Тема: Христадельфиане

Примечание: Чтобы открыть статью, выберите соответствующий номер в окне "Выбор главы".

  1. Гущин С. "Основы Библии" христадельфиан
  2. Гущин С. О небиблейских учениях христадельфиан
  3. Хилл Р. Сатана в зеркале и другие положения богословия христадельфиан

Вы можете распечатывать и размножать наши материалы без каких-либо ограничений при условии, что не будете использовать их в коммерческих целях. Категорически запрещается вносить какие-либо изменения в текст публикаций без нашего предварительного письменного разрешения. Кроме того, мы убедительно просим о том, чтобы при перепечатке или цитировании наших материалов в других изданиях Вы указывали почтовый адрес Центра апологетических исследований: Россия, 194044, Санкт-Петербург, а/я 954.


© 2002 г. Центр апологетических исследований www.apolresearch.org


 «ОСНОВЫ БИБЛИИ» ХРИСТАДЕЛЬФИАН

Сергей Гущин

 

В последнее время многие христиане познакомились с учебным пособием «Основы Библии», изданным в 1992 году так называемой «Церковью христадельфиан». На первый взгляд может показаться, что эта книга, как и другие учебные пособия христадельфиан, содержит в себе учения исторического христианства и помогает лучше узнать Библию. Что собой представляет это движение, и стоит ли читать их книги?

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Движение христадельфиан было образовано Джоном Томасом, который родился в Англии в 1805 году. В 1832 году Томас эмигрировал в Америку. По пути в Нью-Йорк корабль, на котором находился Джон Томас, попал в сильнейший шторм, грозивший кораблекрушением и смертью. Томас дал обет Богу, что, если он останется жив, то посвятит свою жизнь изучению Библии и религии. По прибытии в Америку он сдержал свое обещание и примкнул к группе последователей Александра Кэмпбелла. Томас усердно занимался самообразованием и вскоре обнаружил, что расходится во взглядах с кэмпбеллитами. В 1844 году, вследствие несогласия с некоторыми вопросами учения, Томас отделился от этой религиозной группы, начав издавать ежемесячный журнал The Herald of the Future Age («Глашатай будущего века»). На основании новых взглядов Джона Томаса стали возникать самостоятельные общины («экклесии», от греч. ecclesia - церковь), члены которых называли себя «истинными христианами» или «христадельфианами», т. е. «братьями во Христе». «Экклесии» организованы по конгрегационному принципу. Каждая церковь избирает поместных руководителей и служащих братьев. К числу последних относятся управляющие и руководящие братья. Первые ведут светские (церковные) дела, а вторые проповедуют, учат и занимаются пасторской работой. Группы «экклесий» собираются на братские собрания, которые не имеют законодательной власти. Христадельфиане не принимают участия в политике, не голосуют, отрицательно относятся к обязательной воинской службе, не занимают государственных должностей.

УЧЕНИЕ

Почти все современные культы в один голос заявляют, что имеют главным авторитетом Библию и только на ней строят свое учение. На самом деле эти лжеучители искажают Писание настолько, что их учение нельзя назвать христианским. Община христадельфиан не является исключением. Они однозначно заявляют о своем полном согласии с Писанием (одна из обзорных брошюр христадельфиан называется «Знакомство с общиной, основывающейся на Библии»), однако искажают почти все библейские учения о Боге и спасении, человеке и Царстве Божием. Постараемся выяснить, какое «основывающееся на Библии» учение излагает данная община в своей литературе, в частности в учебном пособии «Основы Библии», изданном недавно на русском языке и рассылаемом бесплатно всем желающим. Автором «Основ Библии» и многочисленных библейских уроков является 32-хлетний англичанин Данкан Хистер, живущий ныне в Литве. Сравнивая учение христадельфиан с Библией, легко убедиться в его явном противоречии учению исторического христианства. Нижеследующие цитаты из «Основ Библии» подтверждают это.

Бог

«Бог - это реальная, осязаемая личность с телом, подобным нашему по внешнему виду» [не имеется в виду Иисус Христос, - прим. ред.] (с. 14). «Бог имеет такой же вид, как и Ангелы, то есть, физически в виде человека» (с. 16). (Доктрина схожа с учением мормонов: Бог имеет плоть и кости.)

Библия: Бог есть Дух (Ин. 4:24; 2 Кор. 3:17). Бог невидим (1 Тим. 1:17). Бог един в трех лицах (1 Ин. 5:7; 2 Кор. 13:13).

«Божий Дух есть Его сила или дыхание» (с. 29). «Очевидной и большой ошибкой (что Дух есть личность) является вера большинства "христиан" в доктрину "триединства" ("троицу")... Есть основательная причина верить, что "триединство" было языческой идеей, перенесенной в христианство» (с. 75). (Так же объясняют учение о Троице Свидетели Иеговы.)

Библия: Святой Дух - самостоятельная Ипостась Божественной Троицы и Бог (Ин. 14:26). Бог триедин (Мф. 28:19; Лк. 3:21, 22; 1 Ин. 5:7)*.

«...Его (Иисуса) назвали "Эммануилом", что значит "Бог с нами", хотя лично он не был Богом» (с. 35, 248). «Божий Сын не существовал до Своего рождения» (с. 247, 265). «У Него была человеческая природа, и так же, как и мы, Он имел все наши грешные склонности» (с. 275). «Иисус должен был прилагать сознательное усилие, чтобы быть праведным» (с. 281). «Никоим образом Христос не мог быть истинным и вечным Богом с двумя природами... Божества и человечества» (с. 283). Иисус был распят на шесте (с. 311) - сходство со Свидетелями Иеговы.

Библия: Иисус Христос есть всемогущий Бог. Он имел божественную природу и славу предвечно (Ин. 8:58; Рим. 9:4, 5; Кол. 2:9, 10). Иисус - Богочеловек, безгрешный и праведный (Ис. 53:9; Ин. 1:14; 14:30; 1 Петра 3:18; 2 Кор. 5:21). Сын Божий был распят на кресте (Ин. 19:16-19; Кол. 2:13, 14).

«Ангелы могут в действительности называться Богом» (с. 22). Творение «Богом» мира фактически производилось Ангелами. Ангелы создали нас по своему образу (с. 23). Они разделяют с Богом одну и ту же природу (с. 23, 24). Ангелы безгрешны, потому что они имеют природу Бога (с. 24).

Библия: ангелы сотворены Богом и поклоняются Ему (Пс. 32:6; Кол. 1:16; Откр. 7:11).

Бог и смерть

Смерть есть состояние забвения, бессознательности и полного прекращения существования, как это и было до рождения (с. 139-140). Ад - это могила, куда отправляются как хорошие, так и плохие люди (с. 153, 155). «В Библии не говорится о существовании в любом виде отдельно от телесной формы - это относится одинаково к Богу, Христу, Ангелам и людям» (с. 141). «Наградой за праведность будет телесная форма» (с. 142). Нечестивые в новом Царствии Божием будут перевоспитываться, пока не научатся повиновению Богу. «Когда они поймут волю Бога и покорятся ей, на землю придут мир и справедливость среди людей» («Кто такие христадельфиане?», с. 11, 13). Нет «вечной жизни на небе» («Основы Евангелия», с. 148). «В соответствии с Библией человек подобен животным, без какого-либо присущего ему бессмертия» (с. 149). «Невозможно, чтобы грешные подвергались наказанию вечного сознательного мучения и страдания» (с. 155). «Христиане-отступники часто ассоциируют "ад" с идеей огня и мучений» (с. 156).

Библия: Душа человека бессмертна и вечна (Мф. 17:3; 22:32; Лк. 9:30, 31; 13:28). Смерть отделяет душу от тела (Еккл. 12:7). После смерти наступает суд (Ин. 5:25, 29). Праведники унаследуют жизнь вечную (Ин. 5:29; 6:24; 1 Ин. 5:13), а грешники - вечную смерть, огонь и муки (Мф. 25:41, 46; Лк. 16:23). 

Бог и грех

«Бог вносит "зло" в жизнь людей и в этот мир. Таким образом, Бог есть источник зла» (с. 197). «Сам Бог может быть для нас сатаной, ибо Он вносит в нашу жизнь испытания» (с. 202). «Мы не верим в существование дьявола или сатаны как личности или чудовища... и бесов (демонов), которые, как считают в народе, являются слугами дьявола» (с. 207). «Зло появилось по велению Бога. Следовательно, сопротивляться злу значит бороться против Бога» (с. 351).

Библия: Бог праведен и безгрешен (2 Кор. 5:21). Дьявол породил грех и вместе с падшими ангелами (демонами) является виновником нашего падения и искушения (1 Ин. 3:8, 9; Отк. 12:9).

ОТНОШЕНИЕ К ХРИСТИАНСТВУ

Название «церковь» «не должно смешивать с какой-либо одной из современных церквей, давно переставших быть истинными верующими во Христа. Истинные верующие есть те, кто верит в истинные доктрины Библии» [т. е. христадельфиане, - прим. ред.] (с. 81). Признавая, что их «понимание учения Библии отличается от того, как его понимают в других вероисповеданиях» («Кто такие христадельфиане?», с. 2), христадельфиане осуждают учения всех христианских деноминаций и признают только себя «истинной церковью» («Основы Евангелия», с. 81).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнив учение христадельфиан с Библией, мы выяснили, что почти все ортодоксальные библейские учения вывернуты «братьями во Христе» наизнанку. Их вера больше похожа на учение Свидетелей Иеговы и мормонов. Отрицание триединства Бога, Божественности Иисуса Христа и Святого Духа, отрицание вечности души, ада и вечных мучений для грешников - вот лишь некоторые аспекты веры христадельфиан, выраженные в их литературе, согласно которым их с уверенностью можно отнести к антихристианским культам. Как и многие другие культы, претендующие на абсолютную истинность, учителя «братьев во Христе» создали свою собственную интерпретацию Библии, которая крайне разнится с учением исторического христианства. Пророчески правдиво написал о таких «учителях» и слушающих их людях апостол Павел в послании к Тимофею:

В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников (1 Тим. 4:1-2).

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что учебное пособие «Основы Библии» и другая литература христадельфиан не могут быть рекомендованы для чтения.

 

* Учение о Троице смотри в Никео-Цареградском символе веры («Вестник ЦАИ» № 6) или Афанасиевском символе веры и статье      «Учение о Троице» («Вестник ЦАИ» №№ 9-12).


О  НЕБИБЛЕЙСКИХ  УЧЕНИЯХ ХРИСТАДЕЛЬФИАН

Сергей Гущин

 

Поводом для написания данной статьи послужил пространный ответ христадельфиан [1] на статью об их богословии, опубликованную в «Вестнике» № 7. В этом письме христадельфиане (что значит «братья во Христе») в резкой форме опровергают учения Библии и исторического христианства, предлагая взамен свои совершенно небиблейские учения.

Мы рассмотрим аргументы, на которые христадельфиане опираются в своем письме, и постараемся опровергнуть их с помощью Библии.

В брошюре «Кто такие кристадельфиане? - Знакомство с общиной, основывающейся на Библии» читаем: «Их понимание учения Библии несколько отличается от того, как его понимают в других вероисповеданиях. Различие выросло из убеждения одного человека, Джона Томаса, в том, что учения, которые он встречал среди «христиан» 150 лет назад, на самом деле не представляли учение Христа и Его Апостолов. Убежденный в том, что истину необходимо искать только в Библии, он стал добросовестно изучать Писания. <...> Его труды были поддержаны теми, кто убедился в обоснованности его выводов» (с. 2-3; курсив авт.).

Перед нами классический пример зарождения ереси: один человек придумывает свое собственное, отличное от ортодоксального христианства, толкование Писания и объявляет это учение единственно истинным. Подобным образом создали свои еретические учения Чарльз Расселл (Свидетели Иеговы), Иосиф Смит (мормоны), Сан Мюн Мун (Церковь Объединения), Дэвид Берг («Семья»), Уитнесс Ли (Поместная церковь) и многие другие.

Джон Томас и религиозные лидеры всех псевдохристианских культов в один голос утверждают, что их учение основано только на Библии. Но, как показала история, они лишь используют стихи Библии, для подкрепления своих собственных измышлений. Томас и его последователи делают это двумя путями: (1) вырывают из контекста отдельные стихи и фразы и (2) находят в Писании некий «тайный смысл», ранее якобы недоступный христианской Церкви для понимания.

Бог дал Церкви не только Библию, но и правильное ее понимание. Единственно правильное толкование Писания в основных вопросах вероучения со времени Христа и апостолов остается неизменным. Дух Святой, посланный Иисусом Христом наставлять на истину (Ин. 16:13), не мог учить верующих во времена апостолов одному, а сейчас другому. По тому, как христадельфиане толкуют Писание, и насколько их учение согласуется с учением Христа, записанным в Библии, мы будем судить о принадлежности «братьев во Христе» к христианству [2].

Христадельфиане, как и христиане, признают важность правильного толкования Писания. Однако они считают, что вся христианская Церковь спустя 300 лет после своего возникновения отошла от правильного понимания Библии, приняв учение о Троице («Кто такие кристадельфиане?», с. 8). Что можно возразить на эти обвинения?

Последователи Джона Томаса представляют лжецом Христа, Который обещал, что: (1) «врата ада не одолеют ее [Церковь]» (Мф. 16:18), и (2) что Он [Христос] будет с верующими в Него «до скончания века» (Мф. 28:20). На самом деле, история Церкви не знает времени, когда истинные последователи Христа и Его учения совсем перестали бы существовать. Хотя Церковь за свою историю пережила множество потрясений и разногласий (христологические и тринитарные споры, разделение церквей и т. п.), она, по обещанию Спасителя, выстояла и донесла до ныне живущих христиан истинное библейское учение.

Теперь давайте рассмотрим некоторые учения «братьев во Христе» в свете исторического библейского учения. Библия содержит достаточно аргументов, чтобы опровергнуть эти и любые другие лжеучения, как бы искусно они ни были представлены.

То, о чем пойдет речь далее, можно применять в беседах с представителями других культов, нередко прибегающих к подобным аргументам и толкованиям Писания.

Бог «триедин» или «един»?

Библия и историческое христианство учат тому, что существует только один Бог (Втор. 6:4; 1 Кор. 8:4), единый в трех Божественных Лицах: Отец, Сын и Святой Дух (Мф. 28:19). Мы верим, что одна и та же Божественная Сущность принадлежит и Отцу, и Сыну, и Святому Духу со всеми ее свойствами, во всей полноте. И хотя каждое из Лиц является Богом, существуют не три Бога, но один Бог [3].

Если говорить о Троице лишь с позиции человеческого разума, кажется, что существует либо один Бог, либо три Бога. Но Бог таков, каким Его открывает Библия, а не каким мы Его себе представляем. Никто не сможет до конца объяснить, каким образом Бог триедин, потому что Бог непостижим. Но мы должны верить в Троицу, потому что безрассудно идти против Писания. Возражения против Троицы выдвигают люди, которые, полагаясь на свой разум, считают за истину лишь то, что кажется им логичным. Тем самым они ставят свой разум выше слов Писания.

Христадельфиане, отрицая библейское учение о Троице, выдвигают против христианства следующие аргументы:

«Библия говорит, что Бог не "един в трех лицах", а "един" (т. е. один "и нет другого"): Втор. 6:4; 1 Тим. 2:5; Мф. 23:9» [Из письма христадельфиан в ЦАИ].

1-е Тимофею 2:5

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос».

Этот стих никак не отрицает триединство Бога или Божество Иисуса Христа. Просто его нужно рассматривать в контексте. А в контексте речь идет о Боге, Который «хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2:4). Таким образом, Бог послал Своего Сына посредником именно для того, чтобы спасти людей.

Фраза «един Бог» противопоставляет не Отца Сыну, а истинного Бога ложным богам. А слова «посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос» подчеркивают богочеловечность Христа. Для того, чтобы стать посредником между Богом и людьми, Бог Слово должен был принять человеческую плоть. Учение о двух природах Христа ясно выражено Библии (Кол. 2:9). Иисус Христос - Бог и человек, один в двух естествах.

Матфея 23:9

«Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах».

Приводя этот стих в качестве аргумента, христадельфиане свидетельствуют лишь о том, что они не понимают сути христианского учения о Троице. Христиане безусловно верят, что существует только один Бог Отец, а не два Отца.

Господь Иисус Христос говорит здесь о Своем Отце, первом Лице Троицы (Ин. 20:17). А в других стихах Библии показывает Свое равенство с Отцом (Ин. 10:30, 33 и др.).

Второзаконие 6:4

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть».

В этом ключевом стихе Ветхого Завета подчеркивается, главным образом, уникальность Бога по отношению к лжебогам. Цель заповеди - узаконить единобожие и показать, что существует только один истинный Бог (в противовес многобожию). Другие стихи (Исх. 20:3; Втор. 4:35; 32:29; Неем. 9:6; Ис. 45:14; 46:9) также требуют верности Израиля одному лишь Господу.

Однако некоторые тексты Ветхого Завета говорят о множественности Лиц Бога и различии Лиц Божества между собой:

• «Пролил Господь... серу и огонь от Господа» (Быт. 19:24); «Господь сказал... спасу их в Господе Боге их» (Ос. 1:4-7); «Сказал Господь Господу моему» (Пс. 109:1). Господь и Господь - разные лица.

• «И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова... говорит Господь. И вот завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе» (Ис. 59:20-21). Искупитель Сиона и Господь - разные лица (см. тж. Ис. 48:16; 63:9-10).

Кроме того, на множественность лиц Бога косвенно указывают, во-первых, местоимения множественного числа, относящиеся к Богу: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему» (Быт. 1:26), и, во-вторых, имя Бога Элохим (Elohim). Слово «Элохим» (букв. «могущественные») - форма множественного числа (курсив авт.) Это множественное число - своего рода неявное указание на то, что Бог имеет более чем одно Лицо. Слово «Элохим» встречается в Ветхом Завете более 2 500 раз. Больше 2 300 раз это слово применяется к истинному Богу.

На последнее утверждение христадельфиане могут возразить цитатой из «Основ Библии» (ОБ):

Слово «Бог» здесь [Быт. 1:26] не относится непосредственно к личности Самого Бога - слова «сотворим человека» показывают, что слово «Бог» относится к более, чем одному лицу. В древнееврейском оригинале здесь употреблено слово «Элохим», означающее «могущественные» с соотнесением к Ангелам. Тот факт, что Ангелы создали нас по своему образу, означает, что они имеют такую же телесную внешность, какую имеем и мы. Поэтому, они очень реальные, осязаемые телесные существа, разделяющие вместе с Богом одну и ту же природу (ОБ, с. 23-24).

Давайте рассмотрим этот аргумент:

Бытие 1:26

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему».

Отрицая триединство Бога, христадельфиане вынуждены объяснить множественное число слова «Элохим» и местоимения «Нашему» (Быт. 1:26) тем, что «мы» - это «Бог и ангелы». Это ложное предположение христадельфиан порождает ряд других небиблейских учений:

Человек создан по образу Бога и ангелов.

• Творение мира фактически осуществлялось ангелами.

• Ангелы имеют божественную природу.

Во-первых, учение христадельфиан о том, что человек был сотворен по образу Бога и ангелов, противоречит Библии. Ни в одном библейском стихе нет и намека на подобное учение. Напротив, Библия ясно говорит о сотворении человека только по образу Бога: «Человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6; см. тж. Быт. 1:27).

Во-вторых, Библия не учит о том, что Бог творил все вместе с ангелами или через ангелов. Писание ясно свидетельствует, что Бог творил человека и все остальное один, без помощи ангелов: «Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою распростер землю» (Ис. 44:24; см. тж. Иов. 10:8).

И в-третьих, учение о божественной природе ангелов также противоречит Библии. Ангелы являются творением, поэтому не могут разделять природу Творца. В Новом Завете есть много стихов, указывающих, что ангелы - это творения, а не «Творцы»:

Все творение, в том числе и ангелы (престолы, господства, начальства, власти), создано Христом (Кол. 1:16).

• Знание и власть ангелов ограничены (1 Пет. 1:12).

• Ангелы могут быть судимы и подобно любым творениям несут ответственность за свои поступки (1 Кор. 6:3; Мф. 25:41).

• Ангелы могут грешить (2 Пет. 2:4).

Природа ангелов хотя и выше человеческой (2 Петра 2:11), но ниже божественной: ангелы не всемогущи, не вездесущи и прямо названы служебными духами Бога (Евр. 1:14). Конечно, ангелы в чем-то схожи с Богом (имеют личность, они существа духовные, бессмертные и т. д.), но делать вывод о том, что они разделяют с Богом одну природу, - в высшей степени ошибочно. 

Иисус Христос - Бог или человек с грешной природой?

Библия учит, что Иисус Христос - всемогущий Бог (1 Ин. 5:20). Он имел божественную природу и славу всегда (Кол. 2:2, 10). Иисус - Богочеловек, безгрешный и праведный (Ис. 53:9; Кол. 2:9).

Давайте рассмотрим некоторые возражения христадельфиан против библейского учения о Христе.

«В "Основах Библии" не оспаривается, что Иисус Христос - Бог. Оспаривается то, что Он - не Бог-Отец (не "соравен")» [Из письма в ЦАИ].

Во-первых, христиане никогда не утверждали, что Христос - это Бог Отец. Это учение больше похоже на модализм, чем на библейское христианство4.

Во-вторых, говоря о том, что в «Основах Библии» не оспаривается Божество Иисуса Христа, христадельфиане сами выносят себе осуждение. Ни на одну из библейских истин христадельфиане не ополчились так, как на Божественность Сына Божия. Проповедуя, что Иисус был лишь «безгрешным человеком, грешной человеческой природы» (ОБ, с. 276), они не только утверждают, что Иисус не Бог, но и посвятили этому вопросу целый раздел: «8.2. Различия между Богом и Иисусом» (ОБ, с. 275).

«Имеется ряд очевидных различий между Богом и Иисусом, которые убедительно показывают, что Иисус не был Богом:

Бог не искушается (Иак. 1:13), [а] Христос подобно нам искушен во всем (Евр. 4:15).

Бог не может умереть - Он бессмертен по природе (Пс. 90:2; 1 Тим. 6:16), [а] Христос умирал три дня (Мф. 12:40; 16:21).

Люди не могут видеть Бога (1 Тим. 6:16; Исх. 33:20), [а] люди видели Иисуса и осязали его руками (1 Ин. 1:1)» (ОБ, с. 277).

Давайте вчитаемся в эти слова.

1. «Бог не искушается (Иак. 1:13), [а] Христос подобно нам искушен во всем (Евр. 4:15)» (ОБ, с. 277).

Во-первых, обе фразы вырваны из контекста. В первом случае опущено ключевое слово «злом» («Бог не искушается злом» (Иак. 1:13)), что сразу меняет смысл фразы, а во втором опущены важные слова «кроме греха» («[Иисус Христос] искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15)).

Слова «Бог не искушается злом» означают, что Бог не грешит. Безгрешность Иисуса Христа и, соответственно, Его Божественность как раз и подтверждает приводимый христадельфианами стих Евр. 4:15: «Который искушен во всем, кроме греха». Иными словами, Христос, став человеком, подобно нам прошел все искушения, болезни, был мучим за наши грехи, но Сам не согрешил. Об этом пророчествовал Исаия: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни... Но Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни... Но Он изъявлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53:3-5, 9; см. тж. 1 Пет. 2:21-24; 2 Кор. 5:21).

2. «Бог не может умереть - Он бессмертен по природе (1 Тим. 6:16), [а] Христос умирал три дня (Мф. 12:40; 16:21)» (ОБ, с. 277).

В Библии есть много стихов, говорящих об Иисусе Христе как Вечном и бессмертном [по сущности] Богом (Дан. 7:13-14; Мих. 5:2; Кол. 1:17 и другие).

Как же тогда связать бессмертие Господа Иисуса Христа с тем фактом, что Христос, как пишут христадельфиане, «умирал три дня»? Я не вижу здесь никакого противоречия. Иисус Христос - одновременно и Бог и человек. По Божеству Он не может умереть как «имеющий бессмертие», а по человечеству был распят на кресте, умер и через три дня воскрес (1 Пет. 3:18). Сам же воскресив в третий день Свое тело, исполнив тем самым пророчество (Ин. 2:19-21), доказал, что Он - Всемогущий бессмертный Бог, ставший человеком для искупления грешников.

3. «Люди не могут видеть Бога (1 Тим. 6:16; Исх. 33:20), [а] люди видели Иисуса и осязали его руками (1 Ин. 1:1)» (ОБ, с. 277).

Против Божественности Иисуса Христа христадельфиане ссылаются на слова апостола Павла о невидимости Бога Отца: «...Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16).

Из этого стиха не следует, что невидимостью обладает только Бог Отец. О том, что Христос также невидим не только для людей, но и для высших сил, апостол Павел говорит, например, в 1 Тим. 3:16: «Бог явился во плоти... показал Себя Ангелам». Если бы Христос всегда был виден для ангелов, Павел не сказал бы «показал Себя Ангелам». Таким образом, Он показался ангелам и людям, когда облекся плотью. А до того они не видели Его, потому что Божественная сущность Христа была для них невидима. Иисуса Христа, воплотившегося Бога-Слово, люди видели простым человеком и познавали Его Богосыновство через творимые Им знамения и воскресение из мертвых.

Рассмотрим еще один аргумент христадельфиан:

Есть только один Бог, и невозможно, чтобы Иисус был Богом; если Отец - Бог и Иисус - тоже Бог, тогда есть два Бога. Но «у нас один Бог Отец» (1 Кор. 8:6). «Бог Отец», поэтому, есть единственный Бог. И невозможно, чтобы было отдельное существо, называемое «Богом Сыном», как об этом утверждает ложная доктрина о триединстве (ОБ, с. 276).

Христианство тоже отрицает веру в «двух Богов». Как уже было сказано выше, Библия утверждает, что существует один Бог, единый в Трех Божественных Лицах.

Христадельфиане, отрицая Божество Иисуса Христа, ссылаются на 1 Кор. 8:6: «Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им».

Из этого стиха не следует вырывать первую фразу: «...у нас один Бог Отец...», - и на основании этого делать вывод о том, что Богом является только Отец. Рассмотрим эту фразу в контексте Библии и выясним, что на самом деле хотел сказать апостол Павел.

Слова Павла, как видно из контекста, были обращены против многобожия язычников, которые признавали существование многих богов (1 Кор. 8:5). В противоположность ложным языческим богам Павел говорит об истинном Боге: «одном Боге Отце» и «одном Господе Иисусе Христе» (1 Кор. 8:6). Говорит не о «двух богах», потому что сам осуждает многобожие, а о двух равновеликих Божественных Лицах одного Бога.

О Божестве Отца и Сына говорят божественные достоинства как Отца, «из Которого все, и мы для Него», так и Сына, «Которым все, и мы Им». Как Бог Отец является Творцом всего, в том числе и нас, так и Господь Иисус Христос является божественным Посредником, через Которого Бог сотворил все (Кол. 1:16), «и мы Им» получили прощение и искупление от смерти. О Божественности Иисуса Христа говорят и многие другие стихи Библии (1 Ин. 5:20; Кол. 2:9 и др.).

Кроме того, читая слова: «один Бог Отец» и «один Господь Иисус Христос» (1 Кор. 8:6), неправильно думать, что имя Бога присвоено исключительно Отцу, а имя Господа - Сыну. Как Сын в Библии называется не только Господом, но и Богом (1 Ин. 5:20), равно и Отец в Библии называется Господом (Быт. 19:24; Ос. 1:4-7).

Какое же учение христадельфиане предлагают взамен библейского учения об Иисусе Христе?

«Иисус - простой человек с нашей грешной природой» (ОБ, с. 274). «Иисус не существовал до Своего рождения. <...> Нет таких свидетельств, что Иисус был Божиим первенцем до создания земли. <...> Иисус стал Сыном Божиим в силе ... "через воскресение из мертвых" (Рим. 1:4)» (ОБ, с. 265).

В том, что Иисус - предвечный Бог, сотворивший небо и землю (Кол. 1:16), мы уже убедились. Но здесь христадельфиане ссылаются на слова апостола Павла: «...И открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых» (Рим. 1:4).

Фраза «открылся Сыном Божиим» означает, что Иисус всегда был предвечным Сыном Божиим, но до Его воскресения никто об этом не знал. Это доказывает и контекст. В 3-м стихе Павел говорит о Сыне Бога Отца: «О Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти» (Рим. 1:3). А затем, в 4-м стихе, доказывает, что Иисус «открылся» предвечным Сыном Божиим через «силу [Его знамений]», «дух святыни» и «воскресение из мертвых». И Сам Христос говорит: «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» (Ин. 8:28).

Христадельфиане вырывают из Рим. 1:4 фразу «Сыном Божиим... через воскресение из мертвых», заменяют библейское слово «открылся» на «стал», и у них получается: «Иисус стал "Сыном Божиим... через воскресение из мертвых"» (ОБ, с. 265). Смысл фразы резко меняется. С помощью такой подмены понятий христадельфиане «доказывают», что Иисус был простым человеком и стал Сыном Божиим лишь после воскресения (ОБ, с. 265).

Использованное в этом библейском стихе греческое слово horisthentosоткрылся, определен, наречен, утвержден, познан») не имеет значения «стал». Если бы апостол Павел хотел сказать, что Иисус «стал» Сыном Божиим после воскресения из мертвых, он вместо horisthentos использовал бы глагол ginomai (cp. Ин. 1:14). Зачем понадобилось вырывать из контекста фразу и заменять ясное и понятное слово, тем самым искажая учение Христово?

Как видите, все рассмотренные нами доводы христадельфиан против Божественности Христа свидетельствуют против них самих. 

Дух Святой - Бог или сила Бога?

Библия ясно учит тому, что Дух Святой - это Личность:

· Он учит верующих (Ин. 14:26).

· Он имеет Свою Волю (1 Кор.12:11).

· Он ведет верующих (Рим. 8:4).

· Он свидетельствует людям об Иисусе (Ин. 15:26).

· Он призывает и посылает на служение (Деян. 13:2, 4).

· Его можно оскорбить (Еф.4:30).

В Ин. 16:13-14 Библия изображает Духа Святого посредником. Дух Святой Сам «наставляет на истину», «говорит, что услышит», «возвещает будущее» и «прославляет Сына». Это может делать только самостоятельная личность.

Кроме того, Библия ясно говорит о Божественной Сущности Духа Святого (Деян. 5:3-4; Мф. 12:31; Мк. 3:29 и другие).

Против библейского учения о Божественности Святого Духа христадельфиане приводят следующие возражения:

Лк. 1:35: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Если Бог «триедин», то получается, что Иисус - Сын Духа, а не Бога Отца. Не богохульствуйте, господа!» [Из критического письма в ЦАИ].

Луки 1:35

«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя».

Грамматически фраза построена так, что ангел Господень говорит сначала о Духе, а затем упоминает силу Всевышнего. Он не говорит: «Дух Святый, т. е. сила Всевышнего, осенит тебя». Здесь говорится о двух разных понятиях: Духе Святом и силе Всевышнего (см. 1 Кор. 1:23-24). Один найдет, а другой осенит.

Итак, Луки 1:35 не учит ереси «Иисус - Сын Духа, а не Бога Отца», но ясно свидетельствует о Троице и участии в воплощении Бога-Слова всех трех Божественных Лиц: Отца, Который послал Духа Святого, Сына, Который воплотился в Марии, и Духа, Который сошел на Марию.

Следует напомнить, что Библия учит о неделимости Сущности Бога, и, говоря о деяниях Отца, подразумевает содействие Сына (Евр. 1:1-2) и Духа (1 Кор. 2:10); говоря о деяниях Сына, подразумевает участие в них Отца (Ин. 10:30, 37) и Духа (Ин. 14:16-17); а, говоря о Духе, подразумевает также и Отца (Ин. 15:26), и Сына (1 Ин. 5:6). Дух Святой - Бог и третье Лицо Троицы (Мф. 28:19; Деян. 5:3-4 и другие). И нигде Библия не учит, что Дух Святой - это сила Бога.

Отождествляя Дух Святой с силой Бога, христадельфиане обычно подкрепляют свою ересь следующими стихами Библии:

«Святой Дух отождествляется с Божией силой в следующих отрывках:

- "Дух Святый найдет на Тебя (Марию), и сила Всевышнего осенит Тебя" (Лк. 1:35).

-"Силою Духа Святого... Силою знамений и чудес, силою Духа Божия" (Рим. 15:13, 19).

- "Наше благовествование у вас было... в силе и во Святом Духе" (1 Фес. 1:5)» (ОБ, с. 41).

Лк. 1:35 мы уже рассмотрели. Давайте посмотрим, о чем говорят другие стихи Библии.

Римлянам 15:13, 19

«Силою Духа Святаго ... силою знамений и чудес, силою Духа Божия».

Здесь ясно говорится о Святом Духе как о Личности, Которой принадлежит сила. Сказано: не сила - это Дух Божий, а силой, принадлежащей Духу Святому. Сила, как созидающая энергия Личности (не просто безличная сила), является преимуществом Божиим, в данном случае только Духа Святого (ср. тж.: об Отце: Мф. 6:13; Сыне: Лк. 6:19 и 2 Кор. 12:9).

Итак, приводимые христадельфианами стихи доказывают, что Дух Святой - это Личность и Бог, потому что только личностный Бог может обладать созидающей и всемогущей силой.

1 Фессалоникийцам 1:5

«Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе».

Христадельфиане вновь повторяют ту же ошибку, что и в Рим. 15:13, 19. Здесь Библия также не учит, что Дух Святой - это сила Бога. Апостол Павел говорит о благовествовании сначала (1) «в силе» (то есть знамения, которые апостолы являли силою Божией), а затем (2) «и во Святом Духе» (то есть Дух Святой был подаваем уверовавшим после благовестия).

Как видите, ни один из аргументов кристадельфиан не подтверждает веры в Святой Дух как силу Бога Отца. Напротив, Библия ясно свидетельствует нам о Божественной Личности Святого Духа. 

Заключение

Рассмотренные нами аргументы и возражения христадельфиан показывают несостоятельность их веры. Они пытаются подтвердить свои человеческие учения вырванными из контекста стихами Библии, но Слово Божие само разрушает все их домыслы.

Нам искренне жаль тех, кто поверил лжеучителям и отвернулся от истинного учения Христа, нашего Бога. Они, как сказано, имеют судью себе: слово Христово, которое будет судить их в последний день (Ин. 12:48).

Хочется надеяться, что христадельфиане, имея искренное желание служить Богу, обратятся от заблуждений Джона Томаса к библейской истине и станут наследниками вечного блаженства в Господе Иисусе Христе. 

ССЫЛКИ

1 В материалах, опубликованных на русском языке в 1992-1994 годах, английское название данной группы «Christadelphians» переводилось как «кристадельфиане». В более поздних изданиях оно было изменено на «христадельфиане».

2 О принципах толкования Писания см. статью ЦАИ С-083.

3 Более подробно см. брошюру ЦАИ Б-033.

4 О модализме читайте в «Вестнике» № 7.


САТАНА В ЗЕРКАЛЕ

и другие положения богословия христадельфиан

Роберт Хилл

 

 Христадельфиане спрашивают: «Сохранилась ли сегодня хоть одна религиозная группа, которая придерживается истинных и спасительных учений Библии? Мы верим, что это так! Они называют себя христадельфианами». В той же публикации читателя просят «серьезно взвесить их надежность, их учения... честно изучить причины их внутренней убежденности...» [1] Принимая этот вызов, мы изучим некоторые из их главных богословских положений, но сначала - небольшой экскурс в историю.

 История христадельфиан (Христовых братьев) началась в середине девятнадцатого столетия, когда основатель движения, Джон Томас (1805-1871), официально зарегистрировал это название в США в годы Гражданской войны. По словам некоторых братьев, «брат Томас был орудием в руках Яхве, открывшим Истину и распространившим ее повсеместно» [2]. Другими видными фигурами в истории этой секты были Роберт Робертс и Дж. Дж. Эндрю. Еще в 1890-х годах они раскололи христадельфиан на два отдельных движения. В результате разделения возникли две группы: Измененная и Неизмененная - обе они действуют и по сей день. Главным поводом для раскола стал вопрос так называемой воскресительной ответственности: Измененная группа считает, что воскреснут все, имеющие ответственность (как крещеные, так и некрещеные, знающие волю Божию). По мнению Неизмененной группы воскреснут лишь те, кто во Христе, а те, кто вне Христа, будут уничтожены (см. Откр. 20:11-15, где, вопреки этим утверждениям, ясно указывается, что не вошедшие в книгу жизни воскреснут).

Проповедуемые ими учения в какой-то момент расходятся с библейскими истинами, открытыми при помощи здравого подхода к толкованию Писания. Эта статья будет, прежде всего, посвящена тем учениям христадельфиан, которые отвергают святую Троицу, достаточность жертвы Христа для спасения, личность сатаны и ряд других второстепенных и эсхатологических взглядов, которых придерживаются евангелические христиане.

 СКОЛЬКО БОГОВ?

Список всех учений, которые христадельфиане должны отрицать, находится в их документе, озаглавленном «Символ веры». Второй пункт этого списка: «Что Бог есть три личности» - нимало не удивляет [3]. Однако отрицание учения о святой Троице ставит тех, кто его проповедует, вне исторического христианства и является характерным признаком ереси. Многие аргументы, которыми обосновывается такая позиция, используют и другие подобные организации - достаточно назвать Общество Сторожевой Башни (Свидетелей Иеговы). Однако христадельфиане придают этому заблуждению свой, совершенно особый, поворот: они утверждают, что Иисус вообще не существовал до своего воплощения.

Христадельфиане - монотеисты в самом строгом смысле слова. Вот отрывок из их «Символа веры»:

Что единый истинный Бог есть Тот, Кто открылся Аврааму, Исааку и Иакову, посредством явления и видения ангелов, и Моисею в неопалимом огненном кусте и на горе Синай как высшее Божество, имеющее жизнь в самом себе, ЕДИНЫЙ ОТЕЦ, обитающий в неприступном свете, но присутствующий повсеместно Своим Духом, который составляет одно целое с Его личностью на небесах [4].

Роберт Робертс, в своей лекции «Бог един», подчеркивает: «Христианский мир сбился с пути в своих представлениях о Боге... Знание Бога - основа для того, чтобы быть сыном Бога. Без этого мы не можем войти в божественную семью. Как мы можем любить существо, которое мы не знаем, и служить ему?» [5] С тем, что нельзя любить Бога, о котором мы ничего не знаем, и любить Его, вполне можно согласиться. Идея, однако, состоит в том, что мы не знаем Бога из-за своих тринитарных убеждений. Однако можно ли доказать, что Бог не триедин, на основании учений христадельфиан? Их аргументы не подтверждают это тезис, а следовательно, их учение следует отвергнуть. Обратите внимание на следующие факты.

Робертс настаивает, что ранняя Церковь отступила от истины, принуждая верных принять учение о Троице. Он также пишет:

Тринитарианство проповедует не тайну, а противоречие, нелепость, невозможное... Оно утверждает, что есть один Бог, но не один, а трое, и что эти трое - не три, а один. Это попросту игра словами, запутывающая и смущающая разум и тем более опасная, что теория, которую она призвана защищать, в какой-то мере использует язык Библии, которая повествует нам об Отце, Сыне и Святом Духе.

Далее он цитирует «Ш'ма» (Втор. 6:4) и некоторые другие отрывки, которые изображают Бога единым (см. 1 Кор. 8:6; Еф. 4:6; 1 Тим. 2:5).

Бог един, и христиане всегда утверждали этот важнейший аспект библейской истины. Но Бог - также три отдельные личности: Отец, Сын и Святой Дух. Это учение не основано на эллинистической философии или на ошибочных решениях какого-либо Собора, в Библии есть веские свидетельства триединства Бога. Далее, Робертс ссылается на то, что нет никаких иных Богов (см. Ис. 46:9; 45:5; 46:6, 8). Христиане, опять же, согласны с этим, поскольку исповедуют единобожие; но когда Иисус называется Богом в Новом Завете, возникает вопрос о Его божественности. Например, следующие два стиха: Ин. 1:1 («...и Слово было Бог») и Ин. 20:28 («Господь мой и Бог мой») - поставили первых христиан перед проблемой, когда возникающие разногласия вынудили их начать формулировать библейское учение. Христианство должно было признать либо существование многих богов (политеизм), либо то, что Иисус, каким-то образом, и есть Бог! В свете процитированных выше отрывков из Исайи, вывод о том, что Иисус есть Бог-Сын, представляется весьма обоснованным. Читая Новый Завет, мы видим три разные личности: Отца (см. Ин. 6:27; 1 Пет. 1:2), Сына (см. Ин. 1:1) и Святого Духа (Деян. 5:3-4), - но только одного Бога (Втор. 6:4). Библия также показывает и единство и триединство Бога (Мф. 28:19, слово «имя» стоит в единственном числе), а в некоторых стихах все три личности упоминаются наравне (см. Мф. 3:16-17; 2 Кор. 13:14).

Что же касается утверждений о внутренней противоречивости учения о Троице: «Оно утверждает, что есть один Бог, но не один, а трое, и что эти трое - не три, а один», - то здесь Робертс приходит к ошибочному выводу. Правильная формулировка - не «один Бог и три Бога», как он утверждает. Как верно подметил Норман Гайслер: «Философский закон противоречия говорит нам, что утверждение не может быть одновременно и в одном и том же смысле истинным и ложным... и учение о Троице не нарушает этот закон». Далее Гайслер демонстрирует, что Троица не является ни одной личностью и тремя личностями, ни одной природой и тремя природами одновременно и в одном и том же смысле. Такое утверждение противоречило бы само себе. Гайслер излагает правильное понимание этого закона применительно к учению о Троице:

...если рассматривать Троицу с точки зрения закона противоречия, хотя Бог - одновременно и единство и множество, Он не является единством и множеством в одном и том же смысле. Он един в смысле природы и множествен в смысле личности. Так что в учении о Троице нет никакого нарушения закона противоречия [6].

Из отрицания христадельфианами учения о Троице вытекает их неверие в божественность Христа, которое, как уже упоминалось раньше, имеет свои особенности. В этом вопросе они заходят гораздо дальше других сект, утверждая, что Иисус не существовал до Своего воплощения:

Хотя такой вопрос, если задать его любому другому человеку, наткнется на заслуженные насмешки, об этом серьезно говорится применительно к Господу... От Своей матери Он получил природу, общую для всего человечества, но от Отца Он унаследовал латентные духовные наклонности, которые дали Ему силы победить плоть, и явные божественные качества... Нигде не предполагается, что Он существовал до Своего рождения [7].

Литература христадельфиан по этому вопросу подробно анализирует Писания. Однако акцент, который они делают на человеческой природе Иисуса, таков, что неприятие Его Божественности вытекает из их учения. Одним из примеров является их толкование родословий Христа, приведенных у Матфея и Луки, - они подчеркивают, что Иисус - сын целого ряда ветхозаветных людей (см. Мф. 1:1-17; Лк. 3:23-38). Как говорится в той же статье: «Если Иисус в какой-то форме жил прежде Авраама и Давида, Он не был их сыном, и это утверждение ложно». Или: «Если Христос существовал прежде, как можно было назвать Его "семенем жены"?» Эти примеры и подобные им доводы основываются на отрывках, свидетельствующих о человеческой природе Христа. Однако, очерчивая контуры человеческой природы Христа, не следует забывать и те отрывки, которые подтверждают Его божественность.

Что же говорится в Писании о предземном существовании Иисуса? Он Сам говорил: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). Это претензия на вечность (см. Исх. 3:14). И в следующем же стихе записано, что иудеи схватили камни, чтобы побить Иисуса за эти самые слова (ст. 59). Они увидели в словах Иисуса богохульство. Обратите также внимание на Иоанна 3:13: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах». Вот еще доказательство его предземного существования: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). Подтверждений Его предземного существования и вечности более чем достаточно (см. тж. Ин. 1:1 [в начале с Отцом]; Ин. 1:3 и Кол. 1:16 [участвовал в творении]; Михей 5:2 [происходит от дней вечных] и т.д.).

Пытаясь обосновать учение о том, что Иисус не существовал до Воплощения, христадельфиане вынуждены давать неверные ссылки, извращать смысл Писания и вчитывать в текст свои собственные идеи. Позвольте привести еще один пример. По поводу одного из отрывков, где, как уже говорилось выше, Иисус изображен участником творения (Кол. 1:16), христадельфиане замечают:

...поскольку здесь, на первый взгляд, говорится, что Господь Иисус сотворил даже небеса. Но более тщательное изучение этого отрывка покажет: если мы навяжем ему такое толкование, получится, что отрывок приписывает Христу слишком много, ибо здесь сказано, что Он сотворил «все, что на небесах». А это включало бы в себя и Самого Бога, не говоря уже об ангелах!

Далее в этом заявлении поясняется, что рассматриваемый стих в действительности говорит не о том небе, которое находится у нас над головами, а скорее о царстве: «Пришествие Господа Иисуса Христа закончится созданием этих политических небес. Правителями, правящими оттуда, будут последователи Господа Иисуса...» Это наговор на Священное Писание. Если бы христадельфиане не предложили такое толкование, рядовой читатель изрядно бы потрудился, выискивая такой смысл в данном отрывке. Более внимательное прочтение Колоссянам 1:16 показывает, что творение уже закончилось - обратите внимание на последнюю фразу: «...все Им и для Него создано». В греческом языке слово «создано» стоит в форме пассивного аориста, и это значит, что Он сотворил все в прошлом и имеет главенство среди Своего творения. Более того: «И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:17). Очевидно, что речь идет не о каких-то грядущих политических небесах, о которых говорят христадельфиане.

Третье учение касательно природы Бога, которое отвергают христадельфиане, - это учение о личности Святого Духа. В публикации христадельфиан под названием The Godhead Explained эта мысль выражена следующим образом:

Святой Дух - это энергия или сила Бога, посредством которой изначально возникло все творение, и посредством которой поддерживается жизнь этого творения. В то время как место пребывания Самого Бога ограничено небесами, Святой Дух рассеян по всему творению (Пс. 138: 7-12). Эта исходящая от Бога энергия является основанием всего творения (Деян. 17:25). В этом отношении наука сегодня подтверждает Писание, утверждая, что энергия - основа всякой материи [8].

Процитированная публикация приписывает пресловутой энергии или силе пантеистические черты, утверждая, что она лежит в основе всякой материи. Кроме того, следует заметить, что христадельфиане верят в творение ex deo (из существа Бога), и Бог для них является центром творения. Таким образом, Святой Дух представляется им в виде эманации, исходящей от Бога. Они отрицают библейское представление о божественности Святого Духа, которое состоит в том, что Дух имеет самостоятельное существование, но разделяет общую природу с Отцом и Сыном. Все отрывки Писания, где Дух изображается самостоятельной личностью, отвергаются, как персонификации. Например, они отрицают, что по отношению к Святому Духу можно употреблять личное местоимение «Он». Однако доказательств того, что Дух Святой - действительно третье Лицо Святой Троицы, есть множество (обратите внимание, что автор публикации The Godhead Explained ошибся, назвав Святого Духа вторым Лицом, p. 16). Употребление местоимения «Он» также оправдано с точки зрения Писания, особенно когда Дух именуется Помощником или Утешителем (в Ин. 14:26 и 16:7 греческое слово стоит в мужском роде). Святой Дух пришел, чтобы обличать нас во грехе, что вряд ли могла бы сделать безличная сила (Ин. 16:8). Он также дает жизнь (Ин. 3:6) и ходатайствует за верующих (Рим. 8:26); Его называют Богом (Деян. 5:3-4) и т. д.

 НОВАЯ МАТЕМАТИКА?

ВЕРА + ВОДА = СПАСЕНИЕ

Христадельфиане также утверждают, что крещение необходимо для спасения. Это убеждение ошибочно, поскольку оно предполагает, что искупления Христова недостаточно для нашего спасения, и что для прощения грехов нужно добавить к Его смерти, погребению и воскресению что-то еще. Как следует из их публикации Baptism Essential to Salvation, крещение во Христа выполняет три функции:

1) оно дает нам покров, прощением омывающий наши прошлые грехи;

2) оно вводит нас во Христа, создавая основу для общения с Богом;

3) оно дает нам доступ к божественному престолу благодати, гарантируя дальнейшее прощение грехов после крещения, когда эти грехи будут исповеданы и оставлены [9].

К учению о спасении через водное крещение примешивается и требование послушания. Христадельфиане говорят: «Те, кто таким образом крещен и через это научился отвергать себя ради служения Богу, имеют уверенность в воскресении к вечной жизни в пришествие Господа Иисуса».

Всегда интересно читать ключевые отрывки Писания в свете богословских взглядов других религиозных групп, поскольку во многих случаях можно отчетливо увидеть, как они «вчитывают» свое учение в текст. Возьмите, к примеру, историю о разбойнике на кресте (Лк. 23:39-43). Ему было обещано, что он в тот же день будет с Христом в раю, и эта история - прекрасный пример того, что мы называем покаянием на смертном одре. Однако христадельфиане настаивают на том, что Иоанн якобы крестил этого человека: «Очевидно также, что разбойник слышал об Иисусе до того, как был пригвожден ко кресту, и, вне всякого сомнения, он был прежде крещен... очевидно, он был знаком с учением Христа... Его преступление, возможно, было незначительным, если он вообще не был жертвой судебной ошибки, как и Иисус». Это смелое заявление - особенно в свете того, как этот эпизод описывает Марк: «И распятые с Ним поносили Его» (Мк. 15:32). Достоверность предположения о возможном крещении разбойника резко сокращается ввиду того, что отрывок из Евангелия от Марка, о котором идет речь, красноречиво говорит о возможности обращения и спасения вне воды крещения. Уэйн Грюдем пишет: «Утверждать, что крещение или какое-нибудь иное действие необходимо для спасения, значит утверждать, что мы оправдываемся не только верой, но верой и определенным "делом", делом крещения» [10]. Водное крещение следует рассматривать как акт послушания Христу, а не как непременное условие спасения. 

САТАНА В ЗЕРКАЛЕ?

Есть еще один неприемлемый пункт учения христадельфиан, записанный в их символе веры - это отрицание личности дьявола. Один из них пишет: «Идея внешнего, сверхъестественного источника духовного зла... лежит в язычестве». Это зло исходит от человека «как источника греха и зла», а «библейские ярлыки "сатана" и "дьявол" - это, по сути дела, общеупотребительные понятия, означающие "враг", "противник" или "клеветник" в общем смысле» [11].

Отрицание реальности дьявола как личности сталкивается с серьезными препятствиями. Иисус верил в реальность этого существа и несколько раз лицом к лицу сталкивался с ним и его подданными. Достаточно лишь обратиться к истории искушения Христа, чтобы убедиться в Его личном знакомстве с главным врагом всего творения Божьего, дьяволом, сатаной (см. Мф. 4:1-11; Мк. 1:13; Лк. 4:1-14). Излагая эту историю, Матфей использует попеременно оба слова: «дьявол» (ст. 1, 5, 8, 10) и «сатана» (ст. 13) (см. также Отк. 12:9; 20:2). Однако, если верить христадельфианам, слово «сатана» «употребляется в разных значениях, и это свидетельствует о том, что оно не является "другим именем дьявола", как полагают некоторые» [12]. Что сказать на это? Если Иисус считал слово «сатана» именем дьявола, то и нам следует так поступать!

Можно припомнить и другой отрывок из Писания, где Иисус свидетельствует о том, что сатана ниспал с небес (Лк. 10:18). Если дьявола не существует, как прикажете понимать стих, в котором Иисус говорит Петру, что сатана хотел просеять его, как пшеницу (Лк. 22:31)? Если сатана - это попросту греховная сущность человека, как же он входит извне во внутреннего человека?

Далее, апостол Павел объясняет коринфской церкви, что он собирается предать одного из согрешающих членов их общины сатане во измождение плоти (1 Кор. 5:5; см. также 1 Тим. 1:20). Опять же, трудно вообразить, что этот «сатана» - не реальное существо. Если у вас все еще остались какие-то сомнения, прочтите 9-й стих Послания Иуды. В этом стихе архангел Михаил спорит с дьяволом о теле Моисея. В свете христадельфианских представлений о дьяволе получается, что Михаил спорил с «падшей природой человека, с ее греховными наклонностями...», - ведь именно такой смысл они вкладывают в понятие «дьявол». Более того, каждый из нас в таком случае видел бы дьявола всякий раз, глядя на свое отражение в зеркале. Продолжать не имеет смысла - ведь приведенные выше стихи ясно говорят о существовании спадшего с небес грешного творения по имени сатана.

СОН ПОСЛЕ СМЕРТИ?

Христадельфиане не принимают идею о бессмертии души и отрицают всякое сознательное существование после смерти. Кроме того, они считают, что проклятые после смерти будут навсегда уничтожены. В одной из их публикаций говорится: «Библия нигде не говорит о том, что человек продолжает жить после смерти своего тела... Библейское предложение бессмертия относится к моменту пришествия Иисуса Христа» [13]. Более того, вера в то, что человеческая душа продолжает существовать после смерти, по их словам «коренится в отчаянных попытках человека отрицать абсолютную реальность смерти, в надежде, что жизнь не закончится...» (p. 3). Они утверждают, что об этом важнейшем положении христианской веры «никогда не говорится на страницах Библии. Это философия, всецело обязанная своим происхождением языческой мифологии и не имеющая никакого отношения к вере древних евреев; Христос и апостолы также не проповедовали это в новозаветных Писаниях» (p. 5).

Позиция христадельфиан по вопросу о душе и жизни после смерти во многом схожа с учением Общества Сторожевой Башни. Они настолько сосредоточены на понятиях смерти и могилы, что зачастую совершенно не учитывают контекста, в котором эти понятия употребляются. Возьмем, к примеру, Еккл. 9:10. Читая этот отрывок в контексте, мы увидим: речь здесь идет о том, что умершие не могут делать обычные вещи, которые делают все живущие на земле. Этот стих не имеет ничего общего с тем смыслом, который «вчитывают» в него христадельфиане: после смерти (в промежуточном состоянии) умершие ничего не могут делать. Норман Гайслер и Рон Роудс дают четкий библейский ответ на возражения против сознательного существования после смерти:

1. Енох был живым вознесен на небо, в присутствие Божье (Быт. 5:24; Евр. 11:5).

2. Давид говорил о блаженстве в Божьем присутствии после смерти (Пс. 15:10-11).

3. Илия был живым восхищен на небо (4 Цар. 2:1, 11-12).

4. Моисей и Илия были в сознании на горе Преображения (Мф. 17:3).

5. Иисус сказал, что Он восшел к Отцу в тот же день, когда умер (Лк. 23:46).

6. Иисус обещал покаявшемуся разбойнику, что он в тот же день будет с Ним в раю (Лук. 23:43).

7. Павел говорил, что намного лучше умереть и быть со Христом (Фил. 1:23).

8. Павел утверждал, что «выйти из тела» означает «водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8).

9. Автор Послания к евреям описывает небеса как место, где «духи праведников достигли совершенства» (Евр. 12:23).

10. Души тех, кто погиб во времена великой скорби, пребывают в сознании на небесах, поют и молятся Богу (Отк. 6:9).

11. Стефан, когда его побивали камнями, воскликнул: «Господи Иисусе! приими дух мой!» (Деян. 7:59).

12. Говоря о ветхозаветных святых Аврааме, Исааке и Иакове, Иисус сказал, что Бог «не есть Бог мертвых, но живых» (Лк. 20:38). Иисус утверждал: «Авраам, Исаак и Иаков, хотя они давно умерли, в действительности живы и поныне. Ибо Бог, называющий себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, не есть Бог мертвых, но живых» [14].

Таким образом, сразу после смерти верующий отправляется к Господу, а неверующий ожидает последнего суда (см. Мф. 25:41, 46; Мк. 9:43-48; Отк. 20:11-15).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подобно многим другим, пытавшимся отыскать истинную веру, Джон Томас, основатель движения христадельфиан, пошел по ложному пути. Он пытался проверить Писанием правильность того, чему его учили, что само по себе было не плохо. Однако в своих поисках истины он пренебрег верной методологией. И сегодня евангелическое богословие, укорененное в Божьем Слове, благодаря правильным методам толкования по-прежнему возвышается над могильной насыпью, растущей над учениями, которые всецело не опираются на Писание.

ССЫЛКИ

  1. Introducing the Christadelphians, vol. 38, no. 4, July 1992, p. 2.
  2. J. B. S. «Speak Out the Truth», <http://www.antipas.org>, 16 января 2000.
  3. <http://www.christadelphia.net.au/Statement.html>, по состоянию на 15 января 2000.
  4. Truth to be Received, 1, <http://www.widomaker.com/basf1.com>, по состоянию на 16 января 2000.
  5. Christendom Astray from the Bible, p.1, <www.users.aol.com/bible2007/god.htm>
  6. Norman L. Geisler, «Trinity», Baker Encyclopedia of Christian Apologetics (Grand Rapids, Michigan: Baker Books, 1999), p.734.
  7. Jesus Did Not Pre-Exist, p. 2, <www.christadelphia.org>, по состоянию на 16 января 2000.
  8. Herald of the Coming Age, vol. 35, no. 1, May, 1989, p.15.
  9. Herald of the Coming Age, vol. 42, no. 1, n.d., p. 12.
  10. Wayne Grudem, Systematic Theology (Grand Rapids, Michigan: Zondervan Publishing House, 1994), p. 981.
  11. Response to Mainstream Christianity: The Source of Evil, p. 1, <http://www.christiadelphia.org>
  12. The Truth About Lucifer, vol. 41, no. 6, p. 11, n.d.)
  13. Why is Man Mortal, vol. 38, no. 3, May 92, p. 1, May 1992
  14. Norman L. Geisler, Ron Rhodes, When Cultists Ask (Grand Rapids, Michigan: Baker Books, 1997), pp.266-267.