Главная страница

Книги / статьи

Ссылки

Гостевая книга

Пишите!


< Предыдущая глава | Оглавление

ГЛАВА 11
Там, где основания непоколебимы.
О. Атанасиос Лэдуич.

Мое собственное путешествие в Православие началось из Англиканства, в его ирландской форме - Церкви Ирландии. Мой отец был клириком Ирландской Высокой Церкви, но он принадлежал к тому типу клириков, который раньше был более обычным, чем теперь. У него было глубокое чувство благоговения. Его учение было безупречно правильным, в рамках Высокой Англиканской Церкви.
(Названия "Высокая Церковь " и "Низкая Церковь" популярны при описании двух очень различных традиций Англиканства. Иногда используют названия "Англо-Католическая" и "Протестантская" или "Евангелическая". Высокая Церковь или Католическая традиция достигла расцвета в XVII веке и была возрождена "Трэхтарианами" - Ньюмэном, Пуси и Кэблем - в 1830-х - 1840-х годах. Эта традиция уделяет особое внимание учению Ранних Отцов Церкви, Таинствам, благолепию богослужения, восстановила монашество в Церкви Англии).
Несмотря на эти установки Высокой Церкви, богослужение в приходе моего отца, как я помню, было несколько бедным, бесцветным, что очень характерно для ирландского протестантизма.
Когда мне было 13 лет, я поступил в Колледж Св. Колумба, недалеко от Дублина, единственную Британскую школу в Ирландской Республике. Этот колледж был основан в 1840-х годах одним клириком из Трэктарлан. Когда я там учился, единственным, что напоминало об этой традиции была простая, но прекрасная часовня и песнопения англиканской утрени по воскресным утрам. Все мальчики были в белых одеяниях, стихарях, так же как в университетских храмах Оксфорда и Кембриджа. Мне казалось, что эти службы являются пределом совершенства в отношении красоты церемонии.

Троицкий Колледж, Дублин.
После Колледжа Св. Колумба я продолжал обучение в Колледже Святой Троицы, в Дублине. Я получил возможность присутствовать на богослужениях в Соборе Св. Варфоломея, Широко известном в Ирландии центре Высокой Церкви. Я хорошо помню тот момент, когда я впервые вступил в этот храм. В нем было много общего с Православными храмами: он был темным, стены были украшены иконами Святых, над алтарем возвышалась икона Христа Вседержителя.
Когда я впервые вошел внутрь, у меня было ошеломляющее ощущение святости этого места. В этом храме чувствовалось присутствие Бога. Священник, которого не было видно, читал будничную утреню. Если бы моё обращение к Православию, к его истинному духу можно было бы связать с одним моментом, то я связал бы его с тем моментом в Храме Св. Варфоломея в Дублине.
Когда я был студентом, мне попалась книга "Православная Церковь", написанная Тимоти Уэром. Я ничего не знал о Православном Христианстве, не обратил особого внимания на автора, молодого ученого клирика из Оксфорда. Я прочитал книгу от корки до корки, она меня совершенно изменила. До этого я не думал, что то Христианство, которое начало формироваться в моей голове, было настолько последовательным в интеллектуальном плане, логически красивым, соответствовало древним традициям. На сегодняшний день я много раз перечитал эту книгу, раздал или дал взаймы столько копий, что и не упомню.
Вскоре я убедился, что Православная вера - истинная. Почему же я не стал сразу православным? Прежде всего, я боялся тех трудностей, с которыми был бы сопряжен этот шаг. Я думал, что мой отец обиделся бы, был бы очень сильно рассержен, если бы увидел то, что он расценил бы как отказ от той Церкви, в которой я вырос. Я предположил, что моя мама тоже была бы в ужасе (хотя через 20 лет она стала первой, кого я после наставления в вере принял в Православие).
В Ирландии не было Православных храмов. Я действительно был недостаточно знаком с глубиной православного богослужения. У меня не было священника, который бы руководил мной, у которого я бы мог спросить совета, ибо я еще недостаточно изучил православную веру. В самом деле, клирики-англикане, с которыми я консультировался, старались разубедить меня в стремлении к дальнейшему изучению.
Что было в результате? Я повернул назад. Я думал, что большая часть из того, что меня привлекало в Православии, может быть реализовано и в Англо-Католицизме. Теперь, 25 лет спустя, я не могу вообразить насколько иной была бы жизнь, если б я тогда обратился в Православие. Могу только сказать, что я действовал из добрых побуждений и надеюсь, что в День страшного Суда это решение будет оправдано. Все же, я знаю, что тот опыт, который я получил, будучи англиканским клириком, помог мне узнать Православие во всей его истине. И хотя я пришел в Православие гораздо позже, мое обращение после задержки было более основательным.

Жизнь англиканского священника.
Я решил искать рукоположения в англиканского священника. После получения первой ученой степени я продолжал изучать богословие в Дархэмском Университете. В 1973 году я был рукоположен в Манчестере и отправился служить викарием в Ланаркшир, в традиционно фабричный город Олдхэм. Я впервые воочию увидел какой может быть в действительности английская церковь, что очень сильно отличалось от очаровывающего Англо-Католического прихода. Это была "Центрально-городская " церковь, ни Высокая, ни Низкая. И она была совсем мертвая!
Я попытался жить так, как я представлял себе жизнь священников, но каждый раз, как я пытался это сделать, меня постигало разочарование. Хотя в штате духовенства было трое священников, два других не считали вседневные службы чем-то важным. Я хорошо помню, как однажды я собирался служить литургию, а в это время сторож убирал храм. Он посмотрел на меня в полном изумлении. "Эй, парень, ты зря стараешься" - сказал он. В тот момент я был огорчен, а сейчас понимаю, как он был прав. Я протянул два несчастных года в Олухэме и решил для себя, что следующий мой приход будет приходом Англо-Католического движения.
Я нашел хороший приход в другом промышленном городе, на этот раз на северо-востоке Англии. Там был замечательный Англо-Католический священник, учивший тому, что сам он называл "полная вера". У нас была ежедневная литургия, воскресная литургия была торжественной, с хоровым пением, мы исповедывали, посещали людей, старались рассказывать им о Боге. Пасторская работа там была для меня по-настоящему счастливой, я провел там три хороших года.

Серьезные вопросы.
Проблема возникла не из приходской жизни, а из Церкви, в широком смысле. А именно, в 1976 году вышла в свет имеющая дурную репутацию книга "Миф о Воплощении Бога". Епископ нашей епархии поручил одному клирику, руководившему миссионерской работой, защитить эту книгу в епархиальном журнале, что тот и сделал. Мы с моим сослужителем были поражены. Мы написали ответное письмо в журнал, что, защищая эту книгу, он отвергает основанное на Библии постановление Халкидонского Собора и самое средоточие Христианской веры - то, что Иисус Христос - истинный Бог и Истинный Человек.
В тот момент мне показалось странным, чтобы Христианская вера была предметом спора. Разве это не само основание всего нашего учения? Еще более я был потрясен, узнав, что наш епископ на заседании синода епархиального округа обвинил нас в том, что мы имели дерзость противостать общепринятой англиканской точке зрения! Затем я пережил ряд событий, подорвавших мое доброе отношение к англиканству.
У меня было желание сочетать священническое служение с преподаванием в школе. Поэтому в 1978 году я переехал в Херефорд, где я собирался преподавать богословие в Соборной школе для юношей от 11 до 18 лет и служить при Соборе. По наивности, я надеялся повлиять на жизнь хотя бы школьного храма в Англо-Католическом направлении. Я пришел туда с уверенностью, которая у меня была со дня рукоположения, которая казалась мне единственной причиной того, что я - англиканин, а именно то, что Английская Церковь учит полноте Православной Веры. К сожалению, думал я, некоторые люди уклонились от этой веры, но они, конечно, - не настоящие англикане.
С благословения директора школы я решил устроить праздник покровителя школы. Мария, Богородица будет, как я решил, покровительницей нашей школы, мы отпразднуем посвященный ей праздник Благовещения. Результатом этого стали настоящие волнения: клирики Собора, родители школьников, преподаватели и даже сами дети решили, что школу захватил папа Римский!
С содроганием я понял то, чего я думаю, многие англо-католики никогда не понимают: Католицизм в Церкви Англии живет только в нескольких англо-католических святынях, но он чужд англиканскому учению в целом. Для огромного большинства англикан, мирян и клириков, многие догматы Православия - учения о Богородице, о святых, о Таинствах - являются папскими ересями.
Англикане как бы активно они не участвовали в общении с другими Христианскими конфессиями теперь, все равно ориентированы на свои протестантские корни, которые выражены в "Книге Общей Молитвы" и в "39 пунктах". И то, и другое - глубоко протестантские. Конечно, в англиканстве больше элементов Православия, но всегда это было не более, чем небольшие и непопулярные "островки" верности Православию среди англиканского целого.

Последняя капля.
Затем я потерпел крах в Дэрхэме, в 1984 году, подробности описаны мной в книге "Дело в Дэрхэме" ("The Durham Affair", Stylite Publishing Ltd, 1985). Дэвид Дженкинс был профессором Университета Лидса, его избрали на вакантную епископальную кафедру. После избрания в телевизионном выступлении он отверг Рождение от Девы и Телесное Воскресение Христа как исторические события. Некоторым из нас показалось, что нельзя позволить безнаказанно делать такие радикальные заявления, не выразить нашего сомнения в правомочности рукоположения его в епископы.
Мне показалось, что этот случай послужил проверкой. Если Церковь Англии допустит рукоположение человека, который публично высказал такие еретические мнения, если не попросят, чтобы он отказался от них, то это не просто ошибка одного епископа: это целое церковное тело, породившее епископа, которого можно обвинить в ереси. Это бы богословский тест очень важный для меня. После прошения на имя архиепископа Йоркского, который должен был совершать хиротонию, национального фурора, который на два месяца захватил средства массовой информации, архиепископ решил совершить хиротонию. В конце концов, сказал он, Церковь Англии всегда была всеобъемлющим организмом, она терпимо относилась к различным вероучениям, если при этом можно было с чистой совестью исповедывать Символ веры.
Сразу после этой хиротонии я подал прошение об увольнении из клира моей епархии и бросил преподавательскую работу в англиканской школе.

Православная Церковь.
Последующие месяцы были решительными и ободряющими. Два месяца я провел в Греции и Югославии. Я посетил древний центр монашества гору Афон. Три месяца я провел за размышлениями о моем опыте и письменным изложением этого. В декабре того же года я был принят в Православие ныне епископом Каллистосом (Уэар). Это была важная, высшая точка в моем путешествии в Православие, которое началось за 20 лет до этого с чтения книги епископа Каллистоса.
Моя история типична, ее могут повторить многие, очень многие собратья, клирики англиканской Церкви, которые также перешли в Православие или Католичество. Я знаю многих, которые вот-вот сделают это. Эта история, может быть, неизбежно, повествует более об отрицательном, чем о положительном опыте. Мне жаль, что это так.
Когда я принял Православие, я погрузился в тот мир, в ту Церковь, которые во многом уже забыл за прошедшие 20 лет. Трудно оценить красоту гавани и ландшафта ее побережья, когда плывешь, борясь с сильным штормом на море.
Я Православный Христианин с середины 80-х годов, я нашел величайшее и невыразимое счастье. Конечно, в Православии у нас были проблемы. Проблемы юрисдикции, проблемы отношений национальных Церквей между собой и т.д.
Однако, несмотря на проблемы, истинным остается то, что в Православии есть Вера, которая доступна переживанию всех, кто живет ей. Это вера, которая приносит радость и уверенность. Это Вера отеческая, Вера Апостольская, эта Вера дана нам Христом.
Я могу только удивляться Промыслу Божию и быть благодарным за то, что Он привел меня к этой Вере, несмотря на то, что из-за своей ошибки, я пришел к ней долгим, трудным путем.

< Предыдущая глава | Оглавление


Главная страница

Книги / статьи

Ссылки

Гостевая книга

Пишите!