Тема: Поместная церковь

Примечание: Чтобы открыть статью, выберите соответствующий номер в окне "Выбор главы".

  1. Гущин С. "Восстановительный перевод" Уитнесса Ли
  2. Кэйси А. М. Ревностный и обманутый: однажды я сбился с пути
  3. Пассантино Р. и Г. Поместная церковь: Уитнесс Ли умер, но его дело живет
  4. Розет Д. Уитнесс Ли и учение о Троице

Вы можете распечатывать и размножать наши материалы без каких-либо ограничений при условии, что не будете использовать их в коммерческих целях. Категорически запрещается вносить какие-либо изменения в текст публикаций без нашего предварительного письменного разрешения. Кроме того, мы убедительно просим о том, чтобы при перепечатке или цитировании наших материалов в других изданиях Вы указывали почтовый адрес Центра апологетических исследований: Россия, 194044, Санкт-Петербург, а/я 954.


© 2002 г. Центр апологетических исследований www.apolresearch.org


"ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД" УИТНЕССА ЛИ

Сергей Гущин

В середине 80-х годов редакционным отделом служения "Живой поток" (г. Анахайм, США), был выпущен так называемый "Восстановительный перевод" Нового Завета, в работе над которым самое активное участие принимал основатель Поместной Церкви Уитнесс Ли. С 1998 года эта книга, переведенная на русский язык и бесплатно рассылаемая "Живым потоком" многими тысячами экземпляров, стала доступна и христианам России. Этот перевод, как пишут издатели, "оказал огромному числу верующих неоценимую помощь в понимании Божьего Слова и в духовном росте". Так ли это на самом деле?

"Восстановленные истины" Уитнесса Ли

Уже с первых строк "Восстановительного перевода" читателя сопровождают обширные примечания Уитнесса Ли, общий объем которых значительно превышает объем самого текста Нового Завета. Учение, содержащееся в более чем 9 000 подстрочных примечаниях, как мы увидим ниже, может послужить соблазном для неокрепших в вере христиан, уводя их от библейской истины.

Для начала попробуем выяснить, что именно Поместная Церковь попыталась "восстановить" в своем издании Нового Завета. Как следует из пояснения издательства "Живой поток":

"В примечаниях Восстановительного перевода уделяется особое внимание духовному содержанию Божьего Слова, показывая откровение божественной истины... В Восстановительном переводе Нового Завета собраны все важнейшие составляющие в Господнем восстановлении истины и переживания христианской жизни... Эти восстановленные истины являются наследием каждого верующего, и каждый верующий должен сегодня хранить эти истины и наслаждаться ими" (Вкладыш "Библия для тех, кто хочет понимать Библию").

Какие же "откровения божественной истины", до сих пор неизвестные христианам, восстанавливает Ли в своих примечаниях? Давайте сравним некоторые из этих "истин" с тем, что на самом деле говорит Библия:

У. Ли: "Сын - это Отец; поэтому Ему дано имя Отец (Ис. 9:6)" (Ин. 5:431)*. "Сын - это воплощение Отца, Его выражение" (Ин. 14:71).

Библия: Отец и Сын - различные личности (Ин. 5:17, 19, 21; 10:15; 1Пет. 3:21-22).

У. Ли: Христос - это Святой Дух (Ин. 14:171). "Христос, который был в плоти, прошел через смерть и воскресение и стал животворящим Духом, пневматическим Христом" (Ин. 14:172; 6:633; 20:221; 21:11; Деян. 1:21, 113; 1 Кор. 15:45; 2 Кор. 13:141).

Библия: Иисус Христос не является Святым Духом (Деян. 1:8; Мф. 28:19). Святой Дух - самостоятельная Ипостась Божественной Троицы, обладающая свободной волей и не имеющая ни начала, ни конца (Ин. 14:26). Святой Дух - другой Утешитель (Ин. 14:16).

У. Ли: Триединый Бог - это "Отец, воплощенный в Сыне" (с. 451(1)), и Сын, ставший Духом (Ин. 6:633; 14:71; 20:221). "Триединый Бог - Отец в Сыне и Сын как Дух (14:71). "Триединый Бог прошел процесс воплощения, распятия, воскресения из мертвых и обрел окончательную завершенность как животворящий Дух" (Тит. 3:151).

Библия: Отец, Сын и Святой Дух - различные личности или ипостаси: (1) Отец знает Сына, а Сын знает Отца (Ин. 10:15). (2) Иисус послал Святого Духа (Ин. 15:26). (3) Святой Дух стремится прославить Иисуса (Ин. 16:13, 14). Ипостаси всецело совечны и равны (Ис. 6:3; Ин. 5:19; 1 Кор. 1:24; Евр. 1:3). Лица Святой Троицы неслитны и нераздельны (Мф. 28:19; Ин. 14:11; 20:22).

У. Ли: "Когда Бог стал плотью (Ин. 1:14), плотью стал весь Бог: Отец, Сын и Дух" (Ин. 8:161; 21:251). "Христос - воплощение Триединого Бога" (Деян. 2:11).

Библия: Плотью стало одно из Лиц Святой Троицы, Иисус Христос (Ин. 6:38; Гал. 4:4; Фил. 2:7).

У. Ли: "Любовь Отца к Сыну проявилась в том, что Он дал Сыну Свою жизнь, Свою природу, Свою полноту и Свою славу" (Ин. 17:231, 261). "Слава, которую Отец дал Сыну, - это сыновство с жизнью и божественной природой Отца" (Ин. 17:221).

Библия: Сын имел божественную жизнь, божественную природу и славу предвечно (Ин. 8:58; Рим. 9:4, 5; Кол. 2:9, 10). Не было момента, чтобы Сын не имел жизни или равной с Отцом славы (Ин. 1:3, 10; Кол. 1:16). "Господь сил, Он - Царь славы" (Пс. 23:8-10).

У. Ли: "У них [верующих], как и у Него [Сына], есть жизнь Отца и божественная природа Бога" (Мф. 5:481; Ин. 20:173, Тит. 3:54, 55, 61).

Библия: Верующие имеют грешную природу падшего человека, преображаемую благодатью Божией по вере (1 Кор. 9:27; 1 Тим. 1:15; Кол. 1:29).

У. Ли: "В четырех Евангелиях Бог воплотился, прошел через человеческую жизнь, умер и воскрес, тем самым завершив Христа, воплощение Триединого Бога. В Деяниях это воплощение Бога, как животворящий Дух, распространяет Христа внутрь Его верующих, т.е. внедряет приготовленного Триединого Бога в Его избранных, искупленных и преобразованных людей, чтобы сделать их составными частями церкви, через которую Бог может выразить Себя" (Деян. 28:312; Рим. 8:21).

Библия не подтверждает учение о "завершенности Христа", "приготовленном Триедином Боге" и о природе Церкви как окончательной субстанции Бога. Бог исполняет верующих благодатью Христовой и Святым Духом, но Сам не преобразуется в Церковь (Иак. 1:17; Евр. 13:8).

Это далеко не все заблуждения, которые можно найти в примечаниях основателя Поместной Церкви. Но даже в этих примерах каждый христианин найдет серьезные расхождения с учениями исторического христианства. Например, учение Ли о Троице очень напоминает савеллианство или модализм - ересь, осужденную церковью еще в первых веках христианства (См. "Вестник Центра апологетических исследований" №7). Христос в примечаниях Ли предстает не отдельной Ипостасью Божественной Троицы, а лишь "действительностью Бога", "выражением Бога" (Отк. 1:21, 43), "воплощением Отца, ставшим Духом" (Более подробно смотри статью ЦАИ С-052).

Зачастую, толкуя текст Библии с "деревянным" буквализмом, Уитнесс Ли ставит под сомнение те или иные основополагающие учения христианства. Например, Иоанна 7:39 в греческом оригинале звучит так: "...ибо Духа еще не было, потому что Иисус еще не был прославлен". Из контекста данной главы понятно, что в это время, когда Иисус еще не был прославлен, Дух Святой еще не был дан ученикам (или: "не было на них Духа Святого" - Синодальный перевод Библии). Но Уитнесс Ли этот на основании этого стиха приходит в своих примечаниях к выводу о небытии Святого Духа как отдельной ипостаси Божественной Троицы до воскресения Христа: "Духа, как Духа Христа, еще не было" (Ин. 7:391). То, что Ли отрицал именно предвечное существование Святого Духа, подтверждают и другие места из его комментариев. Вот как он сам объясняет этот вопрос в примечаниях к Иоанна 6:63: "Здесь появляется Дух, который животворит. После воскресения и через воскресение Господь Иисус, ранее ставший плотью (1:14), стал Духом, который животворит" (Ин. 6:631). А называя в Ин. 14:17 Святого Духа "Духом действительности", Уитнесс Ли подтверждает, что "Духом действительности является Христос" (Ин: 14:171), и что Христос превратился в животворящего Духа (Ин. 14:172). Библия же учит, что Святой Дух, одно из Лиц Троицы, существовал предвечно, и Иисус не превращался в Святого Духа (Ис. 48:16; Ин. 14:16, 26; Деян. 1:8).

Читая примечания Уитнесса Ли, легко убедиться в том, что учение основателя Поместной церкви менялось от стиха к стиху и от книги к книге. Толкования Ли - сплошная путаница, состоящая из богословских терминов. Из его писаний очень трудно воссоздать стройные и взаимосвязанные учения и понять, во что он на самом деле верил. Например, в толковании на Евангелие от Матфея 3:171 мы читаем вполне христианское учение о Троице и одновременном существовании Отца, Сына и Святого Духа. В других книгах, в частности в Евангелии от Иоанна, учение Ли о Троице предстает уже в совершенно ином свете: Сын - это воплощенный Отец, а Дух Святой - это перевоплощенный Христос (Ин. 14:71).

Кроме путаницы в христианской терминологии, текст примечаний Ли изобилует совершенно непонятными выражениями, которые без особых разъяснений понять невозможно. Например, "жить Христа", "переживать Триединого Бога" (2 Кор. 13:141), "пневматический Христос" (Ин. 14:172), "приготовленный Триединый Бог" (Деян. 28:312), "домостроительный Дух", "завершить Христа" (Деян. 2:31) и другие.

Текст "Восстановительного перевода"

Вкратце рассмотрев примечания Уитнесса Ли и содержащиеся в них небиблейские учения, стоит уделить немного внимания и самому тексту "Восстановительного перевода". "Этот новый улучшенный перевод, - утверждают сотрудники "Живого потока", - большей частью следует греческому тексту Нестле - Аланда... Однако при определении первоначального вида того или иного стиха переводчики Восстановительного перевода внимательно учитывали более широкий контекст главы или книги..." ("Краткое пояснение"), т.е. "улучшали" текст по своему усмотрению. Давайте для примера посмотрим, как переводчики "Живого потока" переводили с греческого слово aletheia ("истина"). Это существительное в различных формах ("истина", "истины", "истине", "истиною", "истину" и т.п.) употребляется в Новом Завете на русском языке около ста раз. Интересно, что в тех случаях, когда в тексте слово "истина" употреблено применительно к Лицам Божественной Троицы (Сын, Святой Дух), Ли почти всегда переводит aletheia как "действительность" (Мк. 16:13; Ин. 1:17; 14:6,17; 15:26; 1 Ин. 5:6; Еф. 4: 21, 24) или, по крайней мере, объясняет значение этого слова как "действительность" в своих примечаниях (Ин. 17:172; 1 Ин. 1:83; 2:211 и др.). А когда aletheia употребляется в смысле "нравственная и религиозная истина", переводчики "Живого потока" толкуют его как "истина" (Ин. 8:32; 17:17; 18:38; Гал. 2:5 и др.). Вот что пишет по этому поводу сам Уитнесс Ли: "Слово "истина" употребляется в Новом Завете более ста раз. Его значение в каждом случае определяется контекстом. Например, согласно всему откровению в Евангелии от Иоанна, оно означает божественную действительность... Божественная действительность - это Христос, Который есть действительность... как животворящий Дух, которого причащаются, и которого пьют Его верующие, в результате чего Он может быть внутри них действительностью, которая в итоге становится их подлинностью и искренностью, в которой они поклоняются Богу таким поклонением, какого Он ищет" (1 Ин. 1:66, с. 1262).

Слово aletheia, как указывают некоторые специалисты в греческом языке, может быть переведено как "действительность", однако такой перевод не является предпочтительным. Ни один другой известный нам перевод Библии не использует его. Тем не менее, Ли, по одним ему известным причинам, все же решил отступить от общепринятого понимания. Я вижу только два объяснения этому: (1) Уитнесс Ли хотел показать более высокий, чем у его предшественников, уровень знания греческого языка; (2) вольностями употребления слов он хотел подтвердить какие-либо свои учения. А в результате Ли, по своему обыкновению, только усложнил понимание простых и ясных мест Библии.

Внимательно изучив примечания, нетрудно догадаться, что переводчики "Живого потока" изменяли значения слова "истина" на "действительность" в том случае, когда это было выгодно, чтобы утвердить воззрения Ли: "Христос - это воплощение Отца, а Дух - это действительность Сына" (Ин. 14:71), учение о "действительности царства небес" (схема, с. 34), или "Христос - это действительность" (Мф. 6:81). Не странно ли, например, звучит в "Восстановительном переводе" всем известный 6-й стих 14-й главы Евангелия от Иоанна: "Я есть путь, и действительность, и жизнь"? А "Дух действительности" (Ин. 14:17; 15:26; 16:13)? Подобные искажения текста Нового Завета всегда подкрепляются примечаниями У. Ли, в которых выражены те или иные заблуждения основателя Поместной церкви. В этой связи представляет интерес заявление издателей "Восстановительного перевода": "В тех местах, где трудно передать точный смысл греческого языка оригинала, приведены пояснительные примечания". Но насколько легче, например, понять фразу: "Я есть путь, и истина и жизнь", чем, искажая смысл, писать в оправдание многословные и путаные примечания. Что легче понять: "Иисус - истина", или "Иисус - действительность"?

Если взять самые известные переводы Нового Завета ("Перевод Короля Иакова" (KJV), "Новый Американский Стандартный Вариант" (NASB), "Новый Международный вариант" (NIV), "Новый перевод Короля Иакова" (NKJ) и др.), вы нигде в них не найдете слово "истина", употребленное в значении "действительность". Хотя в английском языке слова "истина" и "действительность" имеют родственные значения, языковые особенности не могут служить основанием для самовольного смешивания этих двух слов. Особенно нелепо употребление слова "действительность" вместо "истина", как мы уже видели, выглядит в русском издании "Восстановительного перевода". Специалисты в библейском греческом языке утверждают, что в оригинальном тексте Нового Завета каждое слово находится в определенных смысловых рамках и может переводиться только с определенным значением. Поэтому вольности толкования здесь недопустимы.

Говоря о переводе Нового Завета, представляется интересным факт отсутствия в русском издании (равно как и в последних английских) имен переводчиков, хотя в первом издании Recovery Version на английском языке (1985 год) их имена (Джон Ингаллс, Билл Дуэйн, Альберт Нок и Уитнесс Ли) обозначены на титульной странице.

"Восстановительный перевод" об "истинной" церкви

В своих примечаниях Уитнесс Ли дает понять, что в мире не существует никакой другой истинной церкви, кроме "Восстановленной" или "поместной", приписывая ей одной обладание "восстановленной Господней истиной" (Мф. 16:184). "Живой поток" отталкивает христиан от себя тем, что, распространяя "Восстановительный перевод" среди христианских церквей, всячески принижает в нем словами Уитнесса Ли все христианские конфессии, обвиняя их в ереси, отступничестве от истины, "духовном блуде" (Отк. 3:83; 17:52) и лицемерии (Мф. 16:184; 23:132). Если внимательно рассмотреть "Схематическое изображение разницы между царством небес и царством Божиим" (с. 33-34), то на нем Уитнесс Ли вообще рисует христианский мир вне благодати, вместе с языческими народами мира (Мф. 25:321). В роли истинных христиан, конечно, выступают последователи "Восстановленной" церкви Уитнесса Ли. Приведем для примера лишь один отрывок из комментариев основателя Поместной Церкви, в котором Уитнесс Ли полностью проясняет вопрос о неприемлемости всех прочих христианских конфессий:

Отступническая церковь отклонилась от слова Господа и стала еретической. Реформированная церковь, хотя и была в некоторой степени возвращена к слову Господа, отреклась от имени Господа, деноминировав себя, взяв себе множество других имен, таких как "лютеранская", "уэслианская", "англиканская", "пресвитерианская", "баптистская" и т.д. Восстановленная церковь не только вернулась к слову Господа, но и отказалась от всех имен, кроме имени Господа Иисуса Христа. Восстановленная церковь полностью принадлежит Господу, поскольку не имеет ничего общего ни с какими деноминациями (ни с какими именами). Отклоняться от слова Господа - это отступничество, а деноминировать церковь, взяв какое-либо имя, помимо имени Господа, - это духовный блуд (Отк. 3:83, с. 1351), (см. также Отк. 17:52; Мф. 16:184; 23:132).

Говоря об именах церкви, хотелось бы задать вопрос издателям "Восстановительного перевода": под каким именем, кроме "Восстановленная" (Отк. 3:83) и "поместная" (Мф. 18:172; Отк. 7:42), сейчас известна церковь, основанная Уитнессом Ли? А ведь это тоже имена, относящиеся к церкви с определенным учением. Осуждая конфессиональное христианство, Ли сам породил еще одну конфессию.

Обвинение христиан в "отклонении от слова Господа" (Отк. 3:83) Уитнессу Ли, по всей видимости, было необходимо для того, чтобы как-то отделить свое "восстановленное" учение от ортодоксального христианства и объявить о существовании единственной "истинной" церкви. А лучший способ утвердить свою "истинную" церковь, - придумать новое учение, провозгласить это учение истиной (Мф. 16:184) и назвать всех остальных "отступниками" (Отк. 2:262, 263) и "сыновьями лукавого" (Мф. 13:381).

Заключение

Разбирая "Восстановительный перевод Нового Завета", мы убедились, что Уитнесс Ли в своих примечаниях проповедует еретические учения о Троице, Иисусе Христе, Святом Духе, человеке и церкви, а потому его нельзя назвать истинным учителем Слова Божьего. Про таких учителей Господь сказал: "Горе вам, вожди слепые" и "Горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф. 23:16; 18:7). Кроме того, сам текст Нового Завета, содержит ряд сомнительных нововведений, которые могут сбить с пути познания истины. Называя христианский мир "видимостью царства, сформированной сыновьями лукавого, плевелами" (Мф. 13:381), Ли отделяет себя от всего христианского мира, а своими учениями о Личности Иисуса Христа ставит под сомнение свою принадлежность к христианству вообще. По вышеизложенным причинам "Восстановительный перевод" Нового Завета не может быть рекомендован для чтения.

Многие незрелые христиане, читая "Восстановительный перевод" и различную литературу "Живого потока", уже были обмануты и присоединились к "Поместной церкви". Мы ни в коем случае не осуждаем членов этой церкви, но вместе с апостолом Иудой призываем их отвратиться от лжи и "подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Иуда 3).

 

ПРИМЕЧАНИЕ

* Такими индексами в "Восстановительном переводе" обозначены комментарии Уитнесса Ли к упомянутым стихам.


РЕВНОСТНЫЙ И ОБМАНУТЫЙ:

Однажды я сбился с пути

Артур М. Кэйси

Наш Господь Иисус сказал: "Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин. 8:31-32). Этот стих по-прежнему звучит в моих ушах, когда я вспоминаю о событиях, произошедших с мной 10 лет назад.

Все началось с того, что один друг поделился со мной Евангелием. Хотя моя семья всегда ходила в церковь, в возрасте 18 лет я отрекся от христианства. Когда Джефф рассказал мне о прощении грехов, я ответил: "Отстань". Но несколько недель спустя я пришел на собрание, где изучали Библию, и Дух Святой вложил веру в мое сердце. Я покаялся и уверовал в Евангелие; в возрасте 21 года для меня началась новая жизнь. Движение "Народ Иисуса" (Jesus People) тогда находилось в самом расцвете, и я наслаждался неформальной обстановкой собраний, когда все сидели на полу, пели песни и изучали Библию. Я ходил в разные церкви, но чувствовал, что все они мертвы, и что в них нет Иисуса. Подобно многим своим сверстникам, я отличался бунтарским нравом и не доверял никакой организации, руководимой благополучными взрослыми обывателями. Движимый искренним желанием найти Иисуса, я не мог понять, почему другие не испытывают того же энтузиазма. С таким отношением к жизни и недостатком знания Библии я был легкой добычей для ложных учений.

Однажды вечером я зашел домой к своему другу-христианину, к которому как раз пришли какие-то необычные гости. Это были молодые, "горящие" проповедники из организации под названием "Дети Бога". Они считали, что христианам не следует заниматься обычной работой, и что нужно отказаться от всего: от работы, от дома, от семьи, от имущества - чтобы проповедовать на улицах.

Я без колебаний оставил свою работу и уже готовился отправиться вместе с этими молодыми уличными проповедниками в Даллас, штат Техас, где находился один из их центров. К счастью, несколько преданных друзей-христиан, к которым я зашел перед отъездом, уговорили меня не ехать, тем самым помешав мне стать культистом (по крайней мере, в тот момент). Но меня все еще сжигало неутолимое желание служить Иисусу всем сердцем - к тому же, теперь я был безработным.

Еще один из моих друзей, Рэнди, пригласил меня поехать вместе с ним в Экрон, штат Огайо, чтобы познакомиться с другой полной энтузиазма организацией. Итак, я вновь собрал свои пожитки и пустился в дорогу. На этот раз меня никто не удержал.

Я никогда не забуду своего первого знакомства с этой организацией. Во время собрания они громко пели, выкрикивали стихи из Писания, плясали и один за другим давали сильные свидетельства о том, что для них значит Иисус. Я видел старых и молодых людей, черные, белые и восточные лица. Я немедленно присоединился к пению и восклицаниям. В глубине души я ощущал какие-то смутные сомнения, но мои чувства уже оказались в плену. Любовь, единство и накал эмоций, царившие на собрании, захлестнули меня. Я говорил себе: вот люди, которые действительно любят Иисуса и не боятся это показать. Тем же вечером, после собрания, Рэнди представил меня многим из присутствовавших. Они сразу же проявили ко мне огромный интерес и участие. Я попросил разрешения провести у них неделю или две в виде испытательного срока, и меня поселили в огромном двухквартирном доме, в котором уже жили около 10 членов группы. Они разрешили мне жить с ними, пока я не решу, стоит ли к ним присоединиться.

Никто не принуждал меня вступать в группу. Да это было и ни к чему. Я и так уже созрел.

Эта организация известна под именем "Поместной Церкви". Если бы такая группа находилась в Сент-Луисе, она называлась бы "Церковью в Сент-Луисе". Приходы называются по именам городов, в которых они расположены. Организацией руководит престарелый китаец Уитнесс Ли, который привез это движение в Америку в начале 1960-х годов. Основателем движения в Китае был соработник Ли, которого звали Вочман Ни. Когда к власти в стране пришли коммунисты, Ли бежал на Тайвань, а Ни остался и умер в тюрьме после почти 20-летнего заключения.

В первые десять лет своего существования движение держалось в рамках христианского "фундаментализма". Его члены верили в то, что Библия есть Слово Божие. Они верили в то, что Иисус искупил Своей кровью грехи мира, в Воскресение, во Второе Пришествие Иисуса и в необходимость веры во Христа для спасения. Однако вскоре по прибытии в Америку, Ли изменил некоторые учения. Он утверждает, что по дороге в Америку уронил свои учения в Тихий океан и нашел новый путь.

Основанием учения Ли является его понимание Троицы. Ли проповедует "модализм" - учение, смысл которого сводится к тому, что есть один Бог, последовательно проявляющий Себя в трех "формах" или "этапах". Одна из аналогий, к которым прибегает Ли, говорит, что до Христа Бог был подобен "зернам пшеницы". При воплощении зерна пшеницы превратились в "муку". Наконец, когда Христос вернулся на Небеса, Бог стал "буханкой хлеба", т.е. Святым Духом. Это противоречит историческим Символам Веры, например Афанасьевскому, который утверждает, что Бог являет Себя как три Личности в единой сущности. Учение Ли стирает различие между Лицами Божества.

Учение Ли о Личности Христа также противоречит историческому христианству. Ли учит, что при воплощении в Иисусе "смешались" божественная и человеческая природа. Определение Халкидонского Собора утверждает, что две природы Христа составляют одну Личность, но не смешиваются и существуют независимо друг от друга. Однако Ли превращает божественную природу в нечто меньшее, чем Бог, но большее, чем человек, а человеческую природу - в нечто большее, чем человек, но меньшее, чем Бог. Ли создает новое существо, Богочеловека.

По учению Ли, Божье намерение состоит в том, что человек, ради своего "спасения", должен "смешаться" с Богом таким же образом, как с Ним "смешался" Христос. Для этого человек должен в буквальном смысле призывать имя Иисуса. Произнося имя Иисуса вслух, человек становится верующим и может начать процесс смешивания с Богом.

Ли предлагает простой метод, при помощи которого человек может смешаться с Богом. Этот метод состоит в призывании имени Господнего и молитвочтении. Под призыванием имени Господа понимается многократное воспевание имени Иисуса во время личных молитв и совместных богослужений. Использование разума не поощряется; мысли следует блокировать. Мне удавалось так делать по 15 минут и более. "Молитвочтение" подразумевает чтение Библии вслух и многократное повторение одного и того же стиха с акцентом на разные слова. Молитвочтение также совершается лично и в группах. Как и в первом случае, рекомендуется не думать, а делать.

Ли называет это занятие "упражнением духа" или "пищей и питьем в Господе". Поскольку Ли проповедует, что человек становится тем, что он ест, верующий питается Христом и, таким образом, смешивается с Богом. Цель этого процесса - избавиться от собственной эгоистичной жизни и преобразиться в новое творение, Богочеловека.

Надо отметить, что все это Ли считает необязательным, если человек хочет лишь попасть на Небеса, но Ли не считает это полным спасением. Он утверждает, что немногие избранные ("остаток") получат нечто иное. Тот, кто в достаточной мере смешался с Богом, будет "победителем" и проведет 1000 лет со Христом, в то время как несмешавшиеся верующие останутся в могилах до завершения Тысячелетия. Ли говорит, что люди, в принципе, могут стать "победителями" и вне его организации, однако это маловероятно. Таким образом, если человек хочет получить полноту Божьего спасения, единственный путь лежит через организацию Ли и его метод.

Кроме того, стержнем вероучения Ли является послушание и власть. Члены движения должны без вопросов подчиняться учениям и указаниям Ли. Мне говорили, что я должен подчиниться, даже если указания будут идти вразрез с Божьим Словом. Это не будет ошибкой, поскольку Бог оценит мое послушание руководству.

Все церкви, находящиеся вне его контроля, Ли называет "сатанинским христианством". Он уверяет членов своего движения, что все за пределами Поместной Церкви обмануты. Если кто-то уходит из движения, он вряд ли сможет вести христианскую жизнь. Мне рассказывали о людях, которые оставили Поместную Церковь, вследствие чего их жизнь превратилась в хаос. Это создавало еще большую психологическую привязанность к группе. Посторонних опасались, поскольку каждый из них мог стремиться увести кого-то из движения.

Ревностное следование учениям Ли помогло мне достичь ответственных должностей. Шесть месяцев спустя я уже возглавлял дом для неженатых мужчин. Я с горячностью вербовал новые души и никогда не пропускал ни одного из 4-6 собраний в неделю, которые мне следовало посещать. Выходные были отданы поиску новообращенных, а праздники - поездкам на конференции, проходившие в разных местах. Эти требования, вдобавок к 40-часам работы в неделю, не оставляли мне свободного времени и были очень утомительны.

Члены Поместной Церкви ведут полуобщинный образ жизни. У них есть частная собственность, однако в движении поощряется сильное чувство общности и предоставление материальных благ в пользование друг другу. Как только человек вступает в организацию, все его основные нужды удовлетворяются, и он получает возможность лучше подчиняться руководству.

Я помню, как почти 100 человек были переселены из Калифорнии в штат Вирджиния, чтобы образовать там новую группу. Организация заботилась об этих людях до тех пор, пока они не устроились на новом месте. Подобные переезды - в порядке вещей. Каждый год руководители просят какое-то число верующих переехать в другой город. Некоторые соглашаются, а некоторые вызываются добровольцами. Предполагается, что человек должен менять место жительства каждые несколько лет.

На Рождество 1972 года я оказался перед выбором: ехать ли мне домой, к родителям, или отправляться на конференцию в Детройт. Неписаный закон движения гласит, что ты должен забыть о родителях и полностью посвятить себя делу. Я помню, как плакала моя мама, когда я позвонил и сказал, что второй год подряд не приеду домой на Рождество. Я отправился в Детройт и провел там еще одну бурную неделю в пении, восклицаниях и обучении.

Но, по Провидению Божьему, этот очевидно неправильный выбор стал поворотным пунктом в моей жизни и в моем посвящении Богу. Человек средних лет проповедовал о покаянном и открытом сердце царя Давида перед Богом. Учитель призывал нас к такому же отношению. Конечно, учитель имел в виду, что мы должны с готовностью принимать учение Поместной Церкви и делать то, что нам указывают ее руководители. Но Господь употребил слова этого человека во благо.

С той конференции я вернулся другим человеком. Я по-прежнему был очень предан движению и даже не думал о том, чтобы уйти. Но я был полон решимости позволить Писанию говорить ко мне и хотел покаяться в каждой части моей жизни, которая не была согласна с Писанием. Эта новая сердечная перемена, которую произвел во мне Святой Дух, впоследствии и привела меня к уходу из организации.

В течение следующих шести месяцев я продолжал с жаром участвовать в делах движения. Я стал одним из учителей в молодежной группе - мы слушали аудиозаписи лекций Уитнесса Ли, которые присылались из штаб-квартиры в Лос-Анджелесе, и пересказывали их содержание во время учебных занятий.

Я слушал эти кассеты, но одновременно стал проводить больше времени в личном изучении Слова. Я вставал рано утром, чтобы молиться, читать и искать Господа. Я начал сомневаться в том, чему был научен. Я увидел, что должен слушаться Бога более, нежели человека, и что, вопреки словам Ли, мой разум сам по себе не является злом, и Бог хочет обновить и использовать его. Практика молитвочтения и воспевания имени показалась мне странной в свете Писания, которое раскрывало Божье отношение к разуму и учило правильно им пользоваться. Одним апрельским утром - тогда я жил в Кливленде - я ушел из Поместной Церкви. В следующие две недели я почти дошел до сумасшествия. Я страдал и мучился от страха и усталости, я не знал, что мне делать, но вооружился обещанием, что Господь - мой Пастырь, и что Он никогда меня не оставит.

Местные жители помогли мне, приведя к большой старой церкви, в которой было служение для людей моего возраста. Я посетил несколько собраний, которые носили столь же неформальный характер, как и те, что я посещал в прошлом.

Как-то вечером молодой человек прочел вслух Римлянам 5:1, подчеркнув, что мир с Богом возможен только по Его благодати. Никакие наши попытки быть угодными Ему не принесут мира. Эти слова сказали мне все. Я тщетно пытался угодить Богу и добиться Его одобрения. По моим щекам текли слезы. Наконец я обрел мир в благодати Божией.

Это свидетельство было впервые опубликовано в журнале The Lutheran Witness в августе 1982 г. Переведено на русский язык и опубликовано с разрешения автора.


ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ:

Уитнесс Ли умер, но его дело живет

Роберт и Гретхен Пассантино

В прошлом году движение, известное окружающим под именем "Поместной Церкви", пережило смерть своего основателя, Уитнесса Ли. Тогда же началось расширение программ евангелизма и ученичества. Этот рост проявляется в заметном улучшении страницы движения в Интернете, развитии периодических изданий, увеличении количества аудио- и видеоматериалов и ежедневных радиопередач, приобретении комплекса административных зданий для сбора и рассылки публикаций издательства "Живой поток", рекламе в консервативных периодических изданиях и в агрессивных программах евангелизма, которые привлекают людей из самых разных христианских церквей.

Смерть основателя

Уитнесс Ли, китаец по происхождению и основатель "Поместной Церкви", скончался 9 июня 1997 года в возрасте 91 года [1]. К этому моменту его семья состояла из жены, 8 детей, 23 внуков и 17 правнуков [2]. Ли родился в Китае в 1905 году и жил там вплоть до коммунистического переворота, когда, спасаясь от преследования властей, он присоединился к прочим китайским беженцам на Тайване.

Сообщение о смерти Ли было практически сразу же опубликовано официальным журналом движения "Поток". Журнал опубликовал мемориальную статью о жизни и служении Уитнесса Ли, которая часто отражала его глубокую привязанность к характерным спорным взглядам, которыми его движение отличалось на протяжении всей своей истории как в Америке, так и за рубежом.

История

Уитнесс Ли вырос в китайской христианской семье и получил образование в англоязычных приходских школах. В молодости - по разным сведениям, в 19 или 21 год - он посвятил себя полновременному христианскому служению. Он стал учеником, а затем и сотрудником китайского христианского мистика Вочмана Ни. В 1934 году Вочман Ни поручил Ли заботу о своей Комнате Евангельской Книги в Шанхае. После того, как в 1952 году Ни был арестован, Уитнесс Ли сменил его на посту руководителя движения, известного под названием "Малое стадо".

Незадолго до коммунистического переворота в Китае Ли, вместе со многими другими последователями Ни, эмигрировал на Тайвань. Там они основали издательство под названием "Тайваньская Комната Евангельской Книги" и цепь церквей, которая, по некоторым сообщениям, уже через пять лет насчитывала свыше 20 000 приходов. После смерти Ни в 1972 году Ли de facto стал руководителем движения во всем мире и Соединенных Штатах [3]. 

В 1962 году Уитнесс Ли объявил, что Бог призывает его переехать в США. Он быстро основал "Церковь в Лос-Анджелесе" и вскоре последователи "Малого стада" с Тайваня перебрались туда. Церковь быстро пополнялась за счет новообращенных американцев, и вскоре стали возникать новые собрания - сначала в Лос-Анджелесе и Орандж Каунти, а затем по всей стране. В 1965 году Ли основал служение "Живой поток", которое стало издательским филиалом движения [4]. 

Критика и возражения

Отвергая любые названия, но резко отделяя себя от всех прочих христианских церквей, конфессий и движений, последователи Ли объединялись в поместные церкви, различаемые по названиям местности: "Церковь в Анахейме", "Церковь в Чикаго" и т.д. Причиной значительных разногласий, окружавших движение, был его эксклюзивизм и даже откровенная враждебность к церквям, входившим в какую-либо конфессию или организованных по какому-либо иному принципу, нежели поместный. Своеобразные воззрения Ли относительно того, что считать существенным христианским учением, а также некоторые практические методы Поместных Церквей также вызвали критические высказывания со стороны широкой евангелической общественности.

Хотя Ли и его сторонники уверяли, что он стремится к восстановлению единства внутри Тела Христова [5], большинство окружающих полагали, что характерное учение Ли о поместности в действительности разделяет Тело Христово, поскольку Ли считал Поместные Церкви единственным подлинным выражением Тела Христова в любой местности. Особенности учения и поклонения в церквях Ли, а также нежелание их членов называть свою церковь иначе чем "Церковь в [название города]" [6]  или - применительно к движению в целом - "Господне восстановление" заставили многих христиан задаться вопросом, не является ли Поместная Церковь Уитнесса Ли сектой или культом.

Д-р Уолтер Мартин, основатель Христианского исследовательского института, так описывал трудности, с которыми встречается попытка классифицировать Поместную Церковь как историческое христианство или, наоборот, отнести ее к числу культов:

"Прежде всего следует отметить, что Поместная Церковь, руководимая Уитнессом Ли, отличается от других групп и движений, описанных в этой книге, и, по большей части, состоит из христиан, запутавшихся в основных учениях христианства. Таким образом, следует четко разделять небиблейские учения и проявления, существующие в этой группе, и принадлежащих к ней людей, которых можно назвать сбившимися с пути христианами. Поместную Церковь нельзя назвать культом в классическом смысле этого слова, однако в некоторых областях богословия и практики это движение имеет явно культистские черты [7]." 

После Церкви Саентологии, Поместная Церковь, наверное, является самой сутяжнической религиозной группой, поскольку она без промедления подает в суд на своих критиков. Уже многие годы она прибегает к угрозам судебных преследований, чтобы убедить исследователей и издателей воздержаться от публикации любой критики в адрес Уитнесса Ли или литературы "Живого потока".

Известной христианской организации из Беркли под названием Spiritual Counterfeits Project, занимающейся апологетикой и исследованием культов, пришлось реорганизоваться после вынужденного объявления о своем банкротстве, поскольку необходимость защищаться в бесконечных судебных процессах истощила ее финансы. Многие другие христианские авторы и издатели либо отказались от критики учений и деятельности Поместной Церкви, либо существенно изменили свои аргументы, сведя до минимума положения, которые могут повлечь за собой судебные разбирательства.

Поместные Церкви объясняют свои судебные иски в адрес других христиан и церквей тем, что они попросту отстаивают свою репутацию в глазах общества, христианских и светских кругов и своих собственных членов. Кроме того, Поместные Церкви сообщили о своем отношении к критическим материалам многим христианским книготорговцам, и теперь некоторые из них опасаются серьезных последствий, если не уберут критическую литературу со своих прилавков.

Припертые к стенке критики, в свою очередь, апеллируют к своему праву на свободу слова, которая подразумевает право письменно или устно публично критиковать общественную деятельность других религиозных проповедников. В агрессивных контратаках Поместных Церквей они видят попытку ущемления своего права на свободу слова в вопросах религии, подразумевающего право человека называть чьи-либо доктринальные убеждения "еретическими" или неистинными в свете его понимания Писаний.

Доктринальные особенности [8]

Несомненно, одним из наиболее спорных доктринальных отличий Поместной Церкви являются воззрения Ли относительно учения о Троице. Язык, метафоры и иллюстрации, которые он использовал применительно к Троице, наводят на мысль о смешении Лиц Троицы и о том, что существо Бога на протяжении времени менялось от одного Лица к другому. В истории подобные взгляды известны под именем модалистического монархианства или просто модализма. В наше время модалистских взглядов придерживается Объединенная Пятидесятническая церковь. Тем не менее, обвинения в том, что Ли или современные Поместные Церкви проповедуют модализм, категорически отрицаются "Живым потоком".

Учение об "изменяющемся Боге" можно увидеть в словах Ли (с которыми и по сей день согласен "Живой поток") о том,  что "Бог во Христе прошел через длинный процесс - процесс воплощения, распятия, воскресения и вознесения. Тот самый Бог из 1-й главы Бытия прошел такой процесс... Сегодня, после приготовления, сам Христос является Духом животворящим... Этот Христос, после Своего приготовления, теперь является животворящим Духом" [9]. Рассуждая на эту же тему в процессе изучения 8-й главы Послания к римлянам, Ли добавляет: "В Римлянам 8 говорится о процессе - процессе, посредством которого Триединый Бог стал животворящим Духом, обитающим в нашем духе... Таким образом, в этой главе у нас есть четыре процесса, через которые прошел Триединый Бог: воплощение, распятие, воскресение и вознесение" [10]. Хотя "Живой поток" и не видит модализма в учениях Ли, его обыкновение приписывать события из жизни Сына Троице очень напоминает идеи модалистов ранней Церкви, которых также именовали "патрипассианами", поскольку они учили, что Отец пострадал на кресте, как Сын.

Непонимание Уитнессом Ли Лиц Троицы очевидно проявляется в его объяснении того, как Троица лично обитает в каждом верующем как Святой Дух - точка зрения, которую большинство христианских церквей сочтет нетрадиционной: "Как животворящий Дух, приготовленный Триединый Бог обитает в нас, чтобы раздавать нам жизнь тремя путями... Здесь Христос - это сам Триединый Бог, ставший обитающим в нас Духом... По этой причине мы можем сказать, что, согласно Римлянам 8, Триединый Бог раздается в трехчастного человека и дает жизнь духу, душе и телу человека" [11].

Что касается вызывающего много споров учения Поместной Церкви о том, что христиане "обожествляются" и становятся "богами", это, как поясняет Уитнесс Ли, происходит через возрождение: "Возрождение происходит через воскресение Христа, чтобы Он мог дать погибшим грешникам божественную жизнь как власть быть детьми Божьими, рожденными от Бога по роду Его" (курсив наш - Р. и Г. П.) [12]. Во второй части этого поучения Ли объяснил, что возрождение "приводит нас в божественное существо и делает нас божественными личностями" [13].

В другом случае Уитнесс Ли замечает:

"Деяния - это распространение, рост и увеличение этого чудесного Лица [Иисуса Христа]. Это чудесное Лицо было ограничено и ограничено маленьким человеком Иисусом, но в Деяниях Он был воспроизведен, взращен и увеличен. Он возрос, распространившись в Петра, Иакова, Иоанна, Стефана и даже Павла из Тарса. Он распространился в десятки тысяч, даже сотни тысяч Своих верующих, сделав их всех частью Себя. Говоря в целом, все эти верующие вкупе с Ним стали совокупным Христом." [14]

Еще одно необычное учение, сначала изложенное Ли, а сегодня утверждаемое Поместными Церквями, состоит в том, что грехопадение Адама подразумевало его смешение с сатаной. Ли говорил: "Хотя человек был сотворен хорошим, развращенная природа сатаны вошла в его тело, когда он вкусил от плода дерева познания. Дерево познания обозначало сатану, лукавого, который имеет власть смерти. Таким образом, когда человек вкусил от плода дерева познания, сатана вошел в его тело... Сатана в нашей плоти ненавидит Бога, обманывает человека и прилагает все усилия к тому, чтобы нанести вред человечеству и разрушить его" [15].

Большинству христиан покажется странной привычка Ли буквально истолковывать библейские фигуральные выражения. Например, объясняя фразу "живая вода", произнесенную Иисусом в 4-й главе Иоанна, Ли писал: "Всякий раз, когда мы поклоняемся Богу в нашем духе, это значит, что мы пьем Бога, как живую воду. Когда вы восхваляете Бога своим духом, вы немедленно делаете глоток. Сказав: "Слава Богу! О Отец, я поклоняюсь Тебе", - от своего духа, вы выпьете живой воды. Соединяться с Богом духом в нашем духе значит пить живую воду, а пить живую воду значит воздавать Богу настоящее поклонение" [16]. 

Многие, посетившие собрание Поместной Церкви, столкнулись там с практикой, именуемой "молитвочтение" и неизвестной другим церквям. Во время собраний это выглядит как чтение библейского текста нараспев. Уитнесс Ли описывал "молитвочтение" так: "Просто молитвенно читайте Слово. Молитесь словами Библии в точности так, как они звучат. В конце концов, вы увидите, что вся Библия - это молитвенник! Вы можете открыть Библию на любой странице и начать молиться с любой части Слова... Хотя вы, возможно, не поймете какой-то отрывок, вы все же питаетесь, молитвенно читая его, поскольку нечто от Бога реально присутствует в Его Слове; Слово Бога - это само Его дыхание [Дух]" [17] .

Распространение трудов Ли

Толкования и учения Ли сохранились в опубликованных книгах, пособиях по изучению Библии, в его собственном "Восстановительном" переводе Библии, в статьях, брошюрах, аудио- и видеокассетах, а также в виде файлов на странице в Интернете. Эти публикации весьма многочисленны и, похоже, составляют абсолютное большинство источников учения для членов Поместных Церквей. В статье, опубликованной в "Потоке" после смерти Ли, говорилось:

"Он продолжил издавать труды Вочмана Ни на английском языке и начал публиковать свои собственные работы. Он оставляет после себя изобильное представление истины в Библии... Его главный труд, "Жизнеизучение Библии", представляет собой 25 000 страниц толкований на каждую книгу Библии... Многочисленные проведенные им конференции [в записи]... составляют более 400 названий. Большое их число было переведено по меньшей мере на четырнадцать языков... Под руководством Уитнесса Ли вся Библия была переведена на английский язык под названием "Восстановительный перевод", и он сам был главным редактором нового перевода Нового Завета на китайский язык." [18]

Служение "Живой поток" использует возможности электроники и Интернета, чтобы распространить уникальные учения Уитнесса Ли и Поместной Церкви еще дальше. Посетители страницы служения в Интернете могут скачать себе каталоги распространяемых книг и кассет, а сделать заказ можно, позвонив по телефону в офис "Живого потока" в Анахейме [19]. 

Посетители Веб-страницы могут бесплатно подписаться на ежедневное электронное издание eManna, в котором всегда содержится "разъяснение", то есть толкование и применение какого-либо отрывка из Библии. Разъяснения берутся из работ Ли в большей степени, нежели из всех прочих источников, вместе взятых [20].

Журнал "Поток", издаваемый как на бумаге, так и в электронном виде, и распространяемый по почте или через Интернет, "посвящен публикации работ Вочмана Ни и Уитнесса Ли" [21]. 

"Жизнеизучение Библии" Уитнесса Ли - это 30-минутная ежедневная радиопередача, которая, по словам "Живого потока", "посвящена наслаждению божественной жизнью, открытой в Писаниях" [22]. Передача транслируется более чем тридцатью радиостанциями в США и Центральной Америке.

Что ожидает Поместную Церковь в будущем?

Хотя "брат Ли" уже умер, движение, похоже, без особых проблем пережило его уход. Распространение трудов Уитнесса Ли продолжается с не меньшей энергией. Значительные шаги к сближению Поместной Церкви с историческим христианством уже заметны в рекламе [23] движения и в его электронных и печатных изданиях, а также в недавно возникшем богословском журнале Affirmation and Critique [24], который пытается подвести историческое и библейское основание под характерные особенности Поместной Церкви, при этом не оставляя сомнительных учений Уитнесса Ли.

По некоторым сообщениям, служение "Живой поток", отвечающее за публикацию работ Уитнесса Ли и Поместных Церквей, приобрело большой офисный комплекс в Анахейме, штат Калифорния, за 30 млн. долларов. Это позволило перевести под одну крышу все основные службы с возможностью дальнейшего значительного расширения. Новая собственность площадью более 11 га "по некоторым данным, может предоставить 1600 парковочных мест и удобно устроить 7000 святых" [25]. 

Возможно, Уитнесс Ли и "получил свою награду", однако земные "награды" основанного им движения, по-видимому, не убывают. Его учения порождают проблемы в учении и жизни, и на этот факт ссылаются многие бывшие члены Поместных Церквей, призывающие писателей и издателей отстаивать свое право публично критиковать идеи, с которыми они не согласны. Между тем, новообращенные по обыкновению принимают взгляды Ли за "восстановление" библейского учения, которое не найти ни в одной другой церкви.

Останутся учения и принципы Поместной Церкви в рамках наследства Уитнесса Ли или нет, очевидно, что попытки этого движения сблизиться с историческим христианством еще не скоро убедят скептиков в его библейской ортодоксальности.

 

ССЫЛКИ

 1 "In Memoriam: Witness Lee, a Bond-slave of Jesus Christ", The Stream (электронный вариант), 27.04.98.

 2 "Witness Lee: Christian Teacher (1905-1997)", различные периодические издания, в т.ч. The Wall Street Journal, 12-15 июня 1997 г.

 3 Эту историческую информацию можно найти во многих публикациях, в т.ч. "In Memoriam".

 4 "Уитнесс Ли основал служение "Живой поток" в 1965 году как некоммерческую организацию в Анахейме, штат Калифорния, которая официально представляет служение его и Вочмана Ни" (The Stream, электронный вариант, 11.05.98).

 5 См., например, следующую цитату: "Уитнесс Ли был непреклонен в своем убеждении, что целью Бога является не узкое сектантство, а Тело Христово... [Поместные Церкви] решили не выделяться в особую деноминацию, но встречаться просто как церковь в своей местности" (The Stream, электронный вариант, 11.05.98).

 6 Название "Поместная Церковь" дали движению его критики - сами руководители движения им не пользуются, предпочитая именоваться "Церковью в Анахейме" и т.д. или "Господним восстановлением".

 7 Уолтер Мартин, ред., The New Cults (Ventura, CA: Gospel Light Publications - Vision House imprint, 1980), p. 379.

 8 Несмотря на внешне ортодоксальное исповедание веры (1978) и академические статьи в принадлежащем ей журнале Affirmation and Critique, Поместная Церковь всегда считала труды Уитнесса Ли истинным библейским богословием.

 9 Уитнесс Ли, Life-Study of Romans (Anaheim, Living Stream Ministry, 1984), pp. 172-173, 177.

 10 Tам же, p. 696.

 11 Там же, p. 697.

 12 Уитнесс Ли, "The Secret of God's Organic Salvation", часть 1, The Stream, сентябрь 1997, pp. 6-10.

 13 Там же. Часть 2, The Stream, декабрь 1997, p. 3.

 14 Там же, pp. 9-10.

 15 Там же, pp. 159-60.

 16 Уитнесс Ли, Life-Study of John (Anaheim: Living Stream Ministry, 1985), pp. 147-148.

 17 Уитнесс Ли, Pray-Reading the Word (Anaheim: Living Stream Ministry), pp. 8-12.

 18 The Stream (электронный вариант), 11.05.98.

 19 См. http://www.lsm.org/books.htm

 20 См., например, "Tribulation Producing Approvedness", 4.04.98, где авторство "разъяснения" приписывается Уитнессу Ли.

 21 См., http://www.lsm.org/estream/welcome.htm

 22 Страница радиопрограмм "Живого потока" в Интернете http://www.lsm.org/radio/rad_welc.htm

 23 Включая рекламу в консервативных евангелических журналах, например Church History.

 24 Гл. редактор Рон Кангас, издается 1 раз в квартал редакторским отделом служения "Живой поток" (P.O.Box 2032, Anaheim, CA 92814-0032).

 25 "Local Church Seeks New Property to Expand Ministry!" на Web-странице служения Light of Truth (http://ftp.mcs.com/~jimmoran/announ6/html). См. тж. издание служения "Живой поток" Ministry Update, 2.03.98.


УИТНЕСС ЛИ И УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ

Дмитрий Розет

Близится к концу 1999 год. Почти полторы тысячи лет назад завершилась эпоха Вселенских Соборов. Казалось, она навсегда унесла с собой горячие христологические споры, оставив нам в наследство Символы Веры, которые по сей день являются фундаментом христианского богословия.

Церковь избежала влияния евионитов, гностиков, монтанистов и манихеев, она обличила и осудила еретические учения Павла Самосатского, Ноэта, Савеллия, Ария, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтиха, Пелагия и многих других - казалось, все эти лжеучения безвозвратно канули в Лету. Но сегодня, в конце второго тысячелетия христианской эры, древние ереси - должным образом приукрашенные и осовремененные - вновь поднимают голову.

В конце прошлого века Свидетели Иеговы вдохнули новую жизнь в заблуждения ариан и пневматомахиев-духоборцев. Движение Новой Эры усердно сдувает пыль с ветхих гностических писаний. А ересь модализма нашла неожиданный отзвук в учениях покойного основателя Поместной Церкви Уитнесса Ли.

Историческое христианское учение о Троице

Библия ясно говорит, и Церковь Христова всегда верила, что есть только один Бог, который извечно существует в трех самостоятельных Божественных Лицах: Отец, Сын и Дух Святой. Самое лучшее систематическое изложение христианского учения о Троице можно найти в Символе Веры, носящем имя александрийского епископа Афанасия:

"Истинная же всеобщая христианская вера такова: мы чтим единого Бога в Троице и Троицу в единстве, не смешивая ипостаси и не разделяя на части божественную сущность.

Ибо первая есть ипостась Отца, другая - Сына, третья - Духа Святого. Но и Отца и Сына и Святого Духа Божество едино, их слава равна, а величие одинаково вечно.

Каков Отец, таков и Сын, таков и Святой Дух. Отец несотворен, и Сын несотворен, и Дух Святой несотворен. Отец непостижим, и Сын непостижим, и Дух Святой непостижим. Отец вечен, вечен Сын, и вечен Дух Святой. Впрочем, это не трое вечных, но один вечный; равно как и не три несотворенных и три непостижимых, но один несотворенный и один непостижимый.

Точно так же, Отец всемогущ, Сын всемогущ, Дух Святой всемогущ, но не три всемогущих, а один всемогущий.

Отец - Бог, Сын - Бог, Дух Святой - Бог, но не три Бога, а один Бог.

Отец - Господь, Сын - Господь, Дух Святой - Господь, но не три Господа, а один Господь.

Ибо как христианская истина побуждает нас каждую Ипостась отдельно исповедовать Богом и Господом, так вселенское благочестие воспрещает нам говорить, что есть три Бога или три Господа.

Однако один Отец, а не три отца, один Сын, а не три сына, один Дух Святой, а не три святых духа.

И в Троице нет первого и последнего, нет большего или меньшего, но три Ипостаси одна другой всецело совечны и равны: следовательно, надлежит поклоняться как триединству в единстве, так и единству в триединстве."

Этот Символ является непревзойденным стандартом тринитарного богословия и представляет собой итог полутора столетий молитв, трудов и размышлений таких прекрасных богословов, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Августин Иппонский и многих других мужей Божиих. За краткими и ясными формулами Афанасьевского Символа Веры стоит вечное и неоспоримое учение Писания о том, что в природе одного Бога извечно существуют три отличные друг от друга Личности (Ипостаси), Каждая из которых имеет в Себе всю полноту Божества.

Вероучение Поместной Церкви

Официальное изложение верований Поместной Церкви создает впечатление, что Уитнесс Ли исповедует христианское понимание Троицы:

" 2. Бог есть единственный Триединый Бог - Отец, Сын и Святой Дух, - в равной мере сосуществующий и взаимоприсутствующий от вечности до вечности.

3. Сын Божий, то есть Сам Бог, воплотился в человека по имени Иисус, рожденного от девственницы, чтобы стать нашим Искупителем и Спасителем.

4. Иисус, истинный Человек, прожил на земле тридцать три с половиной года, чтобы явить людям Бога-Отца.

5. Иисус умер на кресте за наши грехи и пролил Свою кровь, чтобы совершить наше искупление.

6. Иисус Христос через три дня после Своего погребения воскрес из мертвых и вознесся на небеса, где Бог сделал Его Господом всего.

7. После Своего вознесения Христос излил духа Божьего для крещения Своих избранных членов в единое Тело. Этот Дух в наши дни движется по земле, чтобы обличать грешников, возрождать избранных Богом людей, передавать в них божественную жизнь и созидать Тело Христово для Его полного выражения."

Многие люди в своих попытках разобраться в воззрениях Поместной Церкви не идут дальше этой официальной формулировки. Однако успокаиваться на этом преждевременно, поскольку действительное положение вещей далеко не столь однозначно.

Черты модализма

В своих книгах Уитнесс Ли последовательно проповедует, что Бог - это одна-единственная Личность:

"Крестить людей во имя Триединого Бога - значит вводить их в личность Триединого Бога, чтобы они обладали органическим единством с божественной личностью" ("Жизнь в божественной Троице и с божественной Троицей", с. 145).

"Поскольку Святой Дух, святая "пневма", святое дыхание - это дыхание воскрешенного Христа и, более того, Сам Христос, вдохнувший Себя в Своих учеников, мы не должны ошибочно думать, что Христос и Святой Дух как его дыхание - это две отдельные личности" ("Поток", том 3, номер 1, с. 9).

"Отец, Сын и Дух не три отдельных личности и не три Бога; они - один Бог, одна реальность, одна личность... В имени божественной Троицы - вся итоговая сумма божественного Существа, равная Его Личности" ("Триединый Бог -  жизнь для трехчастного человека", с. 54).

и что эта Личность проявляет Себя в трех последовательных формах или образах:

"Подобным же образом, Бог, Христос и Святой Дух - один Бог, проявляющийся в трех лицах: Бог - это источник, Христос - выражение Бога, а Дух Святой - перенесение Бога во Христе в человека. Таким образом, три лица Троицы стали тремя последовательными этапами в процессе осуществления домостроительства Божия" ("Домостроительство Божие", с. 16).

"...любовь Отца, благодать Сына и общение Святого Духа - не три разные реалии, а три стадии одного и того же, которыми мы можем обладать и наслаждаться. Подобным же образом, Отец, Сын и Дух - не три Бога, но три стадии одного Бога, для нашего обладания и наслаждения им" ("О Триедином Боге", с. 27).

Процитированные слова Уитнесса Ли обнаруживают несомненное сходство с учением, которое известно нам под названием модалистического монархианства или просто модализма и во всех работах по истории христианства называется одной из первых тринитарных ересей. Чтобы не принимать мои слова на веру, вчитайтесь в следующее определение модализма, приведенное в собственном журнале Поместной Церкви:

"Модализм - это богословская доктрина, утверждающая, что Отец, Сын и Дух являются не тремя вечно различимыми личностями в Божестве, а тремя временными модусами или способами деятельности, в которых Бог раскрывает Себя" ("Поток", том 3, номер 1, сс. 17-18).

Не является ли это точным описанием учения, изложенного в вышеприведенных цитатах?

Отец есть Сын

Дополнительное сходство с модализмом учению Ли придают фразы, в которых он, очевидно, изображает Отца и Сына одной и той же личностью:

"Не может быть более ясных и выразительных слов, говорящих, что Господь - это не только Сам Бог, но также и Отец. Он родился во плоти как младенец, но при этом Он - "Бог крепкий"; Он вошел во время как Сын; но при этом Он - Отец, находящийся в вечности. Иисус, ставший плотью - это Бог! Сын, вошедший во время - это Отец! Он наш Бог, и Он также наш Отец" ("О личности Христа", сс. 17-18).

Соединение Отца и Сына в одну личность было, пожалуй, наиболее известной чертой модализма с момента его возникновения. Именно за веру в то, что Отец в Сыне пострадал на кресте, современники называли сторонников модализма "патрипассианами". Взгляды Уитнесса Ли стоят в опасной близости к этому учению:

"Отец послал Сына, и Сын сказал, что Пославший его был с Ним. Таким образом, воплощение Сына - это также воплощение Отца. Послав Сына, Отец не остался на небесах. Когда Сын вошел в утробу Марии, Отец был с Ним... Смерть Христа была не только смертью человека Иисуса, но и смертью Сына с Отцом посредством Духа" ("Жизнь в божественной Троице и с божественной Троицей", сс. 17, 19).

Полухристианство или полумодализм?

Несмотря на все вышесказанное, Поместная Церковь категорически отрицает какую-либо связь между учением Ли и модализмом, ссылаясь на то, что в своих публикациях они не раз разоблачали и отвергали как ересь "любую форму монархианистического модализма", а также принимали и подтверждали "исторические положения, содержащиеся в Никео-Царьградском Символе веры в отношении Троицы" ("Ответы "Знатоку Библии", том I, стр. 23).

Уитнесс Ли и сам периодически открещивался от всяческой связи с модализмом:

"В Библии нигде не говорится, что сначала какое-то время существовал Отец, а затем Отец стал Сыном и Отец перестал существовать. Точно также нигде не говорится, что спустя какое-то время Сын, став Духом, прекратил Свое существование. Это ошибочное учение, это ересь. Она называется модализм. Ее сторонники считают, что Бог существует в трех последовательных стадиях (модусах) сначала Отец, затем Сын и наконец Дух" ("Поток", том 1, номер 1, с. 10).

Подчас его слова, если отделить их от контекста, даже звучат вполне "ортодоксально":

"В соответствии с библейской истиной составляющие Божественную Троицу различны между Собой, но неотделимы друг от друга" ("Жизнь в божественной Троице и с божественной Троицей", с. 51).

Однако Поместная Церковь (в лице главного редактора журнала "Поток" Рона Кангаса) тут же с не меньшей готовностью отрекается и от традиционного тринитарного богословия:

"Традиционное "историческое" богословие является тритеистским, по крайней мере, имплицитно, и огромное число обычных верующих являются в душе тритеистами. Неправильное прочтение тех частей Слова, в которых содержится откровение или указание относительно того, что Христос есть Дух, тоже может быть продиктовано скрытым тритеизмом. В действительности, упорное настаивание на том, что Христос не является Духом, а находится в Духе, может в некоторых случаях быть отчаянной попыткой защитить систематическое богословие, являющееся по своей сути тритеистским" ("Поток", том 3, номер 1, с. 18).

Отрекшись, таким образом, и от модализма и от христианства, Поместная Церковь, ведомая Уитнессом Ли, встала на скользкий путь, который привел ее к полной нелепице в учении и путанице в определениях и понятиях.

Отказ от никейского богословия

IV век, эпоха никейского и константинопольского Вселенских Соборов, был временем становления христианского тринитарного богословия. Такие выдающиеся мужи Божии как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский отстояли библейскую истину перед угрозой арианства, и в жарких богословских спорах этого периода родились определения и принципы, вне которых традиционное тринитарианство понять невозможно.

Уитнесс Ли, конечно же, не мог совсем обойти вниманием события IV века - однако не ищите понапрасну в его работах ссылок на определения Соборов или творения кого-то из упомянутых выше Отцов. Свои рассуждения о Троице Ли начинает с отказа от традиционного богословия:

"Богословское выражение "три личности в одной сущности" происходит из латинского языка. В латинском языке использовалось не слово "личность" или "личности", а "персона" или "персоны". Здесь есть тонкое теологическое различие. Некоторые исследователи утверждают, что слово "персона" по-латыни означает маску, надевавшуюся актерами во время спектакля... После большого изучения мы не можем согласиться с таким учением о троице. По этой причине мы отказались от слова "троица". Вместо него мы используем слово "триединый"" ("Христос, раскрытый в Новом Завете", с. 17).

Однако по прочтении этой цитаты складывается впечатление, что в своем "большом изучении" Уитнесс Ли не пошел дальше воззрений Ипполита и Тертуллиана. Более позднему богословию Афанасия и Каппадокийцев - с его важнейшими понятиями "единосущия" и "ипостаси" - в трудах Ли нет места. Взамен, основатель Поместной Церкви изобрел целый сонм неудобоваримых и непонятных, а иногда и просто кощунственно звучащих терминов: "пневматический Христос", "совокупная личность", "сырой и приготовленный Бог" - на которых и основывается его доктринальная система.

"Три-один"

К сожалению, размеры статьи не позволяют мне подробно рассмотреть все стороны учения Поместной Церкви о Троице, поэтому мы ограничимся лишь тремя из них, в которых наиболее отчетливо проявились характерные взгляды Уитнесса Ли. Сперва давайте обратимся к представлениям Ли о сочетании троичности и единства Отца, Сына и Святого Духа.

При внимательном изучении высказываний Ли относительно природы Троицы бросается в глаза, что во многих случаях он тщательно избегает конкретности, отделываясь общими словами типа "двое", "трое" или "разделение на три":

"Да, я верю в то, что если смотреть на это с одной стороны, с внешней, объективной стороны, то Христос и Дух - это двое. Однако если смотреть с другой стороны... Христос и Дух едины" ("Поток", том 3, номер 1, с. 10).

""Триединый" означает "три-один". Что значит быть триединым? Это просто значит быть триединым. Никто не может объяснить этого. Это значит именно то, что значит. Это невозможно объяснить. Если это можно объяснить, то больше это не реально и не таинственно" ("Христос, раскрытый в Новом Завете", сс. 17-18).

"В вечности Отец возлюбил Сына. С одной стороны, Их двое - любящий Отец и Возлюбленный Сын, но при этом Они одно целое; с другой стороны, Они одно, но при этом их двое" ("Жизнь в божественной Троице и с божественной Троицей", с. 15).

Исследователи Роберт и Гретхен Пассантино справедливо отмечают:

"...слово "недвусмысленно" означает "ясно, без сомнений и недомолвок". Учение Поместной Церкви о "трех и одном" едва ли подходит под это определение. Бог является одним. Чем одним? Одной Личностью? Одним Богом? Одним телом? Одним принципом? Бог является тремя. Чем тремя? Мэри Бейкер Эдди, основательница Христианской Науки, верила, что "Бог звляется тремя". Ее проблема была в том, что она связывала слово "три" с "тремя божественными принципами - любовью, истиной и жизнью". Поместная Церковь под тремя имеет в виду "понятие триединства, т.е. триединой Личности" (The New Cults, с. 396).

Подобная неясность выражений является закономерным следствием того, что Уитнессу Ли явно недоставало понятийного аппарата никейского богословия, между тем как задача создать свою собственную четкую систему понятий и определений оказалась ему не по силам.

"Всеобъемлющий Христос"

Особое внимание в своих рассуждениях на тему Троицы Уитнесс Ли уделяет вопросу "взаимопроникновения" Отца, Сына и Святого Духа. Это учение - если только его рассматривать в надлежащем контексте - вполне ортодоксально. Вот как описывает его д-р Алистер Мак-Гра:

"Этот греческий термин [perichoresis], который часто встречается в его латинской (circumincessio) или русской ("взаимопроникновение") формах, стал общепринятым в шестом веке. Он указывает на то, как три Личности Троицы связаны друг с другом. Концепция взаимопроникновения позволяет сохранить индивидуальность Лиц Троицы, утверждая в то же время, что каждая личность участвует в жизни других двух" ("Введение в христианское богословие", с. 262).

Однако в устах Уитнесса Ли, который то и дело смешивает Личности Отца, Сына и Святого Духа, это учение неожиданно приобрело совершенно неортодоксальную (если не сказать больше) форму:

"Нам нужно быть людьми, наслаждающимися Отцом как источником Троицы. Он существует в трех направлениях. Он над всеми, через всех и во всех. Это означает, что Отец триедин. Фактически, Отец над всеми, Сын через всех, а Дух во всех. Это показывает, что триединый Бог воплощен в Отце, который также над всеми, через всех и во всех" ("Жизнь в божественной Троице и с божественной Троицей", с. 72).

"Эти основные стихи показывают, что воплощение было не только воплощением Сына, но и воплощением Отца и Духа. Вся божественная Троица воплотилась. Рождение Иисуса было рождением Триединого Бога. Он был законченным Богом и совершенным человеком, то есть Триединым Богочеловеком. Он был воплощенным Триединым Богом - Отцом, Сыном и Духом. Это воплощение было воплощением Отца, Сына и Святого Духа. Спаситель, в которого мы верим, и которого приняли, - это чудесный Триединый Богочеловек" (Там же, с. 17).

"Теперь Дух - это не только средоточие Отца и Сына, но также завершенность, сумма и совокупность завершенного, приготовленного Триединого Бога" ("Дальнейшие беседы о переживании божественного Духа и человеческого духа", с. 11).

Именно отсюда и берут свое начало патрипассианские воззрения Ли, о которых говорилось выше (см. раздел "Отец есть Сын").

"Сырой и приготовленный Бог"

Еще одной отталкивающей особенностью учения Уитнесса Ли является то, что его "Три-Один Бог" развивается с течением времени, несмотря на однозначное учение Библии о неизменности Бога (Иак. 1:17; Евр. 1:11-12).

"До того, как процесс приготовления начался, все продукты сырые. После двухчасовой готовки продукты завершены в кушанья. До Своего воплощения Бог был "сырым", имея божественную, но не человеческую природу. Через воплощение, человеческое житие, распятие, воскресение и вознесение Бог был приготовлен и завершен. Теперь Он уже не сырой Бог, Он - завершенный и полный Триединый Бог с божественной человечностью, человеческим житием, всеобъемлющей смертью, мощным воскресением и необыкновенным вознесением. Это все составные части приготовленного и завершенного Триединого Бога" ("Триединый Бог - жизнь для трехчастного человека", с. 56).

"Для того чтобы стать законченной и завершенной, Божественная Троица должна была пройти через процесс приобретения человечества как Своей составляющей части. Имея только божественность, Божественная Троица не была бы завершенным Триединым Богом. Чтобы стать завершенным и законченным Триединым Богом, Ему нужно было как человечество, так и божественность" ("Жизнь в божественной Троице и с божественной Троицей", с. 58).

Поскольку для "завершения" Богу недоставало человеческой природы, получается, что сотворение человека было нужно лишь для того, чтобы Бог стал "приготовленным":

"Бог сотворил человека с целью войти в человека, чтобы быть единым с человеком, сделать человека единым с Ним" ("Органический союз во взаимоотношении Бога и человека", с. 40).

Да и предав Сына на смерть, как полагает Ли, "Три-Один Бог" действовал не столько из любви к миру, сколько из стремления к собственной "завершенности":

"Смерть Христа привлекательна и драгоценна. Она была необходима Триединому Богу для Его законченности и завершенности. Божественная Троица, конечно, всемогуща, но без этой прекрасной смерти Она не могла бы разрешить наши проблемы" ("Жизнь в божественной Троице и с божественной Троицей", с. 58)

Более того, в своей работе "Опыт жизни" Ли пишет, что слияние с человеком - это единственное желание Бога, ради которого Он, собственно, и сотворил, искупил и освятил человека:

"Бог от вечности планировал согласно Своему сердечному желанию достичь цели слияния Себя с человеком. Бог во вселенной имеет одну эту волю: проникнуть в человека и слиться с ним. Его творение, искупление, освящение и все другие аспекты Его труда существуют ради одного этого намерения. Это единственное желание Его сердца во вселенной, это единственная цель и это основной принцип всего Его труда в Новом Завете" (с. 182).

Однако, далее рассуждает Ли, даже после вознесения Христа "Три-Один Бог" еще был не полностью "приготовлен и завершен". Бог все еще хочет полностью слиться с человеком, и это станет возможным лишь в Новом Иерусалиме:

"Святой город - это совокупная личность, и этой совокупной личностью является супружеская пара - приготовленный Триединый Бог и преобразованный трехчастный человек. Это - Дух и невеста, ставшие одним целым (Отк. 22:17). Божественность и человечество находятся в браке друг с другом, слиты друг с другом, чтобы стать одной сущностью. Святой город - эта совокупная личность - совокупный, великий Богочеловек" ("Жизнь в божественной Троице и с божественной Троицей", с. 58).

"Сырой и приготовленный Бог", "совокупная личность" - вы только вдумайтесь в эти понятия, изобретенные Уитнессом Ли! Если это не ересь, то что же вообще называть ересью?

Меж двух крайностей

Профессор А.Спасский в своем фундаментальном труде "История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов" так описывал причины возникновения модализма во II столетии:

"Модалисты не славились своим образованием и не составляли никаких ученых кружков... Они выходили из массы, не владевшей диалектикой и не ценившей ее и, будучи одержимы боязнью впасть в заблуждение, инстинктивно отвращались от всяких изысканий в области веры, довольствуясь тем, что изложено в символе веры. Зато они сильны были своим религиозным чувством: они всецело были проникнуты верой во Христа, как Бога, и выше всего ставили надежду на искупление. И от учения современных им богословов они отшатнулись потому, что оно не отвечало их пылким религиозным потребностям, а иногда и прямо казалось им возвращением в язычество" (с. 39).

Аналогичного мнения придерживается и архим. Киприан (Керн) в своей работе "Золотой век святоотеческой письменности":

"Каков был психологический момент всякого антитринитарства (монархианства), будь то динамического или модалистического? - Боязнь нарушить чистоту единобожия. Боязнь взамен унаследованных от предания Ветхого Завета верований в Единого Бога, "разве коего не будет иных". Боязнь опасных рассуждений о предмете веры в Бога. Боязнь внести через них то, чего в букве Писания не содержится и что, следовательно, и не нужно" (с. 20).

Уитнесс Ли оказался в той же ловушке, что и его давние предшественники. Похоже, что вся история тринитарного богословия сводилась для него к двум крайностям: модализму и ереси троебожия - и обе они в равной мере его страшили:

"То, что Бог един, - это ясное и определенное откровение Писания. Но в христианстве, помимо этого ортдоксального учения или толкования, основанного на ясно выраженном откровении Писания, некоторые говорят, что существует три Бога: Отец - один Бог, Сын - один Бог и Дух - также один Бог; эти трое становятся одним совокупным Богом. Если говорить о каждом в отдельности, утверждают они, существует три Бога; если говорить в совокупности, существует один Бог... Подобные утверждения о существовании трех Богов или двух Богов противоречат основополагающему откровению Писания; следовательно, нам не следует принимать их" ("О Триединстве Бога", с. 9).

"До сих пор существовало три категории учений о божественной Троице. Первое - это модализм, второе - тритеизм, а третье - откровение о божественной Троице. И первое и второе являются еретическими учениями. Только третье учение является правильным согласно надлежащему откровению Библии" ("Христос, раскрытый в Новом Завете", с. 30).

Исходя из всего вышесказанного, Уитнесс Ли, по-видимому считал, что третье, "правильное согласно надлежащему откровению Библии" учение о Троице можно найти главным образом в его собственных трудах. Однако мне ситуация представляется в совершенно ином свете.

Пытаясь нащупать некий собственный путь между двумя еретическими крайностями, но лишив себя четких ориентиров в виде никейских и посленикейских определений, Ли (поскольку троебожие пугало его больше) снова и снова оказывался в трясине модализма. Пытаясь выбраться из этого замкнутого круга, он только все окончательно запутал - настолько, что его опубликованные писания представляют собой настоящий "винегрет" из модалистских и тринитарных высказываний, смешанных и соединенных самым причудливым образом.

Мне представляется вполне обоснованным заключение Джима Морана, который уже многие годы занимается изучением Поместной Церкви и богословия Уитнесса Ли:

"Как и прочим группам с доктринальными отклонениями, Уитнессу Ли и Поместной Церкви недостает правильного понимания одного из важнейших положений христианской веры. Трудно с уверенностью сказать, что именно Уитнесс Ли думает о Троице, и зачем он проповедует это учение. Мы уже видели, как он использует выражения, предполагающие, что три Лица Троицы - это действительно три Личности. С другий стороны, Ли ясно учит тому, что Троица - это одна Личность. Мысль о сосуществовании трех Личностей представляется ему многобожием. Ли попросту не может допустить, что Бог существует в трех отличных друг от друга Личностях."

Заключение

Понять, что конкретно собой представляет учение Уитнесса Ли о Троице довольно трудно в силу следующих причин. Во-первых, откровенно модалистские высказывания в его писаниях мирно уживаются с внешне ортодоксальными - возможно, это вполне допустимо в рамках восточного мышления, но абсолютно неприемлемо для западного. Во-вторых, постоянно приходится продираться сквозь дебри им самим изобретенной терминологии, подчас совершенно непонятной для непосвященного. В-третьих, что самое важное, невозможно понять слова человека, который сам не понимает, о чем говорит, - а Уитнесс Ли откровенно признается, что за свою жизнь так и не понял учения о Троице:

"Этот единый Бог триедин. Я не знаю, как это объяснить, хотя долгие годы пытался это сделать. За последние пятьдесят лет я потратил много времени, анализируя и пытаясь понять Троицу. Поскольку я не мог найти никакого объяснения, я оставил это занятие" ("Поток", том 1, номер 1).

Оставив попытки объяснить Троицу, Ли, однако же, не перестал писать и пространно излагать свои мысли на эту тему - в результате и появились на свет те противоречивые, а подчас и просто нелепые высказывания, лишь малую часть которых я смог процитировать в настоящей статье.