни в коем случае не о том, будто бы туда уходят наиболее вредные члены общества, тем самым освобождая церковные общины от своего тлетворного влияния. Нет. Скорее даже наоборот: секты выбирают наиболее активных и лучших. Но своим появлением и развитием они невольно стимулируют пробуждение иммунной системы традиционных конфессий, оживляя, как в случае со Свидетелями, интерес к библейским наукам, истории церкви, обостряя в христианах желание знать свою веру лучше и жить по ней, не охладевая с годами и не поддаваясь духу века сего. Скажем за это спасибо и Господу и его невольному орудию, духовным филистимлянам [63] – Свидетелям Иеговы. Не секрет, что лучшая дружба возникает в тяжелых ситуациях и военные товарищи часто благодарны войне, подарившей им опыт подлинной жертвенной дружбы. Господь послал нам агрессора, который затеял войну, духовную войну. Так давайте же возьмем от нее урок и пожнем опыт, дружбу, научимся жертвовать и бороться за правду.

Без сомнения, многим читателям предлагаемые методы покажутся весьма и весьма спорными в своем этическом оформлении. Не будучи лично знаком со многими искренне верующими Свидетелями автор этих строк рассудил бы именно так. Но встречи и беседы внесли некоторый опыт и он подсказывает: других способов помочь Свидетелю не существует и только войдя одной ногой в мир его искореженных ценностей можно надеяться на прозрение. Да благословит и поможет всем нам Господь на этом нелегком пути, повелевший носить бремена друг друга. [64]

 

Приложение 1

Православных полемисты:

· Александр Дворкин

(Информационно-консультативный центр св. Иринея Леонского)

Адрес: 119435 Москва, ул. Погодинская, 20, к. 2. Тел./факс: (095) 246-25-35

· Иерей Олег Стеняев (Центр Реабилитации жертв нетрадиционных религий).

Адрес: 109017, Москва, ул Большая Ордынка, 20. Тел.: (095) 953-29-03; 231 -13-00 (только в часы приема)

Приемный день - вторник 12.00 - 16.00.

· Алексей Рассказов (Центр Реабилитации жертв нетрадиционных религий).

Адрес: 113191 Москва, а/я …, Тел.: 342-08-13.

· Александр Егорцев. (Информационно-миссионерский центр "Сектор") студенческой газеты "Татьянин День".

Адрес: 103009, Москва, ул Большая Никитская, 1. Тел.: (095) 203-34-58.

· Иерей Владимир Зайцев (Миссионерский отдел Екатеринбургской епархии).

Адрес: 620085, Екатеринбург, ул. Репина, 6а. Тел.: (3432) 235-378.

· Протоиерей Александр Новопашин (Центр по вопросам сектантства во имя св. Александра Невского)

Адрес: Новосибирск, ул. Советская, 1а.

· Протоиерей Александр Шабанов (Информационный центр свт. Марка Эфесского).

Адрес: 170006, Тверь, ул.Софьи Перовской, 11. Тел.: (0822) 33-12-08; 55-77-19.

· (Православный миссионерский центр Красноярско-Енисейской епархии).

Адрес: 660056, Красноярск, пр. Мира 43, а/я 11604.

· Владимир Александрович Мартинович (Информационно-консультативный центр при Белорусском Экзархате)

Адрес: 220004, Минск, ул. Освобождения, 10-107. Тел.: (017) 220-32-51.

Светские специалисты:

· Евгений Волков (Консультант по проблемам защиты от психологического и духовного насилия)

Адрес: 603000, г. Нижний Новгород, а/я 586, Тел./факс: (8312) 32-79-21.

· Казимирас Андрюшкявичус (Центр Духовного здоровья)

Адрес: Visu Sventuju g. 1, Vilnius 2001. Tel.: (01522) 61-74-34. fax: 61-74-14.

----------

Приложение 2

ТЕМЫ ДЛЯ ДИАЛОГА ХРИСТИАН СО СВИДЕТЕЛЯМИ ИЕГОВЫ

· Лжепророчества Общества.

· Крест или столб.

· Перевод Нового Мира.

· Был ли Христос архангелом Михаилом.

· Совершилось ли Второе пришествие в 1914 году.

· Ад – могила человечества или место мучения.

Материалы на эти и другие темы, равно как и общие сведения об истории, особенностях и деятельности организации Вы можете заказать по адресу: 113191 Москва, Данилов монастырь, Центр духовного развития молодежи, или в Интернете:  http://www.synergia.itn.ru/iegova ; E-mail: katehumen@mtu-net.ru.

 

 

Приложение 3

ИНСТРУКЦИЯ О ПОВЕДЕНИИ СО СВИДЕТЕЛЯМИ ДЛЯ ПОСТОРОННЕГО ЧЕЛОВЕКА

Возможно, в ходе общения Вам потребуется привлечь для временной помощи еще кого-то, либо просто познакомить своего нового друга-Свидетеля с теми, кто не испытывает ни малейшего желания участвовать в предпринятой Вами компании. В этой ситуации будет необходимо заручиться согласием случайных по отношению к Свидетелю лиц по нескольким принципиальным положениям:

· В возникающих по инициативе Свидетеля диалогах всячески уходить от критики его взглядов и Общества в целом.

· В свою очередь, по возможности никогда не инициировать подобных обсуждений, стараясь разговаривать о чем угодно постороннем.

· Учитывать желание Свидетеля подмечать грехи внешних по отношению к Обществу лиц и тем самым укрепляться в сознании своей принадлежности к “истинной” организации.

· Не затрагивать догматически спорных положений, в решении которых Общество и остальные христиане имеют особенно острые расхождения, даже если речь касается жизни присутствующих как православных христиан (смотрите раздел “Взаимовлияние”).

· Непременно стараться сохранять спокойствие и уважение к присутствующему Свидетелю, не смеяться над его мнениями, какими бы они порой ни казались наивными и несуразными.

Общим же настроением любой происходящей между Вами, Вашими близкими и Свидетелем встречи должны быть: доброжелательность, участие, и радушие. Свидетель должен на опыте ощутить – не только среди “братьев и сестер” по вере можно встретить бережное и благоговейное к себе отношение. Православные христиане, не делая тайны из своего неприятия его веры, тем не менее, сохраняют к нему дружеские чувства и всегда рады обычному человеческому общению.

----------

Приложение 4

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, СПОСОБНЫХ ОКАЗАТЬ ВЛИЯНИЕ НА СОЗНАНИЕ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ СВИДЕТЕЛЯ

· Александра Федоровна Романова “О браке и семейной жизни”.

http://www.synergia.itn.ru/iegova/imonas/obrake.htm

· Клайв Льюис “Письма баламута”.

· Он же “Беда с этим N”.

http://www.synergia.itn.ru/iegova/imonas/etotn.htm

· Никифоров-Волгин “Молитва”.

http://www.synergia.itn.ru/iegova/imonas/molitva.htm

· “Отец Арсений” выборочно.

· Н.Е. Пестов "Современная практика православного благочестия" выборочно

· Иоанн Шаховской "Апокалипсис мелкого греха" выборочно.

· Монахиня Вероника "Повесть о жизни".

Общими принципами при подборе литературы для Свидетеля должны быть: отсутствие элементов раздражающих, чуждых ему (смотрите раздел "Взаимовлияние"); высокая нравственность, нравственная красота и сила повествования; правдивость изложения (т.е. откровенная передача как положительного, так и болезненного содержания жизни героя и Православной Церкви); современность языка; относительная простота и доступность изложения.[65]

----------

Приложение 5

МОЛИТВА ПО СОГЛАШЕНИЮ

В Евангелии от Матфея, в главе 18-й, ст. 19-20 читаем следующие слова Спасителя: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни просили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них".

На основе этого указания, в Православной церкви практикуется так называемая "молитва по соглашению" – когда при каком-либо тяжелом положении – болезни, несчастии, бедствии и т.п. двое или более христиан соглашаются вместе усиленно молиться за избавление кого-либо от постигшей его беды.

Такую молитву практиковали, в частности о. Иоанн Кронштадтский и один им московских пастырей – о. Константин Ровинский. По свидетельству последнего (см. его воспоминания), ему приходилось быть свидетелем многочисленных и чудесных случаев действенности такой молитвы, выздоравливали больные, приговоренные врачами к смерти; возвращалось потерянное зрение; возвращалась способность ходить; прекращались упорные приступы ненависти и т.п.

О том же свидетельствует и о. Иоанн Кронштадтский, который пишет в своей книге "Моя жизнь во Христе": "На своем личном опыте я убедился, что как скоро слышат Бог молитву двоих и троих, молящихся от сердца вместе".

При молитве по соглашению, о. Константин Ровинский читал в этих случаях четыре раза в день (утром, днем, вечером, ночью) нижеприведенную молитву, которую также читали и те лица, с кем он соглашался молиться, до тех пор, пока не наступало, по милости Господней, исполнение просимого в молитве.

Ниже приводиться примерный текст молитвы по соглашению:

"Господи Боже наш, Иисусе Христе, Пречистыми Твоими устами Ты сказал нам: "Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет вам от Отца Моего Небесного".

С глубокой верой в непреложность слов Твоих и безмерное милосердие Твое просим Тебя – услышать рабов Твоих (называются имена просящих), согласившихся смиренно просить Тебя о бедствующем (болящем, заблудшем и т.д.) рабе Твоем (…его имя) – да подаждь ему (ей) … (следует изложение просьбы). Однако, не как мы хотим, а как Ты, Господи; да будет на все воля Твоя святая. Аминь".

Конечно, текст молитвы может быть по желанию видоизменен. Лишь бы молитва шла от любящих сердец и с твердою верою, что Господь слышит ее и по премудрости Своей сотворит так, как будет всего лучше для того или для тех, о ком молятся. В зависимости от усердия молящихся и состояния того, о ком молятся, определяется и число раз произношения молитвы в течение дня.

Н.Е. Пестов

 

--------------------------------------------------------------------------------

[1] © Михаил Горушный, 2001. (m_gorushniy@pochtamt.ru) Специально для сайта "Полемика со Свидетелями Иеговы…" [http://www.synergia.itn.ru/iegova]

[2] Дионисий Тацис “Когда чужая боль становится своей: жизнеописание и наставления схимонаха Паисия Афонского” Москва, 1999, Издательство им. Святителя Игнатия Ставропольского. Стр. 107.

[3] Ин. 17:3.

[4] Конечно, и Свидетели не избегают отрицательного влияния и давления среды: кто-то потихоньку пьет, курит, ругается с домашними (кстати, именно по этой причине Свидетель часто берет район для проповеди подальше от своего места жительства: там, где никто не знает о его жизни).

[5] Возможно, что Свидетели попытаются уйти от прямого ответа и отложить его. В таком случае попытайтесь мягко, но настойчиво добиться правды.

[6] Свидетелей регулярно тренируют готовить речи, с которыми они обходят вверенную их окормлению территорию, подобные приемы называются преподнесениями и оттачиваются еженедельно в ролевых играх, на занятиях так называемой “Школы теократического служения”. Впоследствии Свидетель может повторить и “закрепить” пройденный материал на Вас, даже если Вы его родственник…

[7] В среднем российский Свидетель тратит на поиски одного заинтересованного 1878 часов проповеднического времени. (По данным на 1999 год).

[8] На языке Общества подобные люди именуются «овцеподобными» в соответствии с трактовкой евангельского описания страшного суда в Мф. 25:31-33 и далее: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую».

[9] Забывать о собственной безопасности, конечно, тоже не следует. Но если Вы уже встречали этих людей в своем районе на улице и тогда они занимались ровно тем же занятием – проповедью, то, полагаем, они и в самом деле те, за кого себя выдают.

[10] Журналист Эдвард Хантер, описывая то как пленные американцы во время корейской войны внезапно изменяли свои ценности, как они убеждались в том, что виноваты в вымышленных военных преступлениях, создал термин "промывание мозгов", переведя с китайского "hsi nao", "мыть мозг". (“Что нужно знать о “промывании мозгов” Дмитрий Ивахненко)

[11] У Общества Сторожевой Башни нет ни семинарий, ни академий, ни институтов, ни богословских факультетов. Единственное учебное заведение – 5-месячные курсы, которые заканчивают порядка 100-ти человек в год (фотографии выпускников регулярно печатаются в СБ, как правило это один из июньских и декабрьских номеров), и это при том, что сегодня крещеных Свидетелей около 6 миллионов. Более того, Общество, справедливо опасаясь потери контроля над своими манипулируемыми подопечными, старается не допустить свою молодежь к высшему образованию.

[12] Совсем недавно, уже работая над статьей, нам привелось беседовать с одной немолодой уже Свидетельницей, 6 лет являющейся "крещеным возвещателем", пионером… На поставленный вопрос: "Считаете ли Вы, N.N., себя знающей Библию лучше любого православного?" последовал незамедлительный ответ: "Да, безусловно. Я уверена, что знаю Библию лучше любого из православных, будучи Свидетельницей Иеговы".

[13] 1 Тим. 6:20.

[14] Учебник “Школы теократического служения” на странице 37 советует: “Убедившись в том, что нашел ответ, спроси себя, чем ты можешь его доказать. Является ли твой ответ лишь голословным утверждением, которое может показаться твоему собеседнику догматичным, или ты понимаешь основание для выводов, изложенных в публикациях Общества? Можешь ли ты доказать правильность твоего ответа? Тот, кого ты посещаешь, может быть хочет, чтобы ты объяснил основания для твоих выводов или доказал их при помощи Библии.”

[15] Во всяком случае Ваша уверенность не должна быть отрицательно интонационно окрашена и производить у собеседника впечатление будто бы Вы над ним превозноситесь, он кажется Вам смешным и наивным, Вы с ним скучаете, Вас раздражает его аргументация и т.п.

[16] “Правильно ли ты изменяешь интонацию голоса в проповедническом служении и когда тебе предоставляется преимущество выступать с речью в собрании? Изменение интонации — это колебание высоты, темпа и силы голоса, служащее для того, чтобы сохранять интерес слушателей и наглядно показывать ход мыслей и чувства говорящего. Чтобы изменение интонации было использовано как можно лучше, должен охватываться весь диапазон тонов, позволяемый материалом определенной речи. Верхним диапазоном — изменяя интонацию голоса по убывающей — можно вызвать волнение, воодушевление и живой интерес. Средним диапазоном — заинтересованность, тогда как нижний диапазон располагает к серьезности и торжественности.” (“Руководство для Школы Теократического служения” WATCH TOWER BIBLE AND TRACT SOCIETY OF PENNSYLVANIA 1993, стр. 162.)

[17] Интересно отметить, насколько Свидетели обидчивы, настолько же у них неразвитое чувство юмора. Вообще, как замечают сектоведы, искаженное чувство юмора – общий признак сектантской психологии.

[18] К примеру: секта – частная церковь; сектанты – неортодоксальные верующие.

[19] За одним исключением: если Вы работаете в храме (а тем более учитесь в духовном учебном заведении или имеете священный сан), то об этом лучше до поры до времени не сообщать. Достаточно засвидетельствовать свое православие. Тоже относиться и к психологам.

[20] Естественно, Вы должны дать понять своим новым знакомым, что минуя Вас никакой проповеди Вашим домашним быть не должно. Если Вас убедят в истинности Сторожевой Башни, то тогда пожалуйста, но не раньше того. В свою очередь также не делайте другим, чего себе не желаете и не подпадайте под искушение настроить сомневающихся домашних Свидетеля в желанную для Вас сторону. Если у них есть хоть в какой-то степени недовольство религиозным выбором своего близкого и еще не полностью потеряна надежда помочь ему, то скорее всего они сами выйдут на контакт с Вами, коль скоро Вы станете появляться у них дома и заявите о своих расхождениях с доктриной организации. Подробнее тема взаимоотношения с домашними Свидетеля будет рассматриваться в одной из следующих статей.

[21] Само собой разумеется, и среди Свидетелей бывают недостаточно уравновешенные и добросовестные личности.

[22] 2. Кор. 11:4.

[23] Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. (Фил. 3:18)

[24] Сколько Свидетеля чаем не пои, а он все равно в Сторожевую Башню смотрит. (© Кирилл Солодов)

[25] Смотрите раздел: Осторожно, опасная зона!

[26] "Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением". (1Пет. 3:15)

[27] Именно так: "православных авторов", но не священников, богословов, специалистов. Для Свидетеля слово "священник" имеет своим синонимом "лжец".

[28] Адреса полемистов смотрите в приложении №1.

[29] “Итак, есть ли у Иеговы пророк, чтобы помогать им, чтобы предупреждать их об опасностях и объявлять будущее?… На эти вопросы можно ответить утвердительно. Кто же этот пророк?… Этим “пророком” был не один человек, но им была группа мужчин и женщин. Это была маленькая группа людей, следовавших по стопам Иисуса Христа, известная в то время под именем Международных Исследователей Библии. Сегодня их знают как Христианских Свидетелей Иеговы…” “Сторожевая Башня”, 1 апреля 1972 г., стр. 197.

[30] Скорее наоборот станут катализатором возникновения и роста между Вами барьера, в то же время уменьшая интерес к дальнейшему общению.

[31] Общество Сторожевой Башни Библии и трактатов, “Watch Tower Bible And Tract Society”.

[32] Не смотря на то, что ряд полемистов (в частности Роджер Де Лозиер предлагает следующую модель: 1. Договориться о количестве встреч и разбираемых темах; 2. Свидетельствовать о собственной вере; 3. Посеять сомнения в истинности организации; 4. Обличить на основании Св. Писания по очереди все нехристианские доктрины) настаивают на необходимости именно такой схемы поведения со Свидетелем, мы находим не полезным в отношении всякого конкретного Свидетеля жестко следовать предлагаемым моделям.

[33] Не забывайте: он Вас учит, а Вы только спрашиваете.

[34] Наиболее перспективные, с нашей точки зрения, темы смотрите в приложении №2.

[35] Во всяком случае станьте хорошими знакомыми.

[36] К тому же это может его просто излишне насторожить.

[37] В действительности здесь просто работает психологический прием: Общество учит своих верующих докладывать о духовных нарушениях, замеченных в жизни братьев. Иными словами пред нами взаимный контроль: если один из пары и усомниться, то он должен будет скрыть свои сомнения, дабы не быть заложеным собратом.

[38] То есть священников и диаконов.

[39] Возможно также разобрать тему подтасовки Обществом текста Священного Писания в их "Переводе Нового Мира", но только в случае достаточного образовательного уровня Вашего собеседника. Удобной для диалога также может стать тема Креста Христова (Свидетели полагают, будто бы Господь был повешен на столбе).

[40] Смотрите приложение №3.

[41] Следует избегать произведений с милитаристским уклоном, поскольку Свидетели – последовательные пацифисты. Во всяком случае многим российским Свидетелям не ведомо, что их заокеанские соверующие могут служить в полиции, носить оружие и заниматься боевыми искусствами. “По мере увеличения численности Свидетелей Иеговы в их организацию все чаще вступали люди, служащие в полиции. Так как полицейским в США обычно доверяют, люди они в большинстве своем честные и дисциплинированные, стали возникать ситуации, когда тех или иных Свидетелей Иеговы-полицейских назначали старейшинами или служебными помощниками. В 1973 г. "Сторожевая Башня" напечатала вопрос одного из читателей, может ли христианин с чистой совестью согласиться на работу, обязывающую носить пистолет или дубинку. Журнал ответил, что в этом случае "христианин должен принять собственное решение. Если он чувствует, что работа, связанная с возможностью применить оружие, на самом деле причинит вред распространению библейской истины, было бы разумно поискать работу иного характера" (Сторожевая Башня 1973. 15 февраля; на англ. языке).

В 1984 г. в "Сторожевой Башне" от 1 февраля было разъяснено, что если Свидетель Иеговы имеет профессию, обязывающую его носить оружие для возможного применения против других людей или требующую тренировок в спорте боевого характера (дзюдо, карате и прочее), то такой человек не может быть старейшиной или служебным помощником в собрании. Полицейским-Свидетелям Иеговы, которые являлись старейшинами, было дано шесть месяцев, для того чтобы сделать выбор, остаются ли они в полиции, но перестают быть старейшинами в собрании или, наоборот, остаются старейшинами, но находят себе другую работу, не связанную с ношением оружия." (С.И. Иваненко "О людях, никогда не расстающихся с Библией". Москва, 1999. Стр. 72-74). Цитируемая книга в 1999 году распространялась московскими Свидетелями на вверенной их проповеди территории среди несвидетелей.

[42] Подобные материалы Вы сможете в избытке найти на нашем сайте (http://www.synergia.itn.ru/iegova) в разделе «Как не надо писать о Свидетелях Иеговы». Можно начать со статьи «Свидетели Иеговы» под редакцией Почаевской Лавры, затем продолжить одноименной работой по заказу магазина «Православное слово» и т.д.

[43] Список предлагаемых нами произведений смотрите в приложении №4.

[44] Цит. по митрополит Антоний Сурожский "Нам есть что сказать о человеке".

[45] К тому же, к великому сожалению, далеко не ко всякому священнику вообще имеет смысл приводить не только действительного Свидетеля, но даже и уже усомнившегося в доктринах организации. Возможно для священника потребуется некоторая консультация относительно наиболее эффективного поведения при общении с представителем организации. Попробуйте предложить ему для начала ознакомиться хотя бы и с этой работой.

[46] Впрочем, часто посещать подобные собрания мы Вам горячо не рекомендуем, поскольку у них есть таки некоторое гипнотическое действие. Оказывайте время от времени жест доброй воли и не более.

[47] Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

[48] Смотрите рассказ Ольги Вышеславцевой «Яблоко» по адресу: http://www.synergia.itn.ru/iegova/imonas/yabloko.htm

[49] "Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих". (Иак. 2:18)

[50] Текст молитвы с комментариями Н.Е.Пестова смотрите в приложении №5.

[51] “Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.” (Деян. 10:3,4)

[52] Чрез молитву мы соединяемся с другим человеком все по-новому и все по-лучшему... Молитва очищает бывшие, настоящие и будущие отношения.

[53] Именно так, а не единую молитву, поскольку Свидетели органически не переносят писанных молитв.

[54] В качестве примера можно воспользоваться древней молитвой в переводе все того же архиепископа Иоанна Шаховского:

Господи, Боже мой. Удостой меня быть орудием мира Твоего,

Чтобы я вносил любовь туда - где ненависть,

Чтобы я прощал - где обижают,

Чтобы я соединял - где есть ссора,

Чтобы я говорил правду - где господствует заблуждение,

Чтобы я воздвигал веру - где давит сомнение,

Чтобы я возбуждал надежду - где мучает отчаяние,

Чтобы я вносил свет во тьму,

Чтобы я возбуждал радость - где горе живет.

Господи, Боже мой, удостой

Не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал,

Не чтобы меня понимали, но чтобы я других понимал.

Не чтобы меня любили, но чтобы я других любил.

Ибо кто дает - тот получает,

Кто забывает себя - тот обретает,

Кто прощает - тот простится,

Кто умирает - тот просыпается к вечной жизни.

Вы можете даже предложить заменить словосочетание Господи Боже на Иегова Боже, поскольку для нас это не имеет существенного значения, а вот для Свидетеля как известно камень преткновения. Этим Вы снова продемонстрируете свои терпимость, открытость и непредубежденность, что в свою очередь послужит к установлению доверия, без коего невозможно достичь ничего.

[55] Не стоит недооценивать возможностей стороны противника, возможно Вам придется столкнуться с весьма натренированными борцами от Сторожевой Башни и потому необходимо действовать весьма осторожно и расчетливо.

[56] Наиболее крупную подборку материалов по Сторожевой Башне вы сможете найти на нашем сайте в интернете по адресу: http://www.synergia.itn.ru/iegova Очень рекомендуем таже сайт Берегового Романа http://www.bere-roman.narod.ru/svid_ieg.html

[57] “Мы должны ненавидеть их в самом прямом смысле этого слова, то есть относиться к ним с крайним и явным отвращением, считать их отвратительными, гнусными, грязными, питать к ним отвращение”. (“Сторожевая Башня”, 15.9.1981г., с.24-26 “Исключение из членов организации - как на это смотреть?”). Подробнее смотрите на сайте: Томас Карл МакКаски «Свидетели Иеговы, "Сторожевая Башня" и ненависть».

[58] "Стоя в очереди в кассу супермаркета, Патрисия подняла глаза и увидела у соседней кассы своих родителей. “Привет, ма! Привет, па!” - радостно окликнула она их. Мать и отец бросили короткий взгляд в ее сторону, но посмотрели сквозь нее, словно она была невидимкой. Стараясь не встречаться глазами с дочерью, они торопливо закончили свои дела и покинули магазин." (Девид Рид. "За кулисами Сторожевой Башни", Изд. Санкт-Петербургского университета 1998 г. стр. 10).

[59] Синоним миссионера.

[60] Контактные данные бывших Свидетелей Вы можете получить у всякого православного миссионера, адреса смотрите в приложении №1.

[61] "Сторожевая Башня" и "Пробудитесь!"

[62] Впрочем, конечно и в этом случае уместнее будет предложить нечто способное пробудить у Свидетеля интерес. “От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас.” (Деян. 17:27). Смотрите приложение № 4.

[63] «И воспылал гнев Господа на Израиля, и Он предал их в руки Филистимлян и в руки Аммонитян» (Суд.10:7), «И сказал Господь сынам Израилевым: не угнетали ли вас Египтяне, и Аморреи, и Аммонитяне, и Филистимляне» (Суд.10:11), «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет» (Суд.13:1).

[64] Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. (Гал. 6:2).

[65] Последний пункт обусловлен детским стилем литературы самого Общества.