Тема: Бостонская церковь Христа

Примечание: Чтобы открыть статью, выберите соответствующий номер в окне "Выбор главы".

  1. Серия "Общие сведения": Бостонская церковь Христа
  2. Бъорнстад Дж. Успех... Какой ценой?
  3. Руленд Дж. Как благовествовать ученикам Бостонской Церкви Христа
  4. Столяров П. Бостонская Церковь Христа

Вы можете распечатывать и размножать наши материалы без каких-либо ограничений при условии, что не будете использовать их в коммерческих целях. Категорически запрещается вносить какие-либо изменения в текст публикаций без нашего предварительного письменного разрешения. Кроме того, мы убедительно просим о том, чтобы при перепечатке или цитировании наших материалов в других изданиях Вы указывали почтовый адрес Центра апологетических исследований: Россия, 194044, Санкт-Петербург, а/я 954.


© 2002 г. Центр апологетических исследований www.apolresearch.org


БОСТОНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ХРИСТА

(МЕЖДУНАРОДНАЯ ЦЕРКОВЬ ХРИСТА)

Рик Бранч

 

ОСНОВАТЕЛЬ: Кип Мак-Кин.

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 1979 г.

Официальные издания: журнал Upside Down (ранее назывался Discipleship).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: Жесткая структура, директором и бесспорным лидером которой является Мак-Кин. Под руководством Мак-Кина находится группа старейшин, включая Эла Бэрда (Al Baird) и Боба Джемпеля (Bob Gempel). Под началом старейшин находятся евангелисты, в том числе Гордон Фергюсон (Gordon Ferguson).

ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ: Лидеров церкви называют наставниками; ученик, первые принципы.

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ: Бостонское движение.

ИСТОРИЯ

Почти как и все группы с сомнительной репутацией, возникшие в 1980-х годах, Бостонская Церковь Христа (БЦХ) откололась от более крупного движения. Кэрол Джиамбалво (Carol Giambalvo), сотрудник организации Cult Awareness Network, написала краткий, но точный исторический обзор. Она сообщает: «Это движение называлось "Кроссроудским движением", потому что возникло в Кроссроудской Церкви Христа усилиями Чака Лукаса, проповедника из студенческого городка Университета Флориды. После того, как Чак Лукас был изгнан из Кроссроудской церкви в августе 1985 г. "за повторяющиеся грехи в его жизни", руководство движением взял на себя Кип Мак-Кин. Еще будучи студентом Университета Флориды, Мак-Кин учился у Чака Лукаса принципам ученичества».

«Как Мак-Кин, так и Роджер Лэмб, в апреле 1977 г. были смещены с проповеднического служения среди студентов в г. Чарльстон, штат Иллинойс, решением церкви г. Хьюстон, штат Техас, которая поддерживала их материально. Это произошло в то время, когда в средствах массовой информации стало появляться все больше свидетельств того, что деятельность этого движения носит культовый и манипулятивный характер. Из Чарльстона Мак-Кин перебрался в г. Лексингтон, штат Массачусетс, где, благодаря применению принципов ученичества, церковь стала быстро расти» (Cult Awareness Network News, май 1989, с. 7).

В своем «Отчете за десять лет» Мак-Кин вспоминает об этом быстром росте Бостонского движения. Он пишет: «В моей памяти все еще жива история о том, как 1 июня 1979 г. мы с Еленой выбрались на джемпельское шоссе. Все более ясное понимание истинного новозаветного ученичества позволило Духу привести ко Христу 103 человека уже в первый год! Преумножение продолжилось и в следующем году, когда были крещены 200 человек; 256 - в третьем году; 368 - в четвертом; 457 - в пятом; 679 - в шестом; 735 - в седьмом; 947 - в восьмом; 1424 - в девятом; а в нынешнем, десятом году, во Христа был крещен 1621 человек!» (цит. по книге Джерри Джоунса What Does the Boston Movement Teach?, т. 1, с. 125).

В 1982 г. Бостонское движение начало создавать свои дочерние церкви. Эти церкви расположены в ключевых городах по всему миру. Первые две были созданы в Чикаго и Лондоне. Затем, в 1986 г. вступила в действие программа под названием «Реконструкция». Она подразумевала замену служителей в церквях, принадлежащих к прежнему движению Церквей Христа (Кроссроудс), проповедниками, обученными в Бостонской Церкви Христа (там же, сс. 126-127).

Хотя Бостонское движение возникло под покровительством Кроссроудской Церкви Христа из г. Гейнсвилль, штат Флорида, в 1988 г. эта церковь «официально отделилась» от Бостонской группы (CAN News, май 1989). Движение, начавшееся с 30 членов, выросло во «всемирную империю из 103 общин от Калифорнии до Каира, с общим количеством посещающих воскресные собрания 50 000 человек» (Time, 18 мая 1992, с. 62).

УЧЕНИЕ

«Десять лет назад Север Соединенных Штатов и Европа считались холодными областями, закрытыми для Евангелия Иисуса Христа», - писал Кип Мак-Кин в своем «Отчете о миссиях во всем мире» (What Does the Boston Movement Teach?, p. 124). Неудивительно, что с такими убеждениями он начал проповедовать, будто Бостонская Церковь Христа - «единственная истинная "христианская" религия» (The Cult Observer, сент./окт. 1987, с. 1). Впоследствие, вероучение этой единственной истинной церкви привело к злоупотреблениям в вопросах церковной власти и практики. Такие учения, как небиблейская форма ученичества, безоговорочное подчинение власти руководства и даже еретическое учение о возрождении через крещение в только Бостонской Церкви, в таких группах - обычное дело.

Власть и подчинение

В серии статей, распространявшихся среди членов Бостонской Церкви, старейшина Эл Бэрд писал: «Если бы лидеры действительно могли ожидать от христиан подчинения только прямым указаниям Библии, они не могли бы требовать большего, чем любой другой член».

Для того, чтобы исключить неправильное понимание смысла слова «подчинение», Бэрд пояснил: «Давайте начнем наш разговор о подчинении с того, чем оно не является. (1) Подчинение - это не согласие. Когда человек согласен с решением, которому он должен подчиниться, ему попросту незачем подчиняться. Подчиниться, по определению, значит сделать то, о чем тебя просят, и что ты сам никогда бы не стал делать, будь на то твоя воля. (2) Подчинение - это не просто внешнее послушание. Оно включает и этот элемент, но подразумевает еще и послушание от всего сердца. Это чистосердечный отказ от своих желаний. (3) Подчинение не зависит от обстоятельств. Мы подчиняемся власти не потому, что имеющий власть ее достоин, но потому, что власть исходит от Бога, а, следовательно, на самом деле мы подчиняемся Богу».

Далее, в той же серии статей, Бэрд утверждает: «Когда над нами есть власть, мы должны подчиняться нашим лидерам и слушаться их, даже если они не очень похожи на Христа. Тем не менее, у Бога есть требования к Своим лидерам, и они ответят перед Богом за пренебрежение этими требованиями» (Authority and Submission, части III, V и VII. Цит. по книге What Does the Boston Movement Teach?, с. 59-63).

Попросту говоря, Бэрд, которого Мак-Кин сравнивал с Моисеем и Иисусом Навином, объяснял членам церкви, что они должны подчиняться всем указаниям лидеров, даже если эти указания будут «не по Христу»! (Там же, с. 104.)

Такой контроль распространяется не только на духовную сферу, но и на повседневные житейские дела и даже на вопросы семейной жизни. Многие, ушедшие из Бостонской Церкви, «жалуются, что советы, которым должны следовать члены церкви, могут затрагивать такие детали, как: где жить, с кем и когда ходить на свидания, какие предметы изучать в школе и даже как часто заниматься сексом с мужем или женой» (Time, 18 мая 1992, с. 62). Д-р Рон Энрот продолжает этот список и пишет, что от членов движения порой требовалось «получить разрешение, чтобы позвонить друг другу и назначать свидание. Глубина контроля, осуществляемого над жизнью [человека], простиралась на вопросы совершенно личного свойства. Члены церкви бросали хорошую работу, чтобы все время находиться "в служении". Это было признаком их преданности Богу. Наставники указывали супружеским парам, когда и как заниматься сексом» (Churches That Abuse, с. 113).

В среде, подобной Бостонской Церкви, прекрасно действует старый принцип: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». Говоря о «старейшинах» Бостонской Церкви, «Мак-Кин говорит, что эти руководители осуществляют управление на основе взаимного согласия, но добавляет: "Я даю им указания". Вот что говорит Эл Бэрд, ветеран в рядах бостонских старейшин: "Это не диктатура. Это теократия, на вершине которой находится Бог"» (Time, 18 мая 1992, с. 62). И, конечно, никто иной, как Бэрд заявил: «Что касается духовных лидеров, которые злоупотребляют своей властью, не может быть и речи о том, чтобы восстать против их власти» (What Does the Boston Movement Teach?, с. 7).

Возрождение через крещение

В кратком изложении «Бостонская Церковь Христа учит, что ответом человека на первоначальное принятие Иисуса Христа должны быть вера, покаяние, исповедь и водное крещение. Она учит, что без водного крещения грехи человека не получают прощения» (Е. Баурлэнд, П. Оуэн и П. Рейд, The Issue of Water Baptism and the Boston Church of Christ, p. 1).

Человек должен быть не только крещен, но еще и крещен именно в Бостонской Церкви Христа. Если человек был членом какой-либо другой церкви до присоединения к Бостонской Церкви, его необходимо крестить заново, поскольку его первоначальное крещение было совершено в ложной церкви и основывалось на наборе ложных предпосылок.

Гордон Фергюсон, проповедник-евангелист Бостонской Церкви, разъясняет это в серии статей под названием «Постепенное откровение: крещение ученика». Он пишет: «Петру были обещаны "ключи" (условия входа) от Царства Божьего. Условия входа, на проповедь которых его вдохновил Дух, включали и крещение». Далее Фергюсон объясняет, как поэтапно заново открывалась истина о крещении и его связи со спасением.

Он утверждает: «Второй шаг был ознаменован открытием, что крещение предназначалось для прощения грехов к спасению. Любопытно, что лидеры Возрождения, сделавшие это открытие, изначально полагали, что осознания "задним числом" достаточно. Мы, в Бостонской Церкви, не верим, что осознания "задним числом" достаточно. Третий шаг поставил акцент на необходимость крещения с убеждением, что оно действительно необходимо для спасения. Таким образом, всякого крещенного с верой в то, что он уже спасен, убеждали вновь подвергнуться погружению по истинным причинам (то есть, чтобы получить прощение и спастись)» (цит. по книге What Does the Boston Movement Teach?, с. 75).

Отсюда, по учению Бостонской церкви, следует, что спасение зависит не только от смерти Иисуса на кресте, но и от крещения. Более того, не просто от крещения, но от крещения, совершенного тем, кто наделен должными полномочиями, в Бостонской Церкви Христа. Исключительность именно своего крещения они подтверждают тем, что только в Бостонской Церкви крестят в ученика.

Прочие учения

В учебном пособии «Первые принципы», Занятие 6 (Свет и тьма), в пункте: «Опровержение ложных доктрин» написано: «Первородный грех: Иезекииль 18:20 учит, что нет первородного греха; каждый человек отвечает за свои собственные поступки и будет судим в соответствии с ними. Поэтому, дети рождаются безгрешными и будут спасены, если они умрут».

Бостонская Церковь постоянно провозглашает свою исключительность на фоне остальных церквей, не считая их христианскими по Духу. «Первые принципы», Занятие 7 (Церковь): «Библия учит, что церковь - одна. ... Деноминация - "группа имени". Противоречит Писанию в соответствии 1-е Коринфянам 1:10-13. Примеры: Лютеранская, Методистская, Пресвитерианская, Мормоны, Католическая и Православная. ... Церковь - единственна. Как она называется в Библии? ... Церкви Христовы».

Например, выступая в Москве в 1997 году на «6-ой ежегодной конференции учеников», Кип Мак-Кин сказал следующее: «"Спасённый = Христианин = Ученик". Я составил такое противоречивое уравнение для того, чтобы помочь людям с деноминационным прошлым понять, что они не были настоящими христианами».

Среди разных видов деятельности Бостонской Церкви наибольшую тревогу вызывает вербовка новых членов в университетах по всему миру. В книге Cultism on Campus Роберт Торнберг (Robert Thornburg) поясняет: «Студенты и администрация Бостонского университета и других университетов Большого Бостона в последнее время очень обеспокоены агрессивным и навязчивым прозелитизмом Бостонской Церкви Христа (БЦХ). По словам преподобного Роберта Уоттса Торнберга, декана часовни Бостонского университета, это отразилось на оценках многих студентов, втянутых в упомянутую организацию. Он также утверждает, что за последние пять лет более 150-ти студентов университетов этого региона бросили учебу, чтобы продолжать вербовку новых членов для Бостонской Церкви, хотя некоторым из них была уготована блестящая карьера» (The American Family Foundation Newsletter, октябрь 1987, с. 1).

Как сообщает газета Dallas Morning News, Бостонская Церковь ищет «новообращенных в студенческих союзах и общежитиях» по всей стране (20 декабря 1992, с. 2-А). Членство в Церкви не только отрицательно сказывается на оценках и будущей карьере студентов, но и может сказаться на их финансовом положении. «На воскресных службах церковь собирает со своих членов, одна треть из которых - студенты, около 45000 долларов» (The Cult Observer, сент./окт. 1987, с. 13).

Методы навязчивого контроля сознания, используемые Бостонской Церковью Христа, во многих случаях отрицательно сказались на здоровье людей, которым для выздоровления потребовалась психологическая и психиатрическая помощь. Многие университеты были вынуждены пойти на беспрецедентный шаг и запретить это движение на территории студенческих городков. В числе учебных заведений, изгнавших со своей территории Бостонскую Церковь Христа, был Бостонский университет, Университет Маркетта, Университет Южной Калифорнии, Северо-Восточный университет и Университет Вандербильта (Miami Herald, 25 марта 1992, с. 1А, 15А).

Наконец, деспотичное учение о подчинении, которое непременно включает в себя труд ради Царства Божьего и финансовые обязательства перед Бостонской Церковью, привязано к учению о грехе. Как объясняет Гордон Фергюсон: «Грех - это неделание добра. Если мы не делаем то, что заповедано ученикам, мы не спасены» (What Does the Boston Church Teach?, с. 75). Помните - именно наставники, подобны они Христу или нет, контролируют жизнь членов организации. Как часть этого контроля каждому члену группы ежедневно даются наставления, указания относительно правильного поведения и напоминания о том, что он не имеет права идти против лидеров, наделенных властью. Эта небиблейская форма ученичества уменьшает роль Христа как единственного посредника между Богом и человеком (1 Тим. 2:5). Помимо того, что Бостонская Церковь считает свои принципы единственно правильными, ее учение о спасении уводит последователей от окончательного искупления, совершенного Господом на кресте, единственного лекарства от греха и единственного источника спасения.

 

Переведено и издается для некоммерческих целей с разрешения Watchman Fellowship, Inc. При использовании материала ссылка на Центр апологетических исследований обязательна. Материал подготовлен в 1993 году, дополнен в 2000 году.


УСПЕХ... КАКОЙ ЦЕНОЙ?

Джеймс Бъернстад

С чего начать знакомство с таким новым активным церковным движением, каким является Международная Церковь Христа, более известная как Бостонская Церковь Христа (далее в тексте именуемая Бостонским движением)? Лучше всего, наверное, начать с того момента, когда человек впервые сталкивается с этим движением. С этого момента мы становимся свидетелями процесса, в ходе которого человека привлекают, обучают и, по прошествии некоторого времени, крестят. Кроме того, именно в это время мы можем заметить некоторые спорные моменты, связанные как с учением, так и с деятельностью этого движения.

Итак, мы рассмотрим, как начинаются и развиваются взаимоотношения между Мэри, привлекательной женщиной лет тридцати пяти, членом Бостонского движения, и Лизой, молодой женщиной лет двадцати пяти, евангелической христианкой.

Ученичество в Бостонском стиле

Лиза в одиночестве сидит на рабочем месте и обедает. Подходит Мэри, представляется и спрашивает, можно ли ей присоединиться. В ходе разговора женщины обнаруживают, что у них есть много общего: обе они скандинавского происхождения, выросли в одной части страны, обе работают медицинскими сестрами, и обе верят, что у них есть отношения с Иисусом Христом.

Положив начало дружеским отношениям, Мэри приглашает Лизу в четверг вечером на "Библейские беседы", на которые она сама ходит. Лиза спрашивает: "Кто их проводит? Кто их организует?" Мэри смеется и говорит: "Это просто группа верующих, которые собираются для изучения Библии. Они не относятся ни к какой деноминации". Лиза приходит на собрание вместе с Мэри и знакомится со множеством чудесных людей. Эти люди не просто дружелюбны, похоже, что они искренне любят и заботятся друг о друге. Лиза внимательно всё выслушивает и не находит ничего, что противоречило бы ее знаниям о Библии.

После "Библейской беседы" люди, с которыми она там познакомилась, звонят ей, чтобы поговорить и узнать, как у нее дела. Ей очень приятны их интерес и забота. По мере того, как она узнает этих людей, она видит, что ее новые знакомые действительно стремятся воплотить свою веру в жизнь - не только по воскресным утрам, но и на протяжении всей недели. Под влиянием этих людей, в особенности Мэри, она начинает посещать их церковные службы и принимает участие в других мероприятиях.

Мэри и Лиза (по предложению Мэри) начинают встречаться каждую неделю для изучения Библии. Поскольку Лиза уже верит Библии, Мэри пропускает обычный первый урок, "Изучение Слова", и вместо этого уделяет основное внимание предмету ученичества. Очевидно, что Мэри больше знает об этом (поскольку у нее есть записи и другие материалы), поэтому она направляет разговор и учит Лизу. (В этот момент Мэри становится духовным наставником и учителем Лизы.) Помимо изучения Библии, они вместе молятся и исповедуются в своих грехах (большинство которых составляют грехи Лизы). Мэри каждый день звонит Лизе, проявляя огромный интерес к ее жизни. К ней всегда можно обратиться за помощью, и она всегда готова помочь наставлением и советом.

Хотя Лиза посещает эту церковь, и ей нравится жизнь и общение там, она чувствует, что не является на самом деле частью церкви. Возможно, это чувство появилось из-за того, что других женщин в ее группе называют сестрами, а ее - нет. Она не чувствует уверенности. Затем, однажды, она присутствует на Библейской беседе о крещении, в которой учитель говорит: "Если человек не крещен, как ученик, он не спасен". Он продолжает и говорит, что истинное крещение - это "сознательное крещение, когда человек верит в это крещение для прощения грехов". Колесики в ее голове начинают поворачиваться. Она была крещена вскоре после того, как поверила в Иисуса Христа, но это не было "сознательным крещением" (как его описал учитель Библии). Более того, ко времени своего крещения она еще не была ученицей, по крайней мере, ученицей по определению этой церкви. Было ли ее крещение действительным? Она начинает думать, что нет. Затем в ее сознании мелькает мысль: если крещение не было действительно, то была ли она по настоящему спасена?

Лиза немедленно звонит Мэри. Мэри приезжает так быстро, как только может и показывает ей, стих за стихом, ряд мест в Библии, касающихся крещения. Из всего, что было ей показано, Лиза делает вывод, что ее крещение не было подлинным крещением, и что она не была спасена. Она хочет спастись и говорит об этом Мэри. В то же воскресенье днем она принимает крещение и "становится христианкой". Выходя из воды, она находится в экстазе. Слезы радости струятся по лицу Мэри. Все новые друзья Лизы по "Библейским беседам" и церкви присутствуют здесь и радуются за нее.

Чувствуя себя после крещения новым человеком, Лиза, после недолгого размышления, начинает осознавать, что, если она не была спасена до крещения, то точно так же не имеют спасения ни люди в ее прежней церкви, ни ее семья и друзья. Все они потеряны и находятся на пути в ад. Это беспокоит ее, и она рассказывает об этом Мэри. Поощряемая Мэри и своими новыми друзьями к тому, чтобы благовествовать людям из своей прошлой жизни, Лиза начинает знакомить их со своими новыми друзьями и приглашать на "Библейские беседы", церковные службы и некоторые другие мероприятия. Когда ее прежний пастор, родители и прежние друзья пытаются заговорить с ней о ее новой церкви и убеждениях, Мэри советует Лизе не говорить с ними. "Лучше, - говорит Мэри, - дай им телефон [нового пастора Лизы], и пусть они звонят ему". (В этот момент происходит четкое разделение старого и нового, и жизнь Лизы отныне будет все больше и больше замыкаться на ее новой церкви.)

Однажды начальник по работе спрашивает Лизу, не хотела бы она примерно месяц работать на один вечер больше обычного, и этот вечер оказывается тем самым, в который проходят "Библейские беседы". У Лизы, по причине чрезвычайных обстоятельств, только что возник долг, поэтому она как раз ждала подобного случая, чтобы расплатиться по счетам. Взволнованная тем, что она сочла Божьим провидением, она звонит Мэри, чтобы сообщить ей хорошую новость. К несчастью, все, что можно услышать во время разговора от Лизы, это: "Да. Я понимаю, что я эгоистка. Я ставлю себя выше Бога. Мне очень жаль". Таким образом, Лиза отказывается от возможности получить дополнительную работу и идет на "Библейскую беседу".

Какое-то время спустя молодой человек из Лизиной церкви (который ей очень нравится) звонит и приглашает ее на ужин. С часто бьющимся сердцем Лиза поспешно соглашается и звонит Мэри, чтобы рассказать ей. После этого звонка Мэри говорит по телефону с кем-то еще (со своим наставником или пастором) и потом снова звонит Лизе. Мэри объясняет Лизе, что этот молодой человек "не настолько предан Христу, насколько следует". Он должен измениться, а пока Лиза поступила бы неосмотрительно, начав свои отношения с ним. "Я понимаю", - отвечает Лиза и звонит молодому человеку, чтобы отменить свидание.

Сага о взаимоотношениях Мэри и Лизы, как пример методов работы Бостонского движения, еще не завершена; у нее есть продолжение (хотя вы и не найдете его в этой статье).

Представленный выше сценарий составлен на основе известных автору случаев и типичен для тех, кто столкнулся с Бостонским движением и был в него вовлечен ко времени появления этой статьи. Люди и их ситуации могут различаться, но используемый процесс и содержание обучения остаются, в основном, теми же самыми.

Этот сценарий раскрывает, по крайней мере, два вызывающих тревогу аспекта Бостонского движения. Первый - это учение о спасении, для которого недостаточно веры в Иисуса Христа: для выражения послушания Иисусу необходимо действительное крещение. Второе - это практика ученичества, в ходе которого жизнь каждого ученика находится под контролем существующего над ним наставника. Над каждым наставником есть свой наставник, путем устремлённой вверх иерархии наставников церковь осуществляет контроль за каждым человеком.

Своим пониманием взаимосвязи между спасением и крещением Бостонское движение обязано своим корням, лежащим в Церкви Христа и, как мы увидим впоследствии, неверному пониманию ряда мест в Библии. Однако процесс ученичества - большое отличие этой группы от Церкви Христа и расценивается последней, как серьезная проблема. Прежде чем рассмотреть их учение о спасении и некоторые места, которые его, якобы, подтверждают, важно привести некоторые соображения относительно истоков процесса ученичества, его развития в Бостонском движении и его последствий.

История развития

В начале 1970-х годов Кип МакКин, проповедник и пастор, один из основателей Бостонского движения, учился в университете штата Флорида в Гэйнсвилле. Там он встретился с Чаком Лукасом, пастором Церкви Христа "Кроссроудс". Лукас активно участвовал в проводившейся Церквями Христа программе, нацеленной на студенческие общежития, и разрабатывал принципы "охвата студенческих городков". Он "завербовал" МакКина и обучил его тому, что в то время (равно как и сейчас) представляло собой радикальный вариант ученичества, позаимствованный, прежде всего, из книги Роберта Коулмэна The Master Plan of Evangelism. Лукас понял Коулмэна так, что Иисус руководил жизнью Своих учеников, а затем научил Своих апостолов наставлять других людей, руководя их жизнью. Таким образом, христианам сегодня, приводя людей ко Христу, следует использовать тот же процесс, которому Иисус обучил Своих учеников. Лукас воплотил это учение в процессе ученичества, которому и обучал МакКина и остальных.

В 1976 году несколько воспитанников Лукаса, в том числе МакКин, были направлены, чтобы присоединиться к приходам Церкви Христа, расположенным неподалеку от университетских городков. План состоял в том, чтобы каждый из них начал служение в таком городке, используя в качестве базы поместную церковь. МакКин отправился в Церковь Христа "Херитедж Чапел" в Чарльстоне, штат Иллинойс, и начал работать в городке университета Восточного Иллинойса. Хотя он и добился успеха, не так много времени спустя некоторые члены церкви выразили недоверие к процессу ученичества и обвинили МакКина в том, что он манипулирует и управляет людьми. По поводу внедрения в этих университетах нового процесса ученичества в нескольких приходах произошел раскол.

В 1979 году МакКин переехал в пригород Бостона Лексингтон, где вступил в Лексингтонскую Церковь Христа. Встретившись первого июня с тридцатью людьми, каждый из которых посвятил себя Господу и Его делу, МакКин положил начало программе агрессивного евангелизма и ученичества. Результат был феноменальным. Всего за несколько лет церковь выросла с 30 до 1000 членов и ей стало тесно в своем помещении. К 1983 году церкви пришлось арендовать для своих воскресных собраний Бостонский оперный театр и собираться по домам (в "домашних церквях") для служений посреди недели. Позднее, в том же году, Лексингтонская Церковь Христа сменила свое название на Бостонскую Церковь Христа.

В 1981 году Бостонское движение развернуло наступательную миссионерскую программу, рассылая группы людей для создания церквей по всей Америке и во всем мире. Эти церкви должны были войти в Бостонскую семью церквей, под власть и руководство Бостонской Церкви Христа, и применять те же методы обучения, что и церковь в Бостоне. Подобно тому, как Иерусалим был центром, из которого христианство разошлось по всему миру, Бостонское движение рассматривает Бостон, как современный центр "приумножения" служения по всему миру.

Церкви были основаны во многих крупных городах, включая Лондон (1981), Чикаго (1982), Нью-Йорк Сити (1983), Торонто и Провиденс (1985), Йоханнесбург, Париж и Стокгольм (1986), а также Мехико Сити, Гонконг, Бомбей и Каир (1987-88). Каждая церковь, принадлежащая к Бостонскому движению, помещает перед словами "Церковь Христа" название своего города - например, "Лос-анжелесская Церковь Христа" - поскольку они считают, что церкви в Библии назывались по названиям своих городов. Сегодня церкви есть на всех континентах (всего их 103), с общим числом членов 50 000 [1].

Казалось, что для Бостонского движения все складывается хорошо. Да, в течение ряда лет бывшие члены церкви, исследователи культов и прочие обвиняли движение в таких отклонениях, как "промывка мозгов", чрезмерный контроль за людьми, претензии на исключительность, элитарность и лжеучения. Но само движение представлялось крепко спаянным - вплоть до 1988 года, когда на свет выплыли внутренние разногласия движения, включая и раскол среди его членов. Те же обвинения, которые предъявлялись к движению извне, теперь начали звучать изнутри.

Церковь Христа "Кроссроудс", например, проголосовала за свое отделение от Бостонского движения. В течение ряда лет Бостонское движение находилось на переднем крае более крупного движения "Кроссроудс". Когда в 1985 году Лукас покинул церковь "Кроссроудс", руководство движением принял МакКин, и его центром стал Бостон. Под его руководством стали очевидными различия в устремлениях, существующие между Бостонской и прочими церквями, входящими в это движение, что привело к разногласиям и, в конце концов, к развалу. Упомянутые различия включали в себя следующее: 1) узурпация власти над приходом; 2) осуществление чрезмерного контроля за прихожанами; 3) чрезмерная власть руководства; 4) учение о том, что человек должен слушаться своего наставника во всем, даже в вопросах личного мнения.

Руководители Церкви Христа в Тампа Бэй также решили порвать с Бостонским движением из-за четырех главных аспектов его учения: "1) их небиблейской власти и контроля над людьми; 2) их небиблейского руководства и организации; 3) их небиблейских претензий на исключительность и элитарность; а также 4) их небиблейское оправдание своих действий успехом" [2]. Особенно их беспокоило заявление, сделанное МакКином 14 мая 1988 года, о том, что приход должен подчиняться своему евангелисту: "Единственный случай, когда вы не должны слушаться его, - если он противоречит писанию или противоречит вашей совести. Но во всем остальном, во всем, что касается вашего мнения, вы... подчиняетесь!" [3].

Затем, 21 октября 1988 года, Рон Голстон, один из руководителей домашних церквей Бостонской церкви, отправил старейшинам Бостонской Церкви Христа письмо. В нем были изложены проблемы, схожие с теми, на которые указывали и "Кроссроудс" и церковь в Тампа Бэй [4].

До недавнего времени, сталкиваясь с этой проблемой, руководство Бостонского движения признавало некоторые ошибки. Но, вместо того, чтобы искать их возможную причину в своем учении и его применении на практике, они часто сваливали вину на какого-нибудь слишком усердного члена (или членов) церкви. Однако к настоящему времени стало ясно, что ряд проблем был вызван учением и постановкой служения в самой церкви, в частности в вопросах власти и подчинения. Во втором номере издаваемого движением журнала Upside Down (апрель 1992 года) МакКин делает следующее признание: "Я был не прав в некоторых своих изначальных мыслях о библейском руководстве. Я считал, что руководители церкви могут призывать людей к повиновению и к следованию за собой во всем, что касается мнения. Это было неверно" [5]. В том же номере подзаголовок к статье Эла Бэрда, бостонского старейшины, гласит: "Время оглянуться, признать ошибки, внести исправления и идти вперед ко Христу" [6].

Процесс ученичества Бостонской церкви берет свое начало в движении "Кроссроудс", придя оттуда через учения Кипа МакКина. Он был существенным составляющим (если не сердцем) Бостонского движения с тех пор, как МакКин в 1979 году приехал в Бостон, и создал основу для большей части достижений и разногласий в церкви. Наконец церковь осознает, что в этом процессе, по крайней мере, кроется ошибка - ошибка, вызвавшая проблемы и ранившая людей.

Прежде чем начать разговор о том, как, по словам церкви, изменяется процесс ученичества и сделать вывод, достаточны ли эти перемены, следует рассмотреть учение Бостонского движения о связи между спасением и крещением.

Спасение и крещение

"Бостонское движение" проповедует в основном то же учение о спасении, что и Церкви Христа. Человек должен креститься водой во Христа для прощения грехов. Веры, как учат оба этих движения, недостаточно для спасения; она не засчитывается в праведность, пока человек не подчинится Богу путем принятия крещения с ясным пониманием того, что в момент крещения он получает спасение, и его грехи прощаются. Более того, крещение не считается действительным, если оно не совершено истинной церковью Христа (т.е. Церквями Христа или "Бостонским движением").

Говоря об этом, "Бостонское движение" заходит дальше, чем Церкви Христа, предъявляя к крещению еще более высокие требования. Проповедуя, что человек должен принимать крещение как ученик, они включают в число условий для спасения, помимо веры, покаяния и исповеди, еще и элемент посвящения. Этим может объясняться то, почему они вновь крестили людей, которые принимали крещение в других Церквях Христа, и почему они также заново крестили своих собственных членов, включая старейшин, которые до этого были крещены в "Бостонском движении", но которым, как думали, не хватало на момент крещения ученического посвящения. Приняв их точку зрения на крещения (и спасение) и необходимое для него дополнительное условие, которому, по всей видимости, соответствуют только они сами, можно придти к выводу, что спасены одни лишь члены "Бостонского движения".

Если оставить в стороне точку зрения на "сознательное крещение" и на необходимость "быть учеником", а также вопрос о том, кто совершает крещение, то основной вопрос сводится к тому, необходимо ли крещение для спасения. Другими словами - должен ли человек креститься, чтобы получить прощение грехов?

В Библии учение о спасении изложено очень ясно. Личная вера в Иисуса Христа, как Спасителя в равной степени необходима (если у человека ее нет, то он не спасен)7  и достаточна (если у человека она есть, то он спасен) [8]. Ответ Павла на вопрос тюремщика из Филипп: "Что мне делать, чтобы спастись? - заключается именно в этом: Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты" [9].

Но на чем же, в таком случае, "Бостонское движение" основывает свое утверждение, что крещение необходимо (если человек его не принял, то он не спасен)? Они согласятся с тем, что необходима вера (хотя ее одной недостаточно), и будут утверждать, что крещение также необходимо в послушание Христу. Они приведут некоторые места из Библии, которые истолковывают в пользу учения о необходимости крещения. Объем статьи позволит нам взглянуть лишь на три основных места, на которые ссылается "Бостонское движение".

Марка 16:16

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

Что касается этого места, то "Бостонское движение" попросту приводит первую часть стиха, следуя формуле вера + крещение = спасение. Изучая этот отрывок нужно, прежде всего, иметь в виду, что Марк 16:16 отсутствует в ряде древнейших и наиболее достоверных греческих манускриптов Нового Завета (в частности, в Александрийском и Синайском Кодексах). Таким образом, этого стихла могло не быть в оригинальном тексте.

Во-вторых, предполагая, что этот стих был в оригинальном тексте, самым простым и ясным способом понять, о чем говорит 16 стих, будет составить список всех возможных связей между верой и крещением, а затем определить, что утверждает и против чего возражает этот стих на самом деле. Вот четыре возможных варианта: (1) верить и креститься; (2) верить и не креститься; (3) не верить и креститься; (4) не верить и не креститься. Первая часть 16 стиха подтверждает возможность (1) (если человек поверит и крестится, он будет спасен). Однако вторая часть стиха отрицает возможности (3) и (4) (если человек не верит, то, крестившись или нет, он будет осужден). Но этот стих не подтверждает и не отрицает возможности (2) (если человек верит и не крестится). Поскольку он не отрицает, что человек может спастись независимо от крещения, Марк 16:16 нельзя считать основанием учения Бостонского движения о том, что крещение необходимо для спасения. В действительности, вторая часть стиха поддерживает ту точку зрения, что крещение не является необходимым условием для спасения, поскольку все основания для осуждения заключаются в неверии (подразумевая, что только вера может снять это осуждение).

Иоанна 3:5

Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

Что касается этого места, то Бостонское движение считает, что "родиться от воды" означает крещение, и понимает слова Иисуса следующим образом: если ты не крещен, то не можешь войти в Царство Божье. Рассматривая этот стих, мы должны помнить, что смысл любого слова или фразы, в первую очередь, определяется контекстом. Зная это, нам следует учесть ход и развитие мысли в беседе Иисуса и Никодима и, исходя из этого, понять, что Иисус имел в виду под "рождением от воды".

В 3 стихе Никодим слышит слова Иисуса о необходимости нового "рождения свыше". Он решает, что Иисус говорит о чем-то, связанном с физическим рождением, и никак не может понять, как он может второй раз родиться физически (см. 4 стих). Иисус ловит мысль Никодима и стремится перевести разговор с физического рождения на духовное (подлинный смысл "рождения свыше" или "второго рождения").

Иисус делает это, произнеся в 5 стихе фразу о "рождении от воды и Духа", и пояснив ее в стихе 6. Если "родится от воды" в 5 стихе означает то же, что и "рожденное от плоти" в 6 (по аналогии с фразой "родится... от Духа" и "рожденное от духа" в 5 и 6 стихах), то "родиться от воды" следует понимать иносказательно, применительно к физическому, или естественному рождению. Таким образом, суть того, о чем говорит Иисус - в следующем: чтобы войти в духовное Царство Божье, человек должен родиться духовно, подобно тому, как он родился физически. Поскольку Иоанна 3:5 не затрагивает вопроса о крещении, Бостонское движение не может использовать его при обсуждении этой темы.

Деяния 2:38

Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа.

Что касается этого стиха, то Бостонское движение вкладывает в предлог "для" смысл "чтобы", после чего заключает, что человек должен креститься, чтобы получить дар Святого Духа. Тот, кто изучает греческий язык знает, что "эйс" ("для") - это предлог, служащий для обозначения связи между двумя вещами, и что он может иметь несколько значений. Так, его можно понимать и в значении "для того, чтобы", и в значении "вследствие".

Непосредственный контекст в этом случае не помогает нам определить, какое значение правильно, но другие места той же самой книги относят прощение грехов на счет покаяния (Деяния 3:9), и ставят веру перед крещением (10:43-48). Эти и другие места в Новом Завете свидетельствуют в пользу того, что "эйс" в Деяниях 2:38 используется в значении "вследствие" - то есть человеку следует креститься, поскольку он уже имеет прощение грехов. Учитывая, что связь крещения и прощения грехов из непосредственного контекста Деяний 2:38 определить нельзя, Бостонское движение не может использовать этот стих для обоснования своих учений.

В качестве обоснования свих учений Бостонское движение использует и ряд других стихов, таких как Деяния 22:16, Римлянам 6:3-4, Галатам 3:27 и 1Петра 3:21. Но, как и предыдущие, эти стихи, если их изучить и правильно понять, не говорят о необходимости крещения. Поскольку Библия никоим образом не поддерживает учение Бостонского движения о крещении, нам нужно вернуться к ясному учению Библии, с которого мы начали: для спасения не только необходимо, но и достаточно одной лишь веры в Иисуса Христа, как Господа и Спасителя.

Ученичество, управление и перемены

Давайте еще раз обратимся к процессу ученичества и бросим на него последний взгляд. Сердце Бостонского движения - то, что они воспринимают себя, как движение, готовящее учеников. Что такое ученичество? Перед тем, как вознестись от земли в небеса, Иисус дал Своим ученикам поручение "научить все народы" [10]. Ученик - это тот, кто учится у другого, кто избирает себе учителя и становится его последователем в учении и в жизни. Тот, кто учит другого, помогает своему ученику устроить жизнь и стать похожим на Христа. Если подобное понимание ученичества и вызовет возражения, то самые незначительные. Возражения начинаются, когда дело доходит до способов, которыми достигаются перемены в жизни ученика. Одни стремятся управлять жизнью ученика, добиваясь этих перемен, тогда как другие стремятся развить в ученике любовь к Иисусу, позволяя этой любви стать источником перемен. Другими словами, первый подход - это попытка непосредственно привнести изменения в жизнь ученика; суть же второго подхода - в стремлении углубить взаимоотношения с Иисусом, чтобы Сам Иисус мог произвести перемену.

Когда бы слово "управление" ни возникло в отношениях учителя и ученика, как это случилось в Бостонском движении, оно определенно придаст им силу, необходимую для того, чтобы произвести перемены в жизнях людей, в церкви и во всем движении. Но оно может также породить многие искажения. Чтобы осуществлять такое управление, движение может, например:

• утверждать, что власть его руководителям дана от Бога или поручена Богом таким образом, что не слушаясь их, вы не слушаетесь Бога;

• установить охватывающую его сверху донизу иерархию учеников и учителей, решения в которой всегда принимаются сверху вниз;

• подчеркивать в отношениях учителя и ученика, проповедника и прихода, а также руководителя и остальных людей моменты власти и подчинения, а не служения друг другу и необходимости показывать собой пример.

Такое управление людьми коварно; оно несет в себе все растущее искушение использовать для достижения цели все возможные способы.

Когда движение осознает, что такое управление и его результаты порождают проблемы, оно может либо пересмотреть саму концепцию управления людьми (если оно понимает, что проблема - в этом подходе), либо просто изменить те моменты, которые вызывают проблемы. В своей статье, недавно опубликованной в журнале Upside Down, Эл Бэрд, Бостонский старейшина, похоже избрал второй путь. Признав, что Бостонское движение допустило ряд ошибок в вопросах, связанных с властью и управлением, он излагает свои мысли по поводу перемен (предполагается, что так мыслит все Бостонское движение). Во-первых, он признает, что способы, использовавшиеся в процессе ученичества, были ошибочными. Он говорит: "Мы пытались заставить ученика что-то сделать, вместо того, чтобы помочь ему сделать это из его любви к Богу и нашей любви к нему" [11]. Более того, он верит, что ученику нужно предоставить право возражать и принимать решения. Он говорит: "Если люди несогласны (кроме случаев, когда этот вопрос ясно рассмотрен в Библии), мы должны оставить за ними право ошибаться" [12].

Эти изменения сейчас производятся, и в будущем будет интересно увидеть, сколько уважения и терпения будет проявляться к тем, кто должен осознать необходимость изменения, и сколько свободы предоставит людям движение, чьим modus operandi до сих пор было управление людьми. Смогут ли они удержаться от искушения руководить людьми в вопросах помимо тех, которые ясно изложены в Библии, таких как акцент на посвящение, интерес к количественному фактору (сколько человек посещает еженедельные богослужения и домашние церкви, сколько человек приняло крещение и т.п.) и концентрация на жизненном успехе (служившем подтверждением тому, что это - движение, основанное Богом в наши дни)?

Во-вторых, Бэрд признает, что власть, которую ранее имели руководители, и которая простиралась "в каждую сферу и фазу жизни", была чрезмерной. "Они были не правы, - говорит он, - призывая кого-либо проявлять послушание в таких вещах, как выбор пищи, машины, одежды и точная сумма пожертвований, и т.п." [13]. (К этому списку можно добавить и то, каким длительным может быть поцелуй, и сколько раз мужу и жене следует вступать в половую связь, и множество других вещей.) Власть руководства, по словам Бэрда, следует ограничить теми вопросами, которые "побуждают Божьих людей на дело служения,... созидание тела Христова,... способствуют единству... и приводят человека и тело к зрелости во Христе" [14]. Конечно, следует понимать, что у руководителей есть полномочия "созывать собрания тела, призывать к большим жертвам... планировать конкретные евангелизационные кампании или молитвенные собрания и т.п." [15].

По мере того, как эти принципы, взятые из Ефесянам 4:11-13, претворяются в жизнь, также будет интересно посмотреть, какие перемены произойдут на самом деле, и что будет по-другому. К несчастью, склонность к управлению людьми в "вопросах личного мнения" (вопросах, в отношении которых Слово Божье не высказывается конкретно и ничего не предписывает), по-прежнему существует. Некоторые вопросы личного мнения и вопросы, решение которых следует предоставить самому человеку, можно легко истолковать, как часть целей, изложенных в этих принципах, или в их свете, и, таким образом, превратить их в общеобязательные указания. Сможет ли Бостонское движение устоять перед этим искушением, когда решаются вопросы их намерений, как движения в целом?

Примером этому может послужить ситуация, о которой упоминает в своей статье сам Бэрд. Он говорит: "Как уже было сказано, если какой-либо евангелист просит вас перейти в какую-то конкретную зону или ходить на какие-то конкретные Беседы о Библии, вам нужно перейти. Это может быть конечным результатом до тех пор, пока вы вдвоем не придумаете лучший план, но это опускает процесс убеждения и уговоров, который вызывает в людях уверенность и энтузиазм. Конечный результат тот же, а сердце совершенно иное" [16]. Если "конечный результат тот же", то возможно Бостонское движение не намерено отказываться от управления личной жизнью его членов, когда это касается целей служения, даже если это управление теперь происходит в "более ласковой и аккуратной" манере.

К настоящему времени контакты автора на Восточном Побережье не указывают ни на какие видимые различия, происходящие в результате осуществляемых перемен. Но, как говорит старая поговорка: "Время покажет". Нужно одобрить то, что Бостонское движение видит необходимость некоторых перемен, и поощрять плодотворное проведение этих (и других) изменений.

Джеймс Бъернстад, доктор философии, является профессором религии и философии в Королевском колледже, Брайарклифф Мэнор, Нью-Йорк, и исполнительным директором Института Современного Христианства в Окленде, Нью-Джерси.

 

ССЫЛКИ

 1 Кип МакКин, "Revolution through Restoration", Upside Down, апрель 1992, с. 5-16.

 2 Старейшины Церкви Христа в Тампа Бэй, "Why We Refused to Submit to Boston", Gospel Advocate, июнь 1989, с. 160-161.

 3 Там же.

 4 Письмо Рона Голстена Элу Берду и Бобу Гемпелу, старейшинам Бостонской Церкви Христа, от 21 октября 1988 года.

 5 МакКин, с. 15.

 6 Эл Берд, "A New Look at Authority," Upside Down, апрель 1992, с. 2.

 7 См, например, Ин. 3:18; 8:24; Евр. 4:2; 11:6.

 8 См, например, Ин. 3:14-15; 5:24; 6:40, 47; 20:30-31; Деян. 10:43; 16:31; Рим. 1:16-17; 1Ин. 5:1, 13.

 9 Деян. 16:30-31.

 10 Мф. 28:19.

 11 Бэрд, с. 18.

 12 Там же.

 13 Там же, с. 19.

 14 Там же.

 15 Там же.

 16 Там же, с. 49.


КАК БЛАГОВЕСТВОВАТЬ "УЧЕНИКАМ"

БОСТОНСКОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТА

Джоанн Руленд

Поначалу, члены Бостонской церкви Христа (БЦХ; также известна как Бостонское движение, Международная церковь Христа и др.) могут производить впечатление христиан, радостно служащих Господу. Их слова звучат вполне по-евангельски, они говорят, что их учение основывается только на Библии. Однако эти сходства поверхностны. "Ученики" БЦХ (собственная терминология) - члены одного из наиболее быстро растущих еретических движений в мире.

Какие у нас есть основания классифицировать казалось бы основывающуюся на Библии организацию как еретическую? Для этого рассматриваемая секта должна отрицать хотя бы один основной догмат исторической христианской веры. К числу доктринальных отклонений БХЦ относится ориентированный на дела план спасения, связанный ошибочным пониманием благодати, и отрицанием учение о первородном грехе [1].

 

Ошибочное понимание благодати

Хотя БЦХ и говорит о спасении по благодати через веру в Иисуса Христа (Еф. 2:8-9) [2], в действительности она считает определенную последовательность действий [3] необходимой предпосылкой ко спасению. Нужно стать учеником, что по определению БЦХ, подразумевает изменение образа жизни в соответствии со стандартами церкви, и креститься. Таким образом БЦХ оставляет Евангелие благодати, которое заключается в достаточности искупительного труда Иисуса Христа для всех верующих (Ин. 3:16; Еф. 2:8-9; 1 Кор. 15:1-4), и входит в мир культов [4].

Кип МакКин, глава БЦХ, так объясняет взгляды церкви на спасение: "Когда вы проповедуете, кто действительно спасен: что ты должен иметь веру, должен покаяться, должен стать истинным учеником Иисуса, а затем должен быть погружен в воду для прощения грехов, получаемого через Святого Духа, это исключает все другие деноминации... всех, кто там, снаружи (вне церкви)" [5]. Первые два требования ортодоксальны. Два последних, изображенных, скорее условиями нежели следствиями,- это дела.

Отклонение БЦХ от характерного учения исторического христианства о спасении подчеркивает Ник Янг, ведущий евангелист БЦХ в Далласе и Форт-Ворте:

Когда Вы станете учеником, Вы можете быть крещены, но Вы не можете быть крещены, до тех пор, пока не стали учеником. Именно в этом, насколько я знаю, совершенно запутался весь остальной религиозный мир. Я не знаю ни одной религиозной группы в этом мире, которая учила бы, что Вы должны быть учеником, чтобы креститься, но именно это говорил Иисус две тысячи лет назад. Это так же ясно, как любой стих в Библии. Это так же ясно, как Иоанна 3:16. Это так же ясно, как Деяния 2:38. Это так же ясно, как любой прочитанный Вами стих, и все же я не знаю ни одной другой религиозной группы, которая учит, что Вы должны быть всецело посвященным учеником (выделено мной - Дж. Р.) Иисуса, чтобы быть крещенным во Христа" [6].

Для того, чтобы стать учеником, кандидат должен полностью или частично пройти ряд занятий с одним или несколькими членами БЦХ [7], согласиться посещать все собрания [8], обещать ежедневно читать Библию [9], начать привлекать (вербовать) других [10], дать согласие подчиняться лидерам церкви [11] и еженедельно отдавать десятину [12]. Кроме того, человек должен составить список всех грехов, которые он когда-либо совершил [13], исповедовать их перед одним или несколькими членами церкви [14] и до глубины души проникнуться жестокостью смерти Христа на кресте ради искупления наших грехов [15].

После того, как условия выполнены, право кандидата на спасение зависит от решения руководства, готов ли он к крещению. Таким образом, получение Божьей благодати в БЦХ зависит от веры, дел, решения лидеров, самонадеянно судящих сердца других людей, и водного крещения.

К числу проблем БЦХ относятся неверные представления о совершенстве Бога и Христа [16], вера в свою исключительную правоту [17], небиблейские формы руководства [18] и экстраполяция некоторых исторических библейских событий до уровня доктринальных предписаний (например, положение "одна церковь в одном городе" основано на универсальном принципе, выведенном из Отк. 2-3) [19].

Подготовка к благовествованию

В принципе, подготовка к благовествованию ученикам БЦХ мало чем отличается от подготовки, необходимой для свидетельствования членам других культов. Помимо знания доктринальных ошибок этой группы важно понимать ее мировоззрение, методологию, терминологию и осознавать, в какой мере отдельные люди понимают и следуют ее учениям.

В мышлении учеников глубоко укоренилось убеждение, что их церковь является единственной истинной церковью и Божьим движением [20]. Любая критика БЦХ воспринимается как гонения. Как и члены других культов, ученики БЦХ видят в этих так называемых "гонениях" доказательство того, что их церковь - единственная истинная церковь. Большая часть членов искренне верит, что никакие причины не заставят их покинуть движение. Уход из церкви равноценен уходу от Бога [21]. Они с готовностью закрывают глаза на ошибки в учении и руководстве под следующим предлогом: "Мы не говорим, что не можем ошибаться. Если мы делаем ошибку, мы ее признаем и исправляем" [22]. Очевидно, что вера в БЦХ как Божье движение очень мешает ученикам поверить любому, кто предоставляет им сведения, противоречащие учениям группы.

Начало разговора

К счастью, желание познавать Бога и служить Ему, доверие Библии как Слову Божьему создает почву для диалога. Эффективный подход к благовестию заключается в том, чтобы отдать должное ревности учеников по Богу, но доказать, что БЦХ не является истинной церковью, показав, что она проповедует ложное евангелие - спасение по делам. Договориться о критериях оценки евангелия, проповедуемого БЦХ, - еще один важный шаг на пути к разоблачению основанного на делах евангелия этой церкви. Разговор можно начать следующим образом:

Христианин: Как я понимаю, ваша церковь утверждает, что она одна является Божьим движением.

Ученик: Мы верим, что следуем за Богом. Мы учим только тому, чему учит Библия. Возможно, и другие люди, вне нашей церкви, пришли к истине, что спасены только крещеные ученики. Если у них действительно доброе сердце, они захотят быть вместе с истинными учениками [23].

Христианин: Вы верите в то, что христианская церковь должна проповедовать Евангелие, ничего не добавляя и ничего от него не отнимая?

Ученик: Да! Это мы и делаем!

Христианин: Не хотите ли исследовать Евангелие вместе со мной?

Ученик: Конечно. Я буду рад изучать с Вами Библию. Почему бы нам не встретиться сегодня вечером у Вас дома? Я бы также хотел привести с собой друга.

Христианин: Хорошо, только я предпочитаю пока больше ни с кем не встречаться. Может быть, в другой раз.

Ученик: Увидимся вечером!

Стоит обратить внимание на некоторые фразы ученика. "Изучать Библию" означает "Я использую наше изучение 'Библии'". Ученик может попытаться провести одно из занятий для потенциальных новообращенных, "Первые принципы". Раздел "Ученичество" составлен таким образом, чтобы подвести собеседника к единственному выводу - он не является христианином! Если христианин не будет осторожен, он может потерять контроль над ходом разговора. "Я бы также хотел привести с собой друга" - это попытка обеспечить численное преимущество.

Вторая встреча: как Вы можете крестить народ?

Принципиально важным для существования этого движения является учение об ученичестве и воспитании учеников. Матфей 28:18-20 - основной отрывок, приводимый в доказательство того, что Иисус установил неизменную последовательность действий, необходимых для спасения: [24] "Итак, идите, научите (делайте учениками - греч.) все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам...". БЦХ утверждает, что первый шаг, предписанный в этом отрывке, - стать учеником (согласно их определению); второй - крещение. Только крещеные ученики спасены.

Для того, чтобы продемонстрировать несостоятельность этого толкования, важно иметь под рукой некоторые справочные материалы: признанный БЦХ перевод Библии, полную Симфонию и толковый словарь новозаветных слов. Рамки статьи вынуждают ограничить круг вопросов рассмотрением момента ученичества в формуле спасения БЦХ.

Приведенный ниже разговор демонстрирует, как можно опровергнуть одно из свойственных БЦХ отступлений от Евангелия благодати - требование стать учеником как условие спасения.

Христианин: Слово "христианин" появляется в Новом Завете три раза, а "ученик" - более 250 раз. К кому относится слово "ученик"?

Ученик: К христианам. Ученики первый раз были названы христианами в Антиохии (Деян. 11:26-27).

Христианин: Разве Ваша церковь не утверждает, что "ученик = христианин = спасенный" [25]?

Ученик: Этому учит Библия.

Христианин: Если слова "ученик", "христианин" и "спасенный" - синонимы, то их можно подставить вместо слова "ученики" в Матфея 28:19-20 [26]: "Итак, идите, делайте христианами все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам..." (или) "Итак, идите, делайте спасенными все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам..." Если такая замена возможна, действительно ли Иисус требует, чтобы человек был крещеным учеником, прежде чем он получит спасение?

Ученик: Ну, может быть, и нет, но Иисус заповедовал нам быть учениками, чтобы получить спасение.

Христианин: Давайте пойдем дальше. Кто говорит в этом отрывке?

Ученик: Иисус.

Христианин: Вы верите, что Иисус, Божий Сын, мог ошибиться?

Ученик: Нет.

Христианин: Вы согласны с тем, что Матфей был вдохновлен Святым Духом, а в Библии нет ошибок?

Ученик: Да.

Христианин: Тогда, если бы Иисус хотел передать другой смысл, Он использовал бы другие слова. В 19 стихе, Он говорит крестить "их". Их - это местоимение. В греческом и русском языках местоимение относится к существительному, а не к глаголу. В греческом же делать учеников - это один глагол. (Попросите Вашего собеседника проверить это утверждение с помощью толкового словаря.) Таким образом, местоимение их относится к существительному народы. Согласно этому грамматическому правилу, мы вынуждены сказать, что Иисус не может здесь иметь в виду, что человек должен стать учеником прежде крещения или получения спасения.

Ученик: Но, если их означает народы, как Вы можете крестить народ?

Христианин: Крестить целую нацию - трудная задача. Однако слова крестя и уча - деепричастия. Как деепричастия они относятся к глаголу делайте учеников. Эти деепричастия описывают, каким образом человек становится учеником - через крещение и обучение. Это не указание на то, что вы должны выполнить определенные условия, чтобы стать учеником, а затем креститься для получения спасения. Делать учеников, а затем крестить их - не то, что заповедал Иисус.

Ученик: А как насчет народов?

Христианин: Народы по-гречески - ethnos. (Попросите Вашего собеседника найти слово народ в толковом словаре.) К кому здесь обращается Иисус?

Ученик: К ученикам.

Христианин: Правильно. Какой национальности они были?

Ученик: Евреи.

Христианин: Точно. Они верили в то, что Мессия должен был прийти к евреям, или ко всему миру?

Ученик: Они верили, что Иисус пришел к евреям.

Христианин: Какое новое учение Иисус проповедовал ученикам?

Ученик: О, я понял. Они должны были проповедовать всем народам, а не только евреям.

Христианин: Да. До распятия и воскресения Христа Его ученики не проповедовали Евангелие другим этническим группам. Позже Иисус заповедал им идти ко всем народам. Вам нужно было знать греческий язык, чтобы проделать в Библии такое исследование?

Ученик: Нет.

Христианин: Есть ли какая-нибудь причина, по которой ваши лидеры, часть из которых имеет семинарское образование, или любой другой человек не могли бы изучить этот отрывок так, как мы только что сделали?

Ученик: Нет.

Христианин: Ваши лидеры утверждают, что они "заново открыли" так называемую утраченную библейскую доктрину, которая на самом деле никогда не существовала. Они всего лишь вложили в этот отрывок чуждый ему смысл и поставили человеческие дела (ученичество) условием спасения. Давайте прочитаем Притчи 30:5-6. ("Всякое слово Бога чисто ... Не прибавляй к словам Его, чтоб Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом.") Теперь давайте прочитаем, что Павел написал в Послании к галатам 1:8-9. ("Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.") Применимы ли эти предостережения к неправильному истолкованию Бостонской Церковью слов Матфея 28:19-20?

Ученик: Ну... Я не знаю.

Христианин: Будь БЦХ действительно Божьей церковью, она не проповедовала бы это ложное евангелие.

Ученик: Возможно, здесь мы допустили ошибку. Мы не претендуем на совершенство. Но Иисус все же говорил, что мы должны быть Его учениками, так что же это меняет?

Христианин: Вы правы. Мы должны быть Его учениками. Ученик - то же самое, что и последователь, а последователями Христа являются все люди, знающие Его как Спасителя. Но мы не можем жить, жизнью ученика до получения спасения, и Иисус не потребует этого от нас. По сути дела, мы можем жить возрожденной жизнью ученика, только начиная с момента спасения, когда Святой Дух обитает в нас, укрепляет и изменяет нас изнутри. Ожидать, что люди изменятся и начнут жить благочестиво своими силами, а не силой Божьей, значит ожидать невозможного. Добавление условий к Евангелию спасения - насмешка над Божьей благодатью.

Ученик: Хорошо, я понял. Может быть, это и неправильно. Можете ли Вы показать мне другие примеры того, где мы не следуем Библии?

Далее в разговоре нужно изучить прочие ориентированные на дела учения БЦХ о спасении, сравнивая их с учением о спасении по благодати, а также обсудить отрицание греховной природы человека, небиблейские взгляды на власть и убеждение, что согласно 2 и 3 главам Откровения, в каждом городе должна быть только одна церковь.

С чем сталкиваются люди после ухода из БЦХ

Не следует недооценивать движущую силу этого движения. К сожалению, есть много примеров того, как результаты успешного благовествования ученикам БЦХ были сведены к нулю в течение 24 и менее часов. Как может человек, осознавший, что это движение не является истинной Божьей церковью, и решивший уйти из БЦХ, неожиданно передумать? Наиболее частая причина - уязвимость такого человека, когда он впервые сталкивается с реакцией других учеников на его решение об уходе. Сознавая ошибки движения, он чаcто не в состоянии объяснить их своему наставнику, другим ученикам или лидерам. На него начнут давить со всех сторон: "Как ты мог поверить им, а не нам? Ты предал нас и Бога. Мы полагались на тебя. Если ты уйдешь, ты отвернешься от Бога. Брат, ты попадешь в ад. С тобой случится что-то страшное. Пес возвращается на свою блевотину. У тебя нет того, что необходимо, чтобы быть учеником. И вообще, ты, наверное, никогда и не был христианином."

Иногда они сначала используют более утонченный подход: "Мне жаль слышать, что ты так считаешь. Если мы обидели тебя, дай нам возможность примириться. В Притчах 18:17 сказано: "Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его". Позволишь ли ты _______ (имя лидера) ответить на то, что услышал?"

Если новоиспеченный бывший член БЦХ согласится, его встреча с одним лидером обернется разговором с тремя или более лидерами. Их задача - не обсуждать доктринальные вопросы, а осудить его за принятое решение, за прошлые грехи (которые якобы были прощены) и проблемы, которые у него были во время пребывания в церкви. Запутавшись и находясь под большим давлением, человек может вернуться в лоно БЦХ.

Для того, чтобы избежать подобной трагедии, ему не стоит встречаться с членами БЦХ в одиночку. Обсудите с ним причины, по которым он решил уйти, изучите Послание к галатам и исследуйте небиблейские учения движения, научите его самостоятельно толковать Писание и защищаться себя от попыток манипулировать им. Посоветуйте ему написать письмо о выходе из церкви. Но главное, делайте все это с любовью, терпением, мягкостью и уважением.

Впервые статья была опубликована в осеннем выпуске Christian Research Journal в 1996 году.

Джоанн Руленд является сотрудником апологетического служения и специализируется на БЦХ. Связаться с ней можно по адресу: c/o Here's Life, San Antonio, P.O. Box 12472, San Antonio, TX 78212, USA

 

ССЫЛКИ

1 Gordon Ferguson, Prepared to Answer (Woburn, MA: Disciple-ship Publications International, 1995), pp. 204-209.

2 Tom Jones, ed., Deep Convictions (Wobum, MA: Discipleship Publications International, 1993), inside back cover; 10 Life Changing Studies (handout from the Los Angeles Church of Christ, 1995).

3 Al Baird, God on His Knees: That's Discipleship (Boston, 1990, audio-tape), side 2.

4 "Доктор Брейден пишет: "Культ в моем понимании - это религиозная группа, которая значительно отличается от религиозных групп, считающих себя общепринятыми в нашей культуре... К этому я добавлю, что культ можно определить и как группу людей, объединившихся вокруг определенного человека или истолкования Библии." // Мартин У. Царство культов. - СПб: СП "Логос", 1992. - с. 11.

5 Kip McKean, Preach the Word (Wobum, MA: Discipleship Publications International, August 1995, audiotape # 10091), side 1.

6 Nick Young, Tulsa Reconstruction (n.p., August 1992, audiotape), side 1.

7 Kip McKean, Discipleship (n.p., n.d. audiotape), side 1.

8 Kip McKean, "The Coming of the Kingdom" in First Principles (Wobum, MA: Discipleship Publications International, n.d.), p. 11.

9 San Antonio Church of Christ Jesus, "The Coming of the King-dom," in First Principles.

10 Это наблюдение основано на личном общении с бывшими членами БЦХ.

11 San Antonio Church of Christ, "The Church" in First Principles (San Antonio, 1995).

12 Там же.

13 Это наблюдение основано на личном общении с бывшими членами БЦХ.

14 San Antonio Church of Christ, "The Cross" in First Principles (San Antonio, 1995).

15 Kip McKean, Apollo Theater, New York, 7 November 1993.

16 Gordon Ferguson, "Radical Men: Radical Times/Hosea Radical Love of God" Manila World Missions Leadership Conference, August 1995 (n.p., 1995, audiotape #9102), side 2.

17 Ferguson, "Radical Men," side 2.

18 Kip McKean, "Revolution through Restoration II", UpsideDown, August 1994, p. 15.

19 См. статью ЦАИ С-007 "Успех? Какой ценой?".

20 Kip McKean, "Revolution through Restoration II" pp. 13, 18.

21 Основано на ответах членов БЦХ.

22 Kip McKean (Indianapolis, 17 March 1994), audiotape 1, side 2.

23 Baird, "God on His Knees".

24 San Antonio Church of Christ, "Discipleship" in First Principles (San Antonio, 1995).

25 По данным на май 1996 года по крайней мере одна из церквей Бостонского движения сменила это уравнение на "крещеный ученик = христианин = спасенный".

26 Kip McKean, "Revolution through Restoration", UpsideDown, August 1992; reprint, L.A. Story, 3 July 1994, p. 12.


БОСТОНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ХРИСТА

Павел Столяров

Бостонскую Церковь Христа можно назвать движением, имеющим культовые характеристики, так как в своём учении Церковь Христа (далее ЦХ) опасно близко подошла к границе, за которой её с полным правом можно будет отнести к числу культов.

Не так давно в нашей стране появилась новая "церковь", именующая себя "Бостонской Церковью Христа" или просто "Церковью Христа". Многим людям совершенно непонятно, является ли эта церковь одним из направлений христианства, или это опасный культ, прибывший к нам из-за границы. Что она проповедует? Как это движение относится к членам других церквей? Что значит быть христианином? Чтобы ответить на все эти вопросы, давайте посмотрим на историю возникновения этой церкви, а потом на то, чему и как она учит.

"Церковь Христа" зародилась совсем недавно, в 1979 году, когда в небольшую протестантскую общину в Бостоне был назначен молодой пастор Кип МакКин. Большая часть прихожан покинула приход, когда МакКин стал проповедовать ученичество в бостонском стиле, но вскоре стали появляться новообращённые. За первые десять лет существования ЦХ число её членов выросло во много тысяч раз, открылись новые церкви в десятках городов многих стран мира.

ЦХ быстро растёт, основной долей своего успеха она обязана чётко разработанной системе радикального ученичества, которая основана на прямом подавлении личности в человеке и контроле над его разумом.

Подчинение лидерам и дисциплина поставлены на первое место в жизни прихожанина. По словам одного из проповедников ЦХ Эла Бэйрда: "Мы подчинены и послушны нашим лидерам, даже если они не во всём уподобились Христу..." [1], а Джо Гэрмон, другой видный деятель ЦХ, заявил следующее: "Мы становимся подобными Иисусу, когда мы принимаем над собой власть... Иисус подчинился не только Отцу, но даже грешному человеку" [2]. Исходя из ложного учения о том, что Иисус подчинился грешному человеку, делается вывод, что даже если наставник серьёзно грешит, ему всё равно необходимо подчиняться. Подчинение авторитету лидеров церкви стоит выше любых других законов, и преподносится это таким образом, что член ЦХ воспринимает своё повиновение, как должное. Своеобразным девизом ученичества по методу ЦХ стали слова пастора Скотта Грина: "Допустимо всё в наставлении к христианской жизни" [3].

Каждый новообращённый проходит специальный курс обучения, в течение которого в человека закладываются основные принципы ЦХ. В дальнейшем у него появляется свой наставник, которого необходимо слушаться абсолютно во всех ситуациях. Вместе с этим, человек обязан посещать все мероприятия ЦХ и сам приводить новых людей в церковь. Организация пытается заполнить всё свободное время своего члена, сместить интересы в сторону проповеди идей ЦХ, ограничить в еде, сне, отдыхе, во всём, чтo мешает проповеди.

Церковь пытается научить своего члена доверять наставнику во всём, беспрекословно следовать его указаниям. Лидер имеет полное право на управление личной жизнью своего подопечного. С точки зрения ЦХ преступлением (грехом) считается:

- пропуск собрания группы или других мероприятий без уважительной причины;

- невыполнение требования об обязательном приведении на собрание 2-х "гостей" каждую неделю;

- критика в адрес лидеров или учения Церкви Христа;

- посещение собраний в другой церкви;

- неразрешённое лидером свидание с девушкой наедине, тем более если она не из ЦХ.

Этот список можно продолжать ещё очень долго, но уже достаточно для того, чтобы иметь представление о некоторых внутренних порядках Церкви Христа.

Ещё одной отличительной чертой Бостонской Церкви Христа является их понимание крещения. По свидетельству пастора ЦХ Роджера Ламба [4] (и не только его), крещение в любой другой церкви считается действительным только на 95%, что недостаточно для спасения. На вопрос, официально заданный руководителям ЦХ в России: "Считаете ли вы Международную Церковь Христа единственно истинной?", был получен следующий ответ: "Истинная церковь состоит только из людей, которые признают Иисуса своим Господом, и которые крещены как ученики". Поскольку только ЦХ крестит людей как учеников, то единственной истинной церковью является сама ЦХ, и только её члены имеют спасение.

Как мы видим, возрастание в любви Божьей и в вере в Иисуса Христа заменено стремлением любой ценой и любыми средствами привлекать в церковь всё новых членов. Духовный рост под Божьим руководством заменён жёстким контролем организации. Внешнее проявление такого роста отождествляют с успешным прохождением курса ученичества и работой по обращению новых людей. Божий план спасения подменен погоней за крещением новых людей. Качество заменено количеством.

Говоря о доктринальных особенностях ЦХ, необходимо отметить, что до сих пор у церкви не существует чётко сформулированного учения. Они объясняют это тем, что Бостонское движение постоянно находится в процессе развития и становления. Такое удобное объяснение было придумано, чтобы позволить лидерам церкви постоянно корректировать учение в зависимости от отношения общества к ней. Однако кое-что мы можем узнать из их специальных уроков. В "Первых принципах" написано, что ЦХ не верит в крещение Святым Духом и в дары Святого Духа - всё это, по их словам, было необходимо только во времена первой церкви. Они также не верят в первородный грех, считая каждого человека изначально способным откликнуться на призыв Евангелия.

Далее я представляю рассказ одного из бывших членов ЦХ, записанный с его согласия и представленный для лучшего раскрытия сути поставленных вопросов.

"Мой путь к вере в Бога начался летом 1994 года. Тогда я впервые стала интересоваться Библией. Читая Новый Завет с целью повышения уровня знаний, я всё больше стала понимать необходимость перемен в жизни и в моём отношении к ней. В то время я переживала одиночество и разочарования, искала смысл в жизни, но выхода не было видно. В один из таких моментов я встретила человека, который помог мне задуматься о моей жизни и о Боге. Я поняла, что выход есть, потому что увидела, как Бог изменил его. Однажды ночью, выйдя на улицу, я, находясь в сильном духовном кризисе, исповедалась перед Богом в своих грехах и приняла Его в своё сердце! Последующие полгода я продолжала изучать Библию, и мне всё больше хотелось принять крещение. К тому времени я поняла, что хочу не просто жить с верою в Бога, но и могу быть полезной другим. Я слышала, что существует очень много течений и деноминаций, у меня были адреса, где проводятся собрания, но не хватало смелости и уверенности, чтобы прийти туда. Я просто ждала, что меня куда-нибудь пригласят, и это произошло в январе 1995 года.

Не могу сказать, что я пошла на службу с великой радостью. Когда меня радушно встретили, я подумала, что эти люди просто лицемерят, ведь сейчас не часто встретишь улыбающихся людей, но из-за обстановки и окружения я захотела приходить в церковь чаще. Мне требовалась поддержка любящих людей, кроме того, я стремилась к активному образу жизни и хотела посвятить её служению Богу и другим людям. Мне не надо было долго объяснять, кто такой Иисус Христос и зачем Он пришёл, тем более, что я сразу выразила желание изучать Библию. На деле, в этой церкви это значило, что я принимаю решение пройти курс из пяти занятий: "Слово - Вера - Грех - Покаяние - Крещение". Честно говоря, я благодарна за то, что со мной провели такие занятия, я по-новому взглянула на себя и на свою жизнь. Это не значит, что все обязаны пройти этот путь до конца, не все решались на крещение. Крестить может каждый ученик. Крестят полным погружением в воду. Перед крещением сутки надо соблюдать пост. Благодаря предварительным беседам, крещение действительно приобрело для меня смысл: я отреклась от своей прежней греховной жизни и родилась заново, перестав сомневаться в том, что Он меня слышит и любит, я на самом деле дала Богу "обещание доброй совести". На третий день после крещения меня спросили: "Ну, как? Когда будешь духовно расти?" Я удивилась такому вопросу и ответила, что это будет зависеть только от моих взаимоотношений с Богом.

В первый раз после крещения я пришла на семейный вечер. Была проповедь для учеников о духовном росте. "...судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова надо учить первым началам слова Божия..." (Евр. 5:12). Эти слова считались выводом, но я, как "новообращённая", не приняла их на свой счёт. Я считала, что для начала мне самой надо учиться, поскольку у меня всё-таки нет опыта, и я плохо ориентируюсь в Библии. Я рассказала о своих сомнениях лидеру беседы. Она утешила меня с помощью некоторых отрывков из Писания, другая сестра сказала, что для проведения занятий много знаний не требуется, т.к. уже выработана определённая схема преподавания. Я увидела в этом нечто противоречащее моим представлениям о том, каким должен быть последователь Христа, потому что знание Писания играет далеко не последнюю роль.

Знакомясь с людьми, я видела, что они открытые, весёлые и доброжелательные, общаться с ними было легко и непринуждённо. Но потом стала замечать, что многие из них были просто одержимы идеей "служения" Богу в том виде, как это диктовала их церковь. Выражалось это в том, что они, стремясь к лидерству, забывали про всё, что их окружает: семью, друзей, близких людей, посвящая всё своё время церкви. Недавно, придя в гости к одной сестре, я была несколько шокирована, увидев какой беспорядок царит в её комнате. Мне хотелось бы думать, что она - исключение из правил.

Сейчас я понимаю, что, несмотря на то, что большинство членов ЦХ искренне стремятся следовать Христу, у них обязательно будет ощущение давления со стороны лидеров. Все настроены только на приглашение гостей и поиск занятий для того, чтобы кого-нибудь крестить, по-моему, это не совсем то, что Иисус имел в виду, говоря: "Идите за мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков". (Мк. 1:17).

Когда в воскресенье я не нашла себе гостя, после службы лидер беседы собрала всех, сделала выговор (не только мне) и попросила объяснений произошедшему. Тогда мне на самом деле хотелось привести человека в гости, следуя не заученному правилу организации, а велению духа, чтобы просто помочь ему поверить в Бога. Для меня это не поиск "славы человеческой" и не печаль о мирском, это мне безразлично. Для меня главное, что в данный момент думает обо мне Бог. Меня удивило то, что моим словам лидер беседы не поверила, она решила, что ищу себе оправдание, и что мне необходимо публично покаяться, потому что это грех. Я не стала этого делать, не им судить меня, и знать, что я думаю. Только позднее я вспомнила, что у лидера тоже не было гостя, но она не стала искать оправдания перед нами, не говоря уже о раскаянии. После такого мне не очень-то хотелось доверять наставникам.

Я подавляла своё раздражение и неприятие некоторых вещей тем, что обвиняла себя в гордости, лени, принимая как должное слова наставника и пытаясь измениться. К чему это привело? Мои дни наполнились сомнениями и тревогой за свой духовный рост. Погрузившись в проблемы оправдания себя перед людьми, я забыла о Боге... И вот мне, в самом деле, необходимо покаяться. Незадолго до этого я начала понимать, что неохотно иду на встречи с лидером беседы для разговора, т.к. неважно чувствовала себя после них, я перестала радоваться. Потом меня обвинили в закрытости и нежелании ежедневно звонить наставнику и рассказывать о своих проблемах (хотя многие ответы я находила в Библии). Но наставник не хотела узнавать о них задним числом, ей хотелось наставлять меня, даже если Бог уже мне ответил. Я увидела, что основным требованием являлось приводить людей к Богу, и чем больше, тем лучше. Если человек не приглашает других людей, он грешит.

Я заметила, что в отношениях между людьми тоже не всё в порядке, это касается в основном отношений с братьями. Было очень странно, когда мне сделали выговор за то, что я взяла под руку брата. Брат не имеет права приглашать сестру на свидание чаще, чем раз в два месяца, причём наедине им оставаться не рекомендуется.

Я не думаю, что всё, что я увидела можно назвать стремлением к духовному росту, и не удивительно, что очерствели сердца ещё двух девушек. Они не получили истинной радости от жизни с Богом, единственное, что они знают, это что они должны идти проповедовать, как учит организация, потому что она знает самый эффективный способ, должны искать занятия, должны, должны, должны...

Оставить церковь не так-то просто, мне ежедневно звонили, указывая на мой грех, на то, что моё сердце каменеет от греха, что в другой церкви нет спасения, что надо идти и спасать других людей, которых посылает тебе Бог. Сейчас я не делаю этого, потому что сомневаюсь в истинности данной церкви, а соответственно и того, чему она учит. Так важно, чтобы под видом благочестивых стремлений мы не потеряли самого важного и дорогого, того, что даёт нам силы, радость и вдохновение - это нашу веру в Бога, нашу любовь и бесконечную благодарность Ему за то, что мы можем жить, а не существовать, как это было прежде."

Сейчас эта девушка покинула организацию и посещает христианскую церковь, в её жизни наступили долгожданные изменения в общении со Христом. Евангелие снова приобрело свой цвет и смысл. Сейчас она не жалеет о своём решении, т.к. новая жизнь с Богом, без давления, насилия и контроля организации, свидетельствует о правильности её выбора.

ССЫЛКИ

 1 Al Baird, Boston Bulletin, "Authority and Submission", Part VII, oct. 18.87.

 2 Joe Garmon, Boston Bulletin, "The Attitude to Christ Jesus, Part I, sept. 25.87.

 3 Scott Green, Boston Leadership Conference, 1988.

 4 Roger Lamb, "Women Strong in the Lord", 1987.