Тема: Саентология

Примечание: Чтобы открыть статью, выберите соответствующий номер в окне "Выбор главы".

  1. Серия "Общие сведения": Церковь саентологии
  2. Спайн Ч. П. Саентология
  3. Уэлдон Дж. Саентология: от фантастики до религии космического века

Вы можете распечатывать и размножать наши материалы без каких-либо ограничений при условии, что не будете использовать их в коммерческих целях. Категорически запрещается вносить какие-либо изменения в текст публикаций без нашего предварительного письменного разрешения. Кроме того, мы убедительно просим о том, чтобы при перепечатке или цитировании наших материалов в других изданиях Вы указывали почтовый адрес Центра апологетических исследований: Россия, 194044, Санкт-Петербург, а/я 954.


© 2002 г. Центр апологетических исследований www.apolresearch.org


ЦЕРКОВЬ САЕНТОЛОГИИ

Рик Бранч

 

ОСНОВАТЕЛЬ: Лафайетт Рон Хаббард.

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 1953 г.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ: Саентология издает широкий спектр публикаций. Вот лишь краткий их список: Source, The Delphian, Advance, The Auditor. Основополагающим трудом является «Дианетика» Хаббарда.

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ: Всё руководство сосредоточено в руках высшего руководства. Хотя во всем мире Саентология представлена большим числом различных организаций, все они управляются и контролируются небольшой верхушкой. Штаб-квартиры в Америке находятся в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, и Клиаруотере, штат Флорида.

ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ: Религиозное учение саентологии содержит сотни специфических терминов, изобретенных Хаббардом (например, «тетан»), и аббревиатур (например, «МЕСТ» - материя, энергия, пространство, время). Наиболее важные понятия мы рассмотрим в разделе «Учение».

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ: У Церкви Саентологии есть целый ряд дочерних организаций. К числу наиболее известных из них принадлежат Advanced Organization of Los-Angeles, Religious Technology Center (RTC) и FLAG. Несколько более замаскированными органами вербовки членов и распространения учения саентологии являются агентства-филиалы, большая часть которых входит в W.I.S.E. (Всемирный институт саентологических предприятий). Среди таких групп можно назвать Sterling Management, Citizens Commission on Human Rights, Citizens against Taxes, The Way to Happiness Campaign, Hollander Consultants, Irons, Marcus & Valko, Uptrends (Podiatry Today, март 1990).

ИСТОРИЯ

История саентологии, основанной Л. Роном Хаббардом в 1953 г., фактически началась намного раньше. В 1930-е годы Хаббард был известным писателем-фантастом. Некоторые его идеи, «присущие саентологии, впервые появились в 1938 г. в рукописи под названием Excalibur» (Уолтер Мартин, The Kingdom of the Cults, p. 345). «Дианетика» вышла в свет в 1950 г., а саентология как религия была основана в 1953 г. В саентологической литературе излагались вымышленные подробности жизни Хаббарда. Например, говорилось, что он «окончил университет им. Джорджа Вашингтона с дипломом гражданского инженера со специализацией в ядерной физике, хотя, судя по архивам этого университета, Хаббард проучился всего два года, причем второй год он был на испытательном сроке, и завалил физику. Утверждалось, что Хаббард получил степень доктора философии в Секвойском университете в Калифорнии, хотя никаких сведений о существовании в Калифорнии какой-либо организации, зарегистрированной под таким названием и имеющей право присуждать докторские степени, нет» (там же).

Джерри Армстронг, преданный саентолог, которому церковь поручила написать авторизованную биографию Хаббарда, обнаружил в биографии Хаббарда и другие неувязки. Армстронг, покинувший саентологию, говорит: «Не был Хаббард и героем II Мировой войны, который чудесным образом исцелил себя от почти смертельных боевых ранений, как он сам утверждал. Хаббард никогда не был в бою. После увольнения с флота в 1946 г. ему дали 40%-ную пенсию по инвалидности в связи с артритом, бурситом и коньюктивитом. Эту пенсию он продолжал получать еще долгое время после того, как объявил, что нашел секрет лечения таких болезней» (Руфь Такер, Another Gospel, p. 301).

Биографы обнаружили, что Хаббард занимался оккультизмом, что, вероятно, сказалось на его писаниях. Хаббард утверждал, что пережил клиническую смерть, во время которой узнал все, над чем когда-либо задумывался человек. Известный сатанист Алистер Кроули был наставником Хаббарда, а протеже Кроули, Джон Парсонс, был его соседом, и они вместе занимались сексуальной магией («Лос-Анджелес Таймс», 24 июня 1990, с. А1).

Несмотря на биографические неувязки, всего за несколько лет Хаббард становится одним из богатейших и наиболее известных религиозных вождей. К 1986 г. было продано свыше 8 миллионов экземпляров «Дианетики» (Такер, p. 299). Методология и убеждения саентологов втянули их в бесконечную череду уголовных и гражданских судебных процессов. Федеральный суд США и канадский суд признали высшее руководство саентологов и саму церковь виновными во взломе, подслушивании телефонных разговоров и преступном сговоре против правительственных учреждений (Time, 6 мая 1991, p. 50).

Саентология в России. «Саентологи появились в России в начале 90-х гг. Первая церковь саентологов зарегистрирована 25 января 1994 г. Распространителем идей саентологов стал Фонд спасения детей и подростков от наркотиков, возглавляемый наркологом В. Ивановым. В 1991 г. Российская Академия медицинских наук финансировала деятельность "саентологов" среди жертв Чернобыля. Свою библиотеку и пропагандистский центр российские саентологи разместили на факультете журналистики МГУ. Книга Л. Хаббарда "Дианетика" была раздана бесплатно всем библиотекам России. Ее изучают на семинарах, которые проводятся в различных городах России. В 1992 г. Хаббарду посмертно было присвоено звание почетного доктора МГУ. В настоящее время вербовка в Церковь саентологии приобрела в России массовые масштабы, особенно в провинции. Повышенную активность саентологи проявляют в Москве, Перми, Екатеринбурге, Усолье, Обнинске, г. Юбилейном Московской обл., Красноярске и др. В Москве насчитывается 10 тысяч последователей Церкви саентологии. Во главе ее стоит правление из 5 человек. В структуре церкви действует Московский центр дианетики» (Религии народов современной России: Словарь. - М.: Республика, 1999. - с. 556).

УЧЕНИЕ

Поскольку саентология пользуется сотнями специфических терминов, в ее богословии путаются не только новички, но и те, кто изучал его многие годы! Саентология утверждает, что человек по своей сути является Тетаном (ударение на первом слоге). Написанный Хаббардом справочник Dianetics and Scientology: Technical Dictionary объясняет: «Тетан бессмертен и обладает способностями, далеко превосходящими те, наличие которых до настоящего времени предполагалось в человеке. Что же, в конце концов, это за штука, именуемая Тетаном? Это попросту ты сам до того, как ты изменил себе, и это самое удобное определение, какое я знаю» (p. 432). Таким образом, Тетан - это бессмертная часть любого человека, зараженная или испорченная влиянием МЕСТ (слово, образованное из первых букв английских слов: материя, энергия, пространство, время).

В другой книге Хаббарда говорится: «Под МЕСТ мы понимаем физическую Вселенную материи, энергии, пространства и времени в том виде, как мы знаем о них из физических наук» (Science of Survival, Book 2, p. 264). Тетан не просто бессмертен, «Хаббард открыл способ отделить человеческую личность от тела и разума. Тетан обладает силой творить МЕСТ, то есть материю, энергию, пространство и время или основное вещество существования» (Encyclopedia of American Religions, vol. 2, p. 222).

Таким образом, Хаббард и саентологи хотели бы заставить Америку и весь свет поверить, что человек - это бессмертный Тетан, способный творить МЕСТ. Однако не всякие МЕСТ - хорошие МЕСТ. Иногда МЕСТ вступает в конфликт с Тетаном, что порождает инграммы.

Пытаясь придать сколько-нибудь понятный смысл этой путанице МЕСТ, саентологи пишут: «Инграмма возникает, когда отдельное живое существо страдает от сильного воздействия со стороны МЕСТ. Каждое мгновение физической боли содержит в себе частичное или серьезное нарушение аналитической функции разума» (Science of Survival, Book 2, p. 28). Следовательно, инграмма - это воспоминание, вызванное любым случайным происшествием. Однако в тот момент, когда образуется инграмма, человек часто не осознает, что с ним что-то случилось. Как это возможно?

В цикле лекций, прочитанных в августе и сентябре 1950г., Хаббард так объяснял этот процесс: «Инграмма - это запись момента боли и бессознательного состояния. Непременной частью инграммы, по определению, является удар или травма. Инграммы - это полные, вплоть до последней точной подробности, записи каждого ощущения, присутствовавшего в момент полной или частичной бессознательности» (Введение в Саентологическую этику. - М.: Нью Эра, 1998. - с. 450). «Тысячи моментов боли вызывают лишь небольшую потерю сознания. Даже такой пустяк, как ожог пальца, и тот вызывает резкое ослабление аналитического разума. Главным общим знаменателем инграмм является бессознательное состояние» (Research and Discovery Series: A Running Record of Research into Mind and Life, vol. 3, pp. 114-115).

Инграмма, таким образом, представляет собой «ментальную картинку», которая «содержит в себе, как часть своего содержания, бессознательное состояние и физическую боль» и хранится в разуме человека (Dianetics and Scientology, p. 114). Но в каком разуме?

Как объяснял Хаббард, у каждого человека есть два разума: аналитический и реактивный. У обоих имеются весьма специфические функции, хотя и не обязательно положительные. В брошюре Basic Dictionary of Dianetics and Scientology эти два разума определяются следующим образом: «Аналитический разум: в Дианетике и Саентологии аналитический разум бодрствует и осознает окружающее, а реактивный разум просто реагирует без анализа». Далее там говорится: «Реактивный разум - это часть разума, которая действует на основе реакции на раздражители. Он состоит из локов, инграмм и инграмм болезненных эмоций и является единственным источником аберраций и психосоматических болезней человека» (pp. 2, 23).

Итак, истинная природа человека - это бессмертный тетан. Однако тетан отвечает за создание МЕСТ. Хотя именно тетан создал МЕСТ, иногда МЕСТ вступает в противоречие с тетаном, что приводит к возникновению инграмм. Поскольку каждая инграмма в большей или меньшей степени сопровождается бессознательностью, аналитический разум тетана не знает о существовании многих из них. В результате накопления тысяч известных и неизвестных инграмм, хранящихся в реактивном разуме, человек на всем протяжении своей жизни испытывает проблемы. Инграммы накапливаются не только в этой жизни, но и в пренатальный период и даже в многочисленных предыдущих жизнях. Таким образом, целью саентологии является избавить тетана от этих нежелательных инграмм. Как этого достичь? Стать клиром.

Объясняя сущность клира, Хаббард прибегает к интересной аналогии. Клир (Clear) - это «надпись на кнопке калькулятора. Когда ты нажимаешь на нее, все ответы, скрытые в машине, стираются, и машину можно использовать для правильных расчетов. Пока кнопка не нажата, машина прибавляет все старые ответы ко всем новым расчетам, и ответы получаются неверные. В действительности, это и есть суть клира. Клиры - это существа, которые были очищены от неправильных или ненужных ответов, которые мешали им жить или думать. "Клир" по своему желанию может творить энергию, а также управлять аналитическим и реактивным разумом, контролировать, уничтожать или воссоздавать их. У "клира" нет инграмм, которые можно было бы рестимулировать, чтобы они нарушили правильность расчетов, вводя в них скрытые и ложные данные» (Dianetics and Scientology, pp. 75-76).

Отсюда, тетан, достигший желанного состояния «клира», по сути дела деле становится чистой доской, ожидающей, пока на ней напишут что-то новое. Как объяснял в своих лекциях Хаббард: «тебе нужно получить новое образование, если ты собираешься изменить точку зрения клира» (Research and Discovery Series, vol. 2, p. 402). Таким образом, новые данные, сообщаемые Саентологией, - это не просто перетасовка уже существующих верований и идей. Скорее, это совершенно «новый» материал, именно то, что требуется для «нового образования». Без этого нового образования невозможно достигнуть состояния клира. Но, если клир - высшее состояние бытия, к достижению которого каждый должен стремиться, то как его достичь? При помощи одитинга.

Как вы помните, реактивный разум состоит из «локов» и цепей инграмм. Для того, чтобы признать тетана клиром, реактивный разум с его инграммами должен быть удален путем одитинга. «Для того, чтобы удалить реактивный разум, преклира "возвращают" к инграмме и подвергают ее содержание внимательному изучению аналитического разума» (Dianetics: The Original Thesis, p. 54).

Как только преклир (изучающий Саентологию) ясно выражает суть инграммы, «одитинг снимает нежелательные барьеры, которые угнетают, замедляют или притупляют природные способности человека, а также постепенно увеличивает способности, которыми он обладает, так что человек становится более способным, и его жизнеспособность, счастье и интеллект невероятно возрастают. Деятельность одитора, помогает преклиру посмотреть на свое существование и улучшает его способность конфронтировать то, что он собой представляет, и где он находится» (Dianetics and Scientology, p. 28). Когда тетан вспоминает инграмму, ее удаляют из реактивного разума в процессе сеанса одитинга с помощью саентологического Е-метра. Считается, что это устройство, действующее по принципу детектора лжи, представляет собой «электронный прибор для измерения состояния ума и изменения состояния человека, который делает одитинг более точным и быстрым» (Basic Dictionary of Dianetics and Scientology, p. 11).

Кто-то справедливо подметил, что выразить в нескольких словах основное учение Саентологии - весьма непростая задача. Итак, вначале были тетаны. Они должны были в конечном итоге создать МЕСТ, что было не лучшим из возможных предприятий. Когда тетан, обитающий в МЕСТ, вступает в конфликт с другим МЕСТ, в его реактивном разуме записывается инграмма. Эта инграмма, даже если тетан о ней забыл вследствие бессознательности, которая сопутствует всякой инграмме, хранится в реактивном разуме и заставляет тетана верить ложным данным. Целью саентологии является при помощи одитинга избавить тетана от всех инграмм, чтобы тетан, отныне имеющий новую, познавательную точку зрения на реальность, путем одитинга мог бы достичь более высокого состояния бытия - клира.

Вопреки заявлениям о том, что Саентология не противоречит другим религиям, в том числе и христианству, саентологическое учение чуждо и враждебно христианству, поскольку представляет собой смесь оккультизма, восточного мистицизма и научной фантастики. «Хаббард нападал на христианство, называя его "имплантированным", и говорил, что Христа выдумали» (A Piece of Blue Sky, p. 383). Хаббард писал: «Как показывают факты, ни Господь Будда, ни Иисус Христос не были ДТ [Действующими Тетанами], они были лишь чуть выше клира» (Certainty, vol. 5, No. 10).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Анти-Саентология. Критика доктринальных основ и технологий хаббардизма. - СПб: Изд. Центр СПбГМТУ, 1999. - 305с.
  2. Капкан безграничной свободы: Сборник статей о сайентологии, дианетике и Л. Р. Хаббарде. - Москва: Издательство Братства Святителя Тихона, 1996. - 157с.
  3. Мак-Дауэлл, Джош и Стюарт, Дон. Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. -Москва: «Протестант», 1993. - 224с.
  4. Хиндсон, Р. Э. Ангелы обмана. - Москва: «Протестант», 1994. - 239с.

 

Переведено и издается для некоммерческих целей с разрешения Watchman Fellowship, Inc. При использовании материала ссылка на Центр апологетических исследований обязательна. Материал подготовлен в 1996 году, дополнен в 2000 году.


САЕНТОЛОГИЯ

Чарльз П.Спайн

Уже с первых шагов изучения Церкви Саентологии становится очевидным существование двух совершенно разных точек зрения. Прежде всего, исследователь наталкивается на отточенные формулировки и внешний лоск материалов, издаваемых самой Церковью. Эти материалы расскажут вам о том, как основатель саентологии Л. Рон Хаббард нашел ответ на все мировые проблемы, создал совершенный союз науки и духовности. Вы увидите свидетельства знаменитых, прекрасных людей, рассказывающие, как саентология помогла им развить интеллект и добиться большего успеха. Читая литературу, изданную Церковью, вы получите ясное ощущение того, что саентология - это подлинно научная технология, воплощение единственной надежды человечества на обладание истиной, счастьем, умственным, духовным и физическим здоровьем, и убедитесь в том, сколько добра эта организация принесла миру.

Для тех из нас, кто испытал на себе и хорошо изучил наследие тоталитарного марксизма, такого рода пропаганда - не новость. А при более пристальном рассмотрении становится ясно, что у этой истории есть и другая сторона. Журналисты, ученые, врачи, психиатры, социологи, религиозные лидеры, бывшие саентологи и многие другие поведают Вам другую историю саентологии - историю боли, страха, контроля за сознанием, финансовых манипуляций и "терроризма при помощи закона".

В 1991 году в одном из номеров журнала "Тайм" появилась статья под названием "Саентология, культ стяжательства". Подзаголовок этой статьи звучал так: "Разбитые жизни. Потерянные состояния. Федеральные преступления. Саентология выдает себя за религию, но на самом деле представляет собой безжалостную западню всемирного масштаба". Естественно, что столь резкая статья натолкнулась на яростное сопротивление саентологов. Они организовали невероятных размеров пропагандистскую кампанию, в ходе которой обрушились на "Тайм" с поистине нелепыми утверждениями, что публикация статьи была инспирирована фармацевтической фирмой, и что содержащиеся в ней обвинения - лишь часть большого заговора, имеющего своей целью уничтожить Церковь Саентологии. Однако многие независимые наблюдатели назвали утверждения саентологов безосновательными и нелепыми. Джоан Липман, ведущая постоянного раздела в весьма уважаемой газете "Уолл Стрит Джорнэл", писала в номере за 10 июня 1991 года: "...никто из тех, кто работает в рекламном бизнесе, не принимает всерьез выдвинутые саентологами обвинения. Они (представители фармацевтической фирмы) могут только мечтать о возможности "насаждать" статьи, которую им приписывают саентологи". Ситуация вызывает, по меньшей мере, некоторое недоумение. Неужели это лучший ответ, на который способна Церковь Саентологии?

Автор статьи в "Таймсе" Ричард Бехар утверждает, что, когда Церковь узнала о готовящейся статье, на него были спущены "по меньшей мере, десять адвокатов и шесть частных детективов", чтобы напугать, измотать и дискредитировать его. В статье также упоминалось о том, сколько судебных исков подают саентологи. К моменту написания статьи в суде разбирался 71 иск против одного только государственного налогового управления США. "Суть в том, - утверждает Йоханнус Оогорд, профессор сравнительного изучения религий из университета в Орхусе (Дания), - что они судятся независимо от того, есть для этого повод или нет, чтобы устрашить всякого, кто соберется сказать о них что-то опасное. Они судятся, чтобы отнимать ваше время. Они судятся, чтобы иметь возможность сказать, что ваши слова сейчас оспариваются в суде, они судятся, чтобы довести вас до банкротства судебными издержками. Многие скорее сдадутся, чем согласятся терпеть такой "терроризм при помощи закона".

Подобные методы определенно составляли политику Церкви в прошлом, но многие полагают, что к ним будут прибегать и в дальнейшем. "Некоторые люди мертвы, потому что нападали на нас... Некоторые разорились, потому что нападали на нас..." - писал в своем "Учебнике справедливости" сам Л. Рон Хаббард, ныне покойный основатель движения. Руководство Церкви наставляло: "Наймите частного детектива в фирме национального уровня, чтобы узнать все об авторе... Выясните любые детали о преступном или коммунистическом прошлом этого человека... Пусть ваш адвокат направит в журнал письмо с угрозой подать на них в суд". Упомянутое правило, введенное Хаббардом 18 октября 1967 года, говорит, что у лишенного прав "любой саентолог может отнять имущество или нанести ему любые телесные повреждения без всякого за это для саентолога наказания".

Некоторые журналисты, очевидно, получили ярлык "лишенных прав" в соответствии с ранее официально существовавшим в Церкви правилом "честной игры". Одна из них - Полетт Купер, журналист из Нью-Йорка, написавшая в 1971 году книгу "Скандал саентологии". Для того, чтобы заткнуть ей рот, секта сфабриковала против нее ложное обвинение, украв у нее несколько именных бланков и ловко соорудив два письма с угрозами в собственный адрес. В результате ей было предъявлено обвинение по трем пунктам, ей пришлось заплатить судебные издержки на сумму около 19000 долларов и почти пять лет отбиваться от попыток измотать ее всеми возможными способами, включая угрозы убийства. В конце концов, все обвинения были сняты, и ФБР, конфисковав бумаги Церкви, обнаружило несколько документов, в которых был детально разработан план "устранения" Купер.

В обзоре книги "Л. Рон Хаббард - мессия или безумец?" (соавтором которой был Л. Рон Хаббард-младший, сын основателя cаентологии) газета "Санкт-Петербург Таймс" (речь идет о городе Санкт-Петербург в штате Флорида, США) писала: "Саентологи так решительно намеревались остановить издание... что одновременно начали четыре судебных процесса против ее автора и издателя". На обложке книги есть обращение к читателям: "Мы считаем своим долгом донести до вас эту книгу как можно быстрее, - несмотря на постоянное судебное давление, которое мы испытываем. Содержание (книги) оправдывает огромные юридические и личные проблемы, через которые нам пришлось пройти. Мы убеждены, что эта книга не должна быть задавлена, чего бы это ни стоило".

Но история запугивания на этом не заканчивается. "Ридерз Дайджест" в своих статьях "Саентология: анатомия устрашающего культа" и "Саентология: болезнь распространяется" собрал сведения о многих случаях обмана и насилия, назвав их "леденящими душу" и "похожими на действия мафии".

Почему же Церковь Саентологии так стремится запугать тех, кто выступает против нее? Один журналист сказал, что это не вопрос правды или лжи, и на него нельзя ответить с позиции "правильно - неправильно". Церковь Саентологии больше производит впечатление обмана, имеющего мировые масштабы и приносящего доходы в миллиарды долларов, и она попросту пытается обезопасить свои прибыли. Создается впечатление, что это всегда было главной задачей саентологии. Прежде чем взяться за основание Церкви, Л. Рон Хаббард был популярным писателем, автором занимательных научно-фантастических рассказов. Причину такого внезапного поворота можно найти в интервью, взятом у Хаббарда одним из крупнейших журналов в конце 1940-х годов. Он сказал: "Писать и получать по пенни за слово нелепо. Если человек действительно хочет заработать миллион долларов, лучший способ - создать свою собственную религию." Едва ли не в каждой стране, где действует Церковь, появлялись высказывания о том, что саентология - это механизм для финансовых манипуляций, спрятанный за громким именем "религии".

В США Церковь Саентологии только в прошлом году получила, как религиозная организация, статус, освобождающий ее от уплаты налогов. 10 лет назад налоговый суд Соединенных Штатов писал, что саентология "переправила миллионы долларов через несуществующий фонд и липовую корпорацию" и "делала бизнес на торговле религией". После десяти лет судебных разбирательств и непрекращающегося политического давления, налоговое управление и Конгресс США, наконец, сдались. Дэвид Мискавидж, председатель правления принадлежащего Церкви "Центра религиозной технологии", сказал: "Это для нас большая победа... теперь нас одобрили".

"Несмотря на его (м-ра Мискавиджа) самоуверенность, - пишет в ответ журналист, - бизнес, которым занимается саентология, состоящий в продаже легковерным людям консультационных услуг по цене, доходящей до 800 долларов в час, налоговым управлением США одобрен не был. Он был просто освобожден от обложения налогами".

Больше всего исследователей саентологии поражает странная система (это учение названо дианетикой), в которой псевдо-философия причудливо переплетается с псевдо-психологией и псевдо-религией, обещая исцеление от всех болезней человечества. Когда Вы узнаете ее поближе, становится ясно, что подобные мысли могли зародиться только в мозгу писателя-фантаста. По словам журнала "Ридерз Дайджест", Хаббард утверждал, что он проследил историю человечества на 74 триллиона лет назад, и что эта история берет свое начало на Венере. Современные земляне - это материальные проявления вечных духов, которые вновь и вновь перевоплощаются на протяжении эпох. Но, как утверждает Хаббард, наши земные проблемы зачастую являются следствиями бесплотных ментальных образов, которые он называет "инграммами", - болезненных ощущений из этой жизни или предыдущих воплощений.

Первое издание книги Хаббарда было сенсацией; он утверждал, что "очистил" 270 случаев инграмм, тем самым сильно повысив умственные способности пациентов и излечив их от целого спектра болезней, от артрита до болезней сердца. Впоследствии Хаббард говорил, что саентология уничтожает рак и является единственным средством от ожогов после ядерного взрыва".

Вы спросите, как можно поверить в такую нелепость? Ответ состоит в том, что саентология располагает сложной отработанной системой пропаганды. "Ридерз Дайджест" прибавляет: "Конечно, от новичков не требуют проглотить всю эту смехотворную историю сразу целиком; они получают ее постепенно, маленькими дозами. Этот процесс приведет их к тому, что человек, однажды испытавший его на себе, назвал "роботоподобным" состоянием".

Кроме того, саентология настаивает на своей совместимости с другими мировыми религиями, в том числе с христианством, что является, мягко говоря, абсурдом. Вам придется проделать долгий и трудный поиск, чтобы найти хотя бы что-то общее между Иисусом Христом и Л. Роном Хаббардом. Один был смирен и свят, совершенный пример для всего человечества, бескорыстный, любящий, готовый принести себя в жертву. Другой был самоуверенным человеком с искушенным вкусом, богатым воображением и неудержимым стремлением к богатству и власти. Между ними двумя нет абсолютно ничего общего. По словам Хэнка Ханеграафа, президента Института Христианских Исследований (который, кстати, расположен рядом с международной штаб-квартирой Церкви Саентологии), саентология противоречит практически каждому учению исторического христианства, от природы Бога и человека до реальности Небесного Царства и Христа. Эту религию просто невозможно сравнивать с христианством.

Многие саентологи утверждают, что рост их организации во всем мире является подтверждением законности культа и эффективности помощи, которую он предлагает людям. Логика подобных доводов нелепа. Распространение СПИДа, к примеру, достигло во всем мире баснословных размеров. Будем ли мы на этом основании приветствовать и поддерживать его дальнейшее существование и рост? Конечно, я понимаю, что СПИД и саентология - разные вещи, но быстрое распространение не может оправдать ни то, ни другое.

Если рассуждать объективно, то мы по-прежнему располагаем двумя версиями того, что собой в действительности представляет это учение. По мнению ее приверженцев, саентология - это путь, который ведет человечество к счастливой и здоровой жизни, замечательная Церковь, которая просто пытается очистить наш мир от наркотиков, преступлений и прочего зла.

Остальная часть общества видит в саентологии опасную, склонную к насилию всемирную организацию, которая обманом вовлекает в свои ряды людей и заставляет их платить деньги за бесполезную псевдопсихологию, основанную на художественном вымысле писателя-фантаста. Я уверен, что большинство читателей достаточно разумны, чтобы решить для себя, какую позицию им стоит занять.


САЕНТОЛОГИЯ:

от фантастической выдумки

до религии космического века

Джон Уэлдон

Наша эпоха, как и Римская Империя времен Христа, представляет собой период религиозной неразберихи. Плюралистический рынок идей предлагает современному человеку любые мыслимые мировоззрения, от агностицизма до гегельянства, от поклонения дьяволу до научного рационализма, от теософских культов до философии процесса. Наша эпоха переживает идеологическую и социальную агонию, хватаясь за любую идею, которая обещает экстаз космических взаимоотношений, или всеобъемлющего Weltanschauung [мировоззрения].

(Джон Уорвик Монтгомери) [1] 

Одним из наиболее загадочных и противоречивых товаров, выставленных на сегодняшнем "религиозном рынке", является Церковь Саентологии. Она была основана в 1950-х гг. в США Лафаеттом Рональдом Хаббардом (1911 - 1986), как развитие его более ранней нерелигиозной теории Дианетики [2 *].

Сегодня Саентология имеет более 700 центров в 65 странах и является одной из самых богатых новых религий. Такие голливудские звезды, как Том Круз, Джон Траволта, Кирсти Элли и Сонни

Боно составляют лишь небольшую часть активных сторонников Саентологии. Но у этой новой религии существуют и критики, о чем свидетельствуют пользующиеся огромным спросом статьи в журналах "Ридерз Дайджест" (май 1980, сентябрь 1981) и "Тайм" (6 мая 1991).

ФИЛОСОФИЯ САЕНТОЛОГИИ

Основные принципы Саентологии являются продуктом эклектического смешения восточной философии и личных открытий Хаббарда в ряде научных дисциплин, а также "данных", полученных посредством "одитинга". Одитинг - это саентологический вариант "психоанализа", который состоит в тщательном изучении настоящей жизни и "прошлых жизней" "преклира" (новообращенного). В одном из определений Хаббард описывал Саентологию как "западное англизированное продолжение многих более ранних форм мудрости" [4]. В число этих форм мудрости входят Веды, таоизм, буддизм, иудаизм, гностицизм и достижения древнегреческой цивилизации; учения Иисуса, Ницше и Фрейда. По словам Хаббарда, "Саентология выполнила цель религии, прослеживаемую во всей истории Человека, - освобождение души посредством мудрости" [5].

Саентология разделяет разум человека на две составляющие - аналитический и реактивный, приближенно соответствующие понятиям сознательного (рационального сознания) и подсознательного (иррационального сознания). Ощущение сильной боли, шока или потеря сознания создает в нашем реактивном уме "инграмму", т.е. сенсорное впечатление. В свою очередь, эти ментальные образы являются причиной наших эмоциональных и даже многих физических расстройств [6]. Стереть их можно лишь с помощью Саентологии [7].

Эти ментальные образы сохраняются без искажения, но пребывают в полном бездействии до тех пор, пока аналогичное происшествие их вновь не "включит". Включаясь, они производят в нас поступки, обусловленные реакцией на раздражитель, которые наносят вред нашему благополучию. Таким образом, когда мы попадаем в условия, сходные с некоей опасной ситуацией из нашей прошлой жизни, даже если теперь нам ничто не угрожает, наше сознание реагирует на несуществующую опасность, толкая нас на неадекватные и разрушительные поступки. Например, некий мальчик упал с дерева в тот момент, когда мимо проезжала красная машина, и потерял сознание. Впоследствии, даже когда мальчик вырастет, красные машины (и даже просто красные вещи) будут вызывать в его памяти этот эпизод и становиться причиной иррациональных поступков. Возможно, он будет отказываться ездить в красных машинах, и даже одна мысль об этом будет вызывать у него болезненную реакцию.

В этом смысле, все мы являемся в большей или меньшей степени подневольными существами, мы - "машины", послушные своему оператору (т.е. реактивному уму). Саентология утверждает, что наша реакция на внешние раздражители непроизвольна. Другими словами, мы не свободные существа, а рабы "искаженного", реактивного ума. Саентология утверждает, что посредством Дианетики саентологической терапии, человек может избавиться от своих инграмм, "стереть" их и стать "клиром", т.е. контролировать свое поведение и не зависеть от милости разрушающего реактивного ума.

Саентология говорит нам, что, пройдя через множество перевоплощений, мы храним в себе инграммы, накопленные за триллионы лет. Таким образом, чтобы избавиться от скрытых инграмм, человек должен вернуться своим разумом к стрессовым ситуациям, пережитым не только в этой, но и в прошлых жизнях.

По учению Саентологии, в действительности каждый человек является тетаном, бессмертным духом. Будучи поврежден инграммами, этот дух забыл о том, что он бессмертен, и о том, что он - тетан. Тетаны имеют абсолютный контроль над своими телами, но, к сожалению, они впали в заблуждение и считают, что они и есть тела (ужасная участь), и, таким образом, являются пленниками вселенной МЭПВ (материи, энергии, пространства и времени). Всякий раз, когда тело тетана умирает, он должен перейти в другое тело, но при этом он сохраняет в себе все инграммы, накопленные за триллионы лет. Поэтому тетаны уже не свободны, но пребывают в плену материальной вселенной [8]. Саентология утверждает, что может освободить тетана.

БОГОСЛОВСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Учитывая религиозные претензии Саентологии, я разделю ее богословские положения на шесть основных категорий: Бог, человек, творение, спасение, смерть и сверхъестественное.

Бог

Существующее в церкви Саентологии представление о Боге очень близко к панентеизму (вера в то, что все творение находится в Боге, но не идентично Ему) [9], хотя допускается и единобожие. Понятие "Высшего Существа" носит намеренно неопределенный характер и не имеет особого отношения к теории или практике Саентологии. В зависимости от ситуации, о Нем говорят, как о "Природе", "Бесконечности", "Восьмой Динамике" и так далее. Как правило, рядовые саентологи вольны трактовать понятие Бога, как им заблагорассудится [10].

Человек

Саентологи утверждают, что по своей истинной природе человек не является суммой ограниченного, жалкого телом и своего "Я", как он ошибочно полагает. Человек - это тетан, чья подлинная природа изначально прекрасна и божественна. Человек - не падшее существо, скорее, он просто не знает о своем совершенстве. Если человек и "впал" во что-то, то не в грех, а в материальное рабство. Как же это произошло?

Очевидно, триллионы лет назад тетанами овладела скука, и тогда, ради забавы и развлечения, они создали воображаемые вселенные. Постепенно, они стали все сильнее увлекаться своим творением, пока, наконец, не попали в такую зависимость от проявлений собственных мыслительных процессов, что утратили всякое сознание своей истинной сущности и духовной природы [11].

Они поддались гипнозу МЭПВ и попали в ловушку. Дополнительная сложность состояла в том, что за триллионы лет своего существования тетаны накопили бесконечное множество инграмм. В конечном итоге, тетаны превратились в поистине жалкие существа - порабощенные материей, подобно машинам механически реагирующие на внешние раздражители. Сегодня от некогда славных духовных существ остались лишь узы реактивного ума и рамки вселенной МЭПВ (т.е. физическое тело и материальный мир). Отсюда, в работе Scientology: A World Religion Emerges in a Space Age ["Саентология: в космическом веке появляется мировая религия"] представление Саентологии о человеке излагается таким образом:

"ЛИЧНОСТЬ в Саентологии является (и открывает для себя, что она является) тетаном (духовным существом), обладающим бесконечными созидательными способностями, который действует в материальной вселенной, но не является ее частью...

Вечное Неразрушимое "Я" (Атман) индуистских Упанишад - это древний прообраз саeнтологической концепции тетана...

Тетан рассматривается и как первоначальный источник созданной им самим вселенной, которая пересекается со вселенными, созданными другими тетанами, в великом сообществе душ. Таким образом, формируется мир чувств, по отношению к которому, подобно индуистской "Lila", или "Божественной Игре", каждый тетан играет в Игру Жизни вместе со своими духовными партнерами.

Когда Существо нисходит... в Материальность, проявления его общения становятся все тяжелее и плотнее, и его ощущение реальности искажается" [12].

Творение

Вселенная не была создана ex nihilo (из ничего) одним высшим существом, и не может существовать самостоятельно, сама по себе. Саентологическая вселенная преставляет собой субъективную, ментальную эманацию или "проекцию" тетанов. Реальность этой вселенной не абсолютна, но определяется исключительно взаимным согласием тетанов. Таким образом, вся материальная вселенная - это Игра, плод изобретательности тетанов (порожденный скукой), следствие принятого ими еще в доисторические времена совместного решения заняться "творением" [13].

Вселенная, которая является продуктом разума тетанов, может претерпевать бесконечные изменения под управлением сведущего или духовно просветленного тетана. Психические возможности, развитию которых способствует Саентология, саентолог может счесть подтверждением этого учения. Но для полностью невежественного тетана (то есть, в принципе, для всех несаентологов) вселенная является коварной и смертельно опасной духовной западней. Невежественные тетаны находятся в плену инграмм и считают себя просто физическими телами. Как результат, они представляют собой слабые, бессильные создания, порабощенные материальной вселенной, которая не позволяет их природе бессмертного духа самореализоваться [14]. По сути дела, знакомый нам материальный тварный мир является не только иллюзией, но и несомненным злом, то есть разрушительным препятствием, которое человек должен преодолеть, чтобы развиваться духовно [15].

Спасение

Жалкое существование тетана в рабстве МЭПВа и невежестве продолжалось многие тысячи лет до тех пор, пока Л.Рон Хаббард не открыл тайную природу человечества и первым не предложил избавить тетанов от страданий, разработав всеобщий план спасения. С помощью саентологического одитинга инграммы могут быть нейтрализованы, и тетан сможет все лучше осознавать свою истинную природу, т.е. достигать "просветления". На основе различных приемов была создана практическая методика, позволяющая посвященному осознать свою духовную природу, отделиться от МЭПВ-тела и приступить к осуществлению ментального контроля над МЭПВ-вселенной. Иными словами, посвященный, в конце концов, может достичь стадии "клира", а потом, последовательно проходя через уровни "Оперативного тетана" ("ОТ"), достигать все большей самореализации. ("Оперативный тетан" - это тетан, который все больше и больше познает и применяет свои истинные способности тетана.)

Смерть

Смерть для саентологов подчас является благословением, поскольку она дает душе возможность освободиться из телесного плена (другими словами, тетан [душа] получает возможность достичь более высокого уровня самосознания). С другой стороны, смерть столь ужасающе ординарна (ведь каждая личность прошла через это триллионы раз), что является, по сути, незначительным событием, почти несущественным в общей схеме вещей [16].

Оккультизм

Использование психических сил и практики выхода из телесной оболочки (как способ вновь осознать свои истинные возможности) говорит о том, что Саентология успешно сосуществует с миром оккультного. Более того, сын самого Хаббарда утверждает даже, что "черная магия является внутренним стержнем Саентологии" [17]. Сам Хаббард, как утверждают, признавался, что в своей жизни он руководствовался советами некоего духовного существа [18]. Кроме того, оккультная природа Саентологии была подтверждена и целым рядом научных исследований [19].

КРИТИКА

Несмотря на то, что во многих случаях Церкви Саентологии удавалось подавить критику в свой адрес [20], сегодня все еще существует внушительный объем критической литературы, доступной для исследователя. Особенно полезны такие документы, как (1) правительственные исследования и отчеты, (2) протоколы бесчисленных судебных разбирательств (выступают ли саентологи истцом или ответчиком), (3) научные исследования в любых областях, имеющих отношение к саентологии (напр., философии, медицине, психологии, социологии, богословии, этике), (4) данные из средств массовой информации и результаты журналистских расследований, а также (5) опубликованные работы действительных и бывших членов Церкви Саентологии [21].

Саентология и Дианетика, конечно же, не лишены утверждений, поддающихся проверке, даже при том, что, по утверждению Церкви Саентологии, Хаббард никогда не делал никаких утверждений от ее имени [22]. И все же Хаббард полагал - помимо прочего - что его философия и методология (1) прекрасно подходят для диагностики душевного здоровья; (2) могут избавить человечество от главных проблем; (3) являются рациональным и проверенным научным методом (за исключением случаев, когда они касаются исследования духа)22 ; и что (4) Дианетика успешно работает в 100% случаев и повышает коэффициент интеллекта человека. Однако прежде чем Дианетика переросла в Саентологию, ее изучили и подвергли резкой критике многие исследователи, а ее основные положения бы-ли признаны несостоятельными [24].

Бездоказательными остаются и многие утверждения Саентологии. Возьмем, к примеру, одного из самых крупных юристов нашего столетия, выпускника Оксфорда, лорда-канцлера Хэйлшэма. Он дважды занимал самый высокий пост, доступный английскому юристу - должность лорда-канцлера, а также был министром образования и министром науки и технологии. Он говорил: "Я не нахожу, что философские положения [Саентологии] адекватно объясняют [их] теории... фактические данные, на основании которых они говорят о хороших результатах, достигнутых применительно к отдельным людям, не представляются мне полностью достоверными" [25].

Что касается влияния на душевное здоровье, применение саентологических методов, как утверждают, уже причинило вред некоторым людям. Проблемы могут возникнуть из-за оккультных практик, приемов Саентологии или неопытности одитора [26]. В числе негативных последствий можно назвать галлюцинации и иррациональные поступки, серьезную дезориентацию, странные ощущения, физические и душевные заболевания, потери сознания и самоубийства [27]. (Из сносок вы увидите, что Хаббард и сам признавал реальность большинства перечисленных последствий, хотя и утверждал, что они могут быть вызваны лишь неправильным применением саентологической "технологии".)

Хаббард также утверждал, что Саентология - это проверенный научный метод, рациональный и построенный на научных принципах. Однако методы Хаббарда противоречат его словам и показывают, что методология его исследований сомнительна и ненадежна с точки зрения науки [28]. Даже собственный сын Хаббарда утверждает, что, работая над многомиллионным бестселлером "Дианетика: Современная Наука Душевного Здоровья", его отец

"не проводил никаких исследований... на самом деле он заимствовал обрывки сведений у других людей, закладывал их в миксер, хорошенько перемешивал - и вот вам Дианетика! Все приведенные в книге примеры - около 200 "случаев из реальной жизни" - были попросту результатом его одержимости абортами и бессознательными состояниями.... По сути дела, подавляющее большинство этих случаев он попросту выдумал. Остальные же были результатом его собственной тайной жизни, полностью опутанной оккультизмом и черной магией. Он увлекался этим [оккультизмом и черной магией], еще тогда, когда ему было шестнадцать" [29].

Более того, исследователи, которые изучили единственный "научный" инструмент Саентологии, с помощью которого, якобы, можно получать "данные", пришли к выводу об абсолютной непригодности этого прибора для выполнения поставленных перед ним задач. Этот инструмент называется "Е-метр" и представляет собой электроизмерительный прибор для "выявления" инграмм. В действительности же Е-метр, подобно гальванометру, точно измеряет разности сопротивления в человеческом теле. Но "никакие саентологические теории и заявления, связанные с Е-метром, не оправданы. Они противоречат данным научной оценки" [30].

Саентологическая этика

На первый взгляд, Саентология занимает твердую позицию в вопросах этики:

"Результатом применения саентологии является более высокая степень этики и честности... [31]

Миллионы уже верят в то, что Этика Саентологии более весома и честна, чем традиционные и запутанные законы народов [32].

Членство в Международной Церкви Саентологии - это ваша связь с честными и этичными людьми" [33].

К несчастью, Саентология не всегда живет в согласии со своими этическими убеждениями - отчасти из-за того, что ее этика, похоже, действует лишь для тех, кто ее достоин. Например, к критикам церкви могут относиться как к врагам [34].

Нам также следует учитывать, что Саентология дает некоторым словам свои собственные определения. Таким образом, некоторые слова в приведенных выше цитатах (например, этика) несут в себе не только общепринятый смысл, но и тот, что вкладывает в них Саентология [35].

Истина причудливее всякого вымысла

Это подводит нас к другой проблеме Саентологии, связанной с предыдущей: саентологи придают понятиям свои собственные значения и представляют данные в таком свете, словно они соответствуют пресловутым открытиям и истинам Саентологии. Прежде всего, следует отметить, что Хаббард был опытным писателем-фантастом. По сути дела, многие темы, с которыми вы встретитесь в Саентологии, можно найти и в фантастических произведениях Хаббарда [36].

Для Хаббарда "жизнь - игра", и это, похоже, единственное, что придает его жизни смысл [37]. Различные подвиги, которые совершили тетаны за прошедшие миллиарды лет, - это их lila (или спорт), игры, в которые они играют, чтобы развеять вечную скуку. И многие критики, несомненно, сказали бы, что приключения тетанов - например, описанные в книгах Хаббарда "История человека" и "Жили ли Вы до этой жизни?" - следует отнести к его фантастическим трудам. Вот, например, приведенный в более поздней книге случай из "прошлой жизни" некоего человека, вскрытый одитором-саентологом при помощи Е-метра:

"469.476.600 лет назад преклир вне тела находился на Марсе, где сеял опустошение, разрушая мост и дома. Тревожный сигнал созвал всех людей в храм. ПК [преклир] пошел и сломал заднюю скамью и Храмовую башню. Он бродил по городу и увидел в окне куклу и оказался в ловушке [внутри куклы], когда пытался пошевелить ее членами. Люди схватили куклу, избили и выкинули ее из окна (с высоты 30 футов). Куклу грубо приволокли в храм, где Епископ выстрелил в нее из своего оружия, при этом собравшиеся пели: "Бог есть любовь". Когда люди оставили её и ушли, лишенная управления кукла, шатаясь, вышла наружу, где была сбита большой машиной и паровым катком. Затем ее вновь принесли к Епископу, который распорядился отправить ее (в грузовике вместе с остальными) в огромные рвы или канавы на 2000 лет. (Все это происходили на протяжении 2.000.000 лет.) Потом ее достали и изъяли тело, а "ПК" было обещано тело робота. Тетан (ПК) отправился на станцию имплантирования и был помещен в ледяной куб и подобран летающей тарелкой и высажен на Планете ZX 432" [38].

Сам Хаббард признавался, что истина выглядит так странно, что, по сути, трудно отделить научную фантастику от научного факта (откровение, которое он использовал и для того, чтобы отвергать или использовать в своих целях "иллюзии" традиционного знания). Например, Хаббард однажды заметил: "Одна из самых близких тетану книг - это "Алиса в Стране Чудес"... Он может выдумывать [изобретать, делать] белых зайцев, гусениц и Безумных Шляпников. Он бы там оказался в своей тарелке" [39]. В другой раз он сказал: "Когда вы смотрите на местонахождение человека в МЭПВ-вселенной и на то, что он пережил или не пережил, картина будет просто невероятно дикой... она слишком фантастична, чтобы выразить ее словами, а потому, конечно же, никто в нее не поверит" [40].

Вспомнив о том, что говорил Хаббард по поводу сотворения материального мира, мы увидим, что это иллюзия: "Можно легко доказать, что МЭПВ-вселенная является иллюзией..." [41] Не то, чтобы вселенная не существовала, скорее, она не имеет объективной, независимой реальности. Вселенная есть фривольная игра разума, придуманная и разыгранная тетанами. Обычная реальность есть лишь результат изначального соглашения между тетанами ("импровизации") и только [42]. Отсюда, "объективная" реальность есть лишь временное и субъективное проявление разума тетанов.

Такая вселенная, конечно же, не может дать подлинно объективного знания мира, поскольку мир как таковой не существует сам по себе и подвергается бесконечным переделкам со стороны грамотных тетанов. По Хаббарду, только лишенный отклонений тетан (тот, который достиг просветления с помощью Саентологии) знает истинную сущность вещей. Хаббард, судя по всему, был самым просветленным тетаном. Таким образом, для согласных с этим утверждением саентологов, все, что Хаббард называет истиной, действительно является истиной, какими бы фантастическими ни были его заявления, и как бы они ни расходились с ныне общепринятыми знаниями [43].

САЕНТОЛОГИЯ И ХРИСТИАНСТВО

Несмотря на то, что еще в 1971 году (почти через 20 лет после основания церкви Саентологии), по меньшей мере, одна книга Хаббарда прямо утверждала, что "Саентология... не является религией" [44]. Саентология стала религией, причем соперничающей с христианской Церковью. Взгляните на данные исследования, проведенного самими саентологами. Опрос более 3000 ее членов показал, что подавляющее большинство саентологов в прошлом принадлежало к христианским церквям (примерно 40% - к протестантским и 26% - к католической. 70% саентологов с "христианским" прошлым заявили, что они до сих пор считают себя действительными членами своей конфессии, то есть почти половина всех опрошенных (47%) все еще считает себя христианами [45].

Эти данные, дополненные сведениями о том, что 37% опрошенных закончили колледж, а 80% принадлежали к среднему классу, свидетельствуют о том, что Саентология - это мощная и привлекательная организация, состоящая из образованных людей, по большей части привлеченных из христианских церквей. Тем не менее, христиане практически не реагировали на создавшееся положение. Подобно тому, как саентолог, который считает себя христианином, не осознает противоречивость своих убеждений, христианская Церковь еще не осознала, какую угрозу представляет Саентология для ее собственной паствы.

В рациональной вселенной две противоречащих друг другу религии могут быть ложными, но они не могут быть одновременно истинными. Поэтому, если христианское мировоззрение истинно (и я уже много раз, в других работах, показывал, что это можно разумно обосновать, исходя из откровения и опыта и в соответствии со строгими общепринятыми критериями [46]), то все, что ему противоречит, не может быть истиной.

В богословии есть ряд ключевых вопросов, над которыми люди размышляли больше всего, и которые они чаще всего прилагали к себе. Эти вопросы относятся к основному богословию (существование и природа Бога), равно как и к богословию откровения (существует ли для меня Бог?), антропологии (кто я или что я?), сотериологии (как я могу спастись?) и танатологии (что будет, когда я умру?).

Эти вопросы затрагивают учения о природе Бога, человеке, спасении и смерти. Не существует более фундаментальных или более значимых понятий - ибо неверные ответы на эти вопросы, как своего рода философская "закваска", постепенно изменят все мировоззрение человека. Ниже мы кратко сопоставим и сравним ответы на эти вопросы, предлагаемые Саентологией, и те ответы, которые дает Библия.

Бог

Как уже отмечалось выше, Саентология изначально пантеистична. Она учит, что существует множество тетанов, которые "в единстве" со всеми живыми существами, можно сказать, составляют Высшее Существо. (см. сноску 9)

Это противоречит библейскому учению о том, что извечно существует лишь один единовластный и совершенный Бог-Творец, не имеющий начала или конца, неизменный, существующий в трех Лицах, безконечно святой, справедливый и любящий. (см. Быт. 1:1; Ис. 43:10-11; Деян. 5:3-4; Ис. 61:8; Мал. 3:6; 1Тим. 2:5; Тит. 2:3; 1Ин. 4:8-10).

Человек

Саентология учит, что человек - это бессмертный дух, подобный индуистскому атману. Как и индуисты, Саентологи могут полагать, что человек - это своего рода божество, забывшее о своей божественности.

Библия отвергает идею о том, что человек является невежественным богом, нуждающимся лишь в просветлении и самоосознании. Человек - это Божие творение, созданное по Его образу и подобию. Проблемы человека являются следствием не инграмм и не скуки, а греха и эгоцентризма. (Рим. 3:10-18; Еф. 2:1-3).

Если в Саентологии существует какой-то краеугольный камень, на котором строится все ее мировоззрение, это учение о тетанах. Почти все наиболее важные положения Саентологии опираются на предпосылку, что тетаны существуют и соответствуют статусу, которым их наделил Хаббард. Очевидно, что без тетанов, как их определяет Хаббард, методы Саентологии лишены смысла.

Что же говорит Библия? Во вселенной существует только один вечный Бог (Ис. 43:10-11). В какой-то момент времени Он создал человека (тело и дух) - ограниченное существо (Быт. 2:7). Таким образом, божественные сущности, вроде саентологических тетанов, просто не могут существовать. С библейской точки зрения, философия, методология, предлагаемые решения и конечные цели Саентологии основаны на изначально неверных предпосылках.

Проще говоря, если тетаны не существуют, тогда большая часть Саентологии основывается на заблуждении, поскольку "Саентология почти целиком состоит в поисках и отладке методов, при помощи которых тетана можно убедить отказаться от ограничений, которые он сам на себя наложил" [47].

Однако из-за того, что Саентология имеет дело с разумом и определенными практическими навыками (напр. умением общаться), она может использовать или собирать и достоверные данные о человеческой психологии. К сожалению, если эти данные подаются в контексте неверного или сомнительного мировоззрения, они, какими бы правильными они ни были, могут быть истолкованы в пользу ошибочной философии.

Например, во время сеанса саентологического психоанализа, одитор (психоаналитик) может выявить у пациента определенные чувства, которые свидетельствуют о беспричинном страхе перед падением и о проблемах с головокружением. Это наблюдение может быть справедливым. Однако в силу того, что более просвященный одитор заранее относится к пациенту как к тетану, не знающему о своих многочисленных прошлых жизнях, и на основании того, что его Е-метр уже "обнаружил" инграмму (некий инцидент, связанный с неприятными переживаниями) десятимиллиардной давности, одитор может неверно интерпретировать полученную информацию - как эпизод из прошлой жизни, связанный с выпадением из летающей тарелки.

Если мы поймем, что суть Саентологии сводится к стремлению помочь несуществующему (с точки зрения Библии) тетану осознать свою истинную природу, нам придется признать, что она не имеет ничего общего с реальным миром. Если тетанов не существует, к какому другому выводу может прийти христианин, изучающий Саентологию?

Спасение

Саентология рассматривает спасение как переход от личного невежества и материальных уз к гностическому просветлению и освобождению от МЭПВ-тела и вселенной. За огромную плату, достигающую, в конце концов, десятков тысяч долларов, некто человек обретает все большее "спасение" от инграмм знанием (саентологических верований) через добрые дела (саентологический одитинг и практика), стремясь достичь высшего уровня "оперативного тетана".

Библия же учит, что спасение - это благой дар. Человек получает искупление грехов по благодати, через простую веру в искупление Христа. (Еф. 2:8-9; Ин. 6:47; Евр. 11:1; 1 Ин. 2:2)

Смерть

Саентология утверждает, что смерть бесконечно повторяется в процессе перевоплощений и поэтому не имеет никакого значения. Однако смерть (по крайней мере, потенциально) полезна, так как позволяет душе освободиться из телесного плена.

Библия говорит, что смерть происходит только однажды и влечет за собой либо самые невероятные благословения (вечный рай), либо самые жуткие последствия (вечный ад). Смерть необратимо определяет судьбу как спасенных, так и погибших, а потому у человека есть только одна жизнь для того, чтобы примириться с Богом. (Евр. 9:27; Мф. 25:46; Лк. 26:19-31; Отк. 20:10-15).

В заключение можно сказать, что ни основополагающее мировоззрение, ни конкретные учения Саентологии не имеют ничего общего с иудео-христианским откровением; больше того, тщательное изучение показывает, что она категорически отвергает христианскую веру. Хаббард не верил в Божество и миссию Христа, считая их порождением непросвещенных умов, а потому философия Хаббарда "не интересуется спасением человека, но может сделать многое для того, чтобы уберечь его от "спасения" [48].

Следует отметить, что Саентология стремится к прекрасной цели - попытаться улучшить мир и участь человека в этом мире, материальным или духовным образом. Многие саентологи преданно и самоотвержденно стремятся к этой цели. Тем не менее, каждый саентолог должен прислушиваться к своей совести, чтобы определить наилучший способ достижения этой цели. Если же человек, вопреки учению Саентологии, - не тетан, а падшее творение, нуждающееся в искуплении, как учит христианство, то каким будет плод его жизни?

Саентологи с христианским прошлым (да и все саентологи) поступят мудро, освежив в своей памяти слова Иисуса:

"Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф. 16:26)

"Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа". (Ин. 17:3)

 

ССЫЛКИ

1 Джон Уорвик Монтгомери, Faith Founded on Fact (Nashville, Thomas Nelson Publishers, 1978), 152-153.

 2 Л.Рон Хаббард, Dianetics Today (Los Angeles: Church of Scientology of California, 1975), III; и What is Scientology, под ред. Личного Секретариата Л.Р.Хаббарда (Los Angeles: Church of Scientology of California, 1978), 209; см. тж. Кристофер Эванс, Cults of Unreason (New York: Dell, 1975), 17-134.

* Считается, что Дианетика имеет дело с разумом и телом, а Саентология - с человеческим духом, хотя в некоторых моментах они должны смыкаться. По словам Церкви Саентологии, термин "пара-Саентология", технически, обозначает ту ветвь Саентологии, которая занимается прошлыми жизнями, мистикой, оккультизмим и прочим [3]. В этой Статье термин "Саентология" употребляется в самом широком смысле.

 3 Л.Рон Хаббард, The Creation of Human Ability (Los Angeles: The Publications Organization Worldwide, 1968), 189.

 4 Там же, 177.

 5 Там же, 180; см. тж. Scientology: A World Religion Emerges in the Space Age (Информационная служба Церкви Саентологии, архивный отдел, 1974), 3-17.

 6 Для того, чтобы записалась инграмма, нужен удар или ранение. "Инграмма - это единственный источник отклонений и психосоматических болезней" (Хаббард, Dianetics Today, 43, 47; см. тж. 37-106 и особенно 38-59).

 7 Напр., Хаббард, Dianetics Today, 947-951; Л.Рон Хаббард, The Volunteer Minister's Handbook (Los Angeles: Church of Scientology of California, 1976), 551-552; см. тж. комментарии бывшего члена организации с 14-летним стажем Сирила Воспера в Мind Benders (London, Neville Speaman, 1971), 164-166, и действительного члена Питера Гиллиама в Telling Like It Is: A Course in Scientology Dissemination (Phoenix: Institute of Applied Philosophy, 1972), 26.

 8 См. Л.Рон Хаббард Scienology: A History of Man (Sussex, England: L.Ron Hubbard Communications Office, 1961), 12-76 - на стр. 53-60 Вы найдете объяснение пресловутых эволюционных динамик и их влияния на современную жизнь человека. См. тж. материалы в работах Эванса, 38-47, и Роя Уоллиса, The Road to Total Freedom: A Sociological Analysis of Scientology (New York: Columbia University Press, 1977), 103-104.

 9 По поводу панентеизма см. Scientology: A World Religion Emerges, 21-24; Л.Рон Хаббард, Dianetics and Scientology Technical Dictionary (Los Angeles: Church of Scientology of California, 1975), 429; Л.Рон Хаббард, Ceremonies of the Founding of the Church of Scientology (Los Angeles: The American St. Hill Organization, 1971), 41; журнал Reality, номер 121, 3; Хаббард, The Creation of Human Ability, 277; Advance, номер 35, 14-15; номер 36, 6.

 10 Хаббард, What Is Scientology? 200. Уоллис (112n) замечает, что Бог "не слишком часто фигурирует ни в теории, ни в практике".

 11 См. ссылки 8 и 9.

 12 Scientology: A World Religion4Emerges in the Space Age, 21-24.

 13 Там же. См тж. Хаббард, The Creation of Human Ability, 9-21; Хаббард, Technical Dictionary; Л.Рон Хаббард, Scientology 8-8008 (Los Angeles: The American St. Hill Organization, 1967), 106-108.

 14 Там же.

 15 Там же и Л.Рон Хаббард, The Fundamentals of Thought (Los Angeles: The American St. Hill Organization, 1971), 91, 98; Эдвард Лефсон и Рут Миншалл (сб.), When in Doubt Communicate: Quotations from the Works of L.Ron Hubbard (Ann Arbor, MI: Scientology Ann Arbor, 1969), 73, 123; Advance, номер 19, 114.

 16 См., напр., Л.Рон Хаббард, "Death", Advance, номер 24, 9 и 22; Л.Рон Хаббард, Have You Lived Before This Life? (Los Angeles: The Church of Scientology of California, Department of Publications Worldwide, 1968).

 17 "Penthause Interview: L.Ron Hubbard Jr.", Penthause, июнь 1983, 113. См. Брент Коридон и Л.Рон Хаббард-мл., L.Ron Hubbard: Messiah or Madman? (Secaucus, NJ: Lyle Stuart, 1987), 307, 333.

 18 Коридон и Хаббард-мл., 256.

 19 Напр., Уоллис, 122; Гарриет Уайтхед, "Reasonably Fantastic: Some Perspectives on Scientology, Science Fiction and Occultism", в сборнике Ирвинга Заретски и Марка П. Леона Religious Movements in Contemporary America (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1974), 582.

 20 См. Reader's Digest, май 1980, сентябрь 1981; Newsweek, 20 ноября 1978; Christianity Today, 20 февраля 1975.

 21 Среди официальных правительственных отчетов есть представленные Австралией (1965), Великобританией (1971), ЮАР (1972) и Новой Зеландией (1969). Сообщения популярной прессы включают в себя Today's Health, декабрь 1968; Life, 15 ноября 1968; журнал Parents, июнь 1969; Christianity Today, 21 ноября 1969; The Nation, 22 мая 1972; Reader's Digest, май 1980, сентябрь 1981; а также The Washington Post, Wall Street Journal, London Sunday Times, Los Angeles Times, St. Petersburg Times и др. В числе критических книг следует назвать L.Ron Hubbard, Messiah or Madman? Коридона и Хаббарда-младшего; The Mind Benders Воспера; Scientology: The Now Religion Джорджа Малко; Inside Scientology Роберта Кауфмана и Cult of Unreason Эванса. Телевизионные расследования - это ABS News Close-Up, New Religions: Holiness or Heresy? 2 сентября 1976 и NBC Primetime Saturday 14 июня 1980. примером научной работы является книга Уоллиса The Road to Total Freedom.

 22 What Is Scientology? 5.

 23 Невероятный масштаб претензий Хаббарда можно увидеть из следующих публикаций: What Is Scientology, 5, 119; Л.Рон Хаббард, Dianetics Today, VIII, 94, 108-115, 618, 962; Handbook for Preclears (Los Angeles: The American St. Hill Organization, 1971), 5-6; Л.Рон Хаббард, Self-Analysis (Los Angeles: The Church of Scientology of California, 1968), 178; Эванс, 78-79; Л.Рон Хаббард, Scientology: The Fundamentals of Thought (Los Angeles: The American St. Hill Organization, 1971), 119; Л.Рон Хаббард, Science of Survival (Sussex, England: L.Rob Hubbard College of Scientology, 1951), 3; Хаббард, Dianetics Today, 115; Advance, номер 43, 4 стр. обложки; номер 25, 4-5, 16; номер 55, 18; Л.Рон Хаббард, Scientology 8-80, 7; Л.Рон Хаббард, Scientology 8-8008, 47.

 24 См. раздел "Книжное обозрение" в альманахе Journal of American Medical Association, 29 июля 1950, 1220-1222; Post-Graduate Medicine, октябрь 1950; Newsweek, 16 октября 1950; "Dianetics", Consumer Reports, август 1951; "Questions and Answers", Today's Health, ноябрь 1950; Роберт Ли Смит, "Scientology", Today's Health, декабрь 1968; Андерсон, 94-97.

 25 Лорд-канцлер Хэйлшем, 'The Door Wherein I Went", The Simon Greenleаf Law Review 4, 1984-1985, 51.

 26 Напр., Джон Анкенберг и Джон Уэлдон, The Facts on the Occult (Eugene, OR: Harvest House, 1992); Л.Рон Хаббард, The Book of Case Remedies, Clearing Series 2, расширенное изд. (Los-Angeles: The American St. Hill Organization, 1971), вставка А3 (после стр. 24); Л.Рон Хаббард, Dianetics 55! (Los Angeles: The American St. Hill Organization, изд. 1973 г.), 157-159; Хаббард, Scientology: A History of Man, 50; Хаббард, The Creation of Human Ability, 1, 134, 171; Хаббард, Dianetics Today, 466, 933; Воспер, 98.

 27 Андерсон, 12, 83, 92, 126, 133; Хаббард, The Creation of Human Ability, 149, 175-176, 241, 267; Хаббард, Scientology 8-80, 52-53; Хаббард, Dianetics 55!, 167-169; см. тж. Хаббард, Scienology: A History of Man, 75; Хаббард, Dianetics Today, 535, 623; Роберт Кауфман, Inside Scientology: How I JoinedScientology and Became Superhuman (New York: Olympia Press, 1972), 153, 160, 164, 200-201, 219-224, 241; Book of Case Remedies, вторая серия, расшир. издание, 29; Technical Dictionary, 209-210, 365; Хаббард, Have You Lived Before This Life? 170; Reader's Digest, май 1980, 89; сентябрь 1981, 28; Willamette Week (Portland, OR), 3 сентября 1979, 15.

 28 Напр., Воспер, 78-79; Андерсон, 95-97.

 29 Penthouse, 113; см. тж. Коридон и Хаббард-мл., 270-271.

 30 Кевин Андерсон, Report of the Board of Inquiry into Scientology (Melbourne: AC Brooks Government Printer, 1965), номер 9, 95-97. Этот доклад трудно найти, но в нем содержится бесценная информация. См. тж. Эванс, 63-66; Уоллис, 197.

 31 What Is Scientology? 77.

 32 Воспер, 132.

 33 Журнал Source, номер 22, 1.

 34 См. Хаббард, Introduction to Scientology Ethics (Los Angeles, The American St. Hill Organization, 1973), 49; Ричард Бехар, "The Thriving Cult of Greed and Power", Time, 6 мая 1991, 50-57; Юджин Х. Метвин, "Scientology: Anatomy of a Frightening Cult," Reader's Digest, май 1980, 86-91 (часть 2: сентябрь 1981, 75-80).

 35 См., напр., саентологические определения в Technical Dictionary.

 36 Сравните теорию Саентологии с фантастическими произведениями Хаббарда: Ole Doc Methuselah, Slaves of Sleep, Death's Deputy, The Final Blackout, The Dangerous Dimension, The Tramp, Fear, King Slayer и Typewrighter in the Sky.

 37 Напр., Л.Рон Хаббард, Scientology: A New Slant on Life (Los Angeles: The American St. Hill Organization, 1971), 38-39; Лефсон и Миншалл, 40.

 38 Хаббард, Have You Lived Before This Life? 63-64.

 39 Л.Рон Хаббард, "Making an OT - Part 2", Advance, номер 33, 6.

 40 Л.Рон Хаббард, "What's Wrong with This Universe?", Advance, номер 45, 4.

 41 Хаббард, Scientology 8-8008, 113.

 42 Там же, 106-108; Хаббард, The Creation of Human Ability, 249.

 43 См., напр., Воспер, 28-42; Уоллис, 249-250.

 44 Xаббард, The Creation of Human Ability, изд. 1971 г. или раньше, 251.

 45 What Is Scientology? 246-247; см. тж. Уоллис, 72.

 46 Напр., см., Джон Анкенберг и Джон Уэлдон, Do the Resurrection Accounts Conflict and What Proof Is There That Jesus Rose from the Dead? (Chattanooga, TN: Ankenberg Theological Research Institute, 1990).

 47 Воспер, 31.

 48 Хаббард, Dianetics: The Modern Science of Mental Health (Sussex, England: Publications Organization Worldwide, 1968), 105, 408; Хаббард, The Volunteer Minister's Handbook, 348-349; Уоллис, 104.