Суббота:  (Библейский словарь Брокгауза)

 

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

1) евр. глагол шават означает "прекращать какие-либо действия", "отдыхать от чего-либо", "соблюдать субботу"; сущ. шаббат означает день отдыха или праздничный день, С. Но это понятие распространялось не только на седьмой день недели, но и на праздничные, свободные от работы дни, независимо от того, на какой день недели они приходились, напр. на -> День очищения (Лев 16:31; 23:32; ср. также ст. 24). Такой день, в отличие от субботнего дня недели, израильтяне называли также праздничной С.; 2) в Вавилоне существовало понятие ша пату = "(день) середины", обозначавшее 15-й день месяца, к-рый отмечался как "день успокоения сердца (богов)", т.е. был своего рода днем покаяния и молитвы. Кр. того, в 7-е, 14-е, 21-е и 28-е числа месяца в Вавилонии запрещались определ. виды деят-сти; это особенно касалось царя, причина запрета объяснялась тем, что эти дни считались несчастливыми. Но между ними и ша пату не существовало никакой связи, и ни в том, ни в другом случае нет существенной для С. связи с неделей. Соотв., несмотря на нек-рое сходство терминов и выражавшихся ими понятий, у вавилонян и у израильтян речь шла о разных вещах.

 

II. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЯ

1) УСТАНОВЛЕНИЕ СУББОТЫ С. как день отдыха в конце каждой семидневной недели первонач. была установлена для народа Израиля в связи с ниспосланием ему манны (Исх 16:5,22-30), впоследствии особый статус этого дня был обоснован и закреплен в Законе (Исх 20:8-11; 31:12-17). Вопрос о том, была ли неделя и ее завершающий день знакомы израильтянам раньше, остается невыясненным. Из библ. текстов ясно лишь, что об устоявшемся временном отрезке в семь дней говорится только в сообщении о потопе (Быт 7:4; 8:10,12); свадебное торжество также длилось семь дней (Быт 29:27,28); 2) ПРЕДПИСАНИЯ. Каждый 7-й день (Исх 23:12), С., был днем святого покоя (Исх 16:23; 31:15; 35:2), когда запрещалось работать (Исх 20:10; 31:14); это относилось также к рабам, пришельцам и скоту. В С. запрещалось зажигать огонь (Исх 35:3); необходимую для С. пищу надо было готовить в предшествующий день, в пятницу, или в "день перед субботой" (Мк 15:42; Исх 16:23). В С. нельзя было покидать место своего проживания, поэтому сбор манны (Исх 16:27-29) и дров являлись нарушением предписаний о С. Амос упоминает перерыв в деловой жизни (Ам 8:5), а Иеремия указывает на запрет "носить ношу" (Иер 17:21 и след.). Нарушение этих предписаний грозило смертной казнью (Исх 31:14,15; 35:2; Чис 15:35). Но основополагающий смысл С. заключался в том, что это был день отрады (Ис 58:13), в к-рый израильтяне собирались вместе (Лев 23:3; ср. 4Цар 4:23) для вознесения хвалы Господу и богослужения (Пс 91). Ежедневная жертва всесожжения удваивалась (Чис 28:9,10), а в святилище возлагали новые хлебы предложения (Лев 24:8).

 

III. ОБОСНОВАНИЕ СУББОТНЕГО ОТДЫХА И ЗНАЧЕНИЕ СУББОТЫ

Субботний отдых означал для израильтян причастность к Божьему -> покою. Поскольку на седьмой день после сотворения мира Бог отдыхал от дел, Он освятил и благословил каждый седьмой день (Быт 2:2 и след.) и заповедал Израилю соблюдать его святость (Исх 20:11; 31:17), т.е. выделять его в череде прочих дней как особый день, посвящ. Господу. Для израильтян, к-рых Бог избавил от беспрерывной подневольной работы (Исх 5:4-9) в егип. рабстве (Втор 3:20; Нав 1:13-15), С. стала знамением того, что Господь освятил их (Исх 31:13; Иез 20:12), выделив среди других народов, и что народ завета Божьего жив только благословением Господа. Это становится особенно ясно из того, что субботняя заповедь (см. Исх 23:10-13) была распространена на -> субботний год (год отпущения). Соблюдение или нарушение С. приравнивается к соблюдению или нарушению завета с Богом (Ис 56:2-7).

 

IV. СУББОТА В ПОЗДНЕМ ИУДАИЗМЕ

На соблюдение заповедей о С. и субботнем годе обращалось особое внимание при возобновлении завета с Богом во времена Неемии (Неем 10:32); этот наместник особо способствовал соблюдению С. (Неем 13:15-22). Раввины знали, что С. "дана для наслаждения, а не для боли", но поскольку, по их убеждению, заповедь о С. значит столько же, сколько все остальные заповеди вместе, они сопроводили ее исполнение особенно скрупулезными предписаниями. На основании 39 видов работ, упоминаемых в связи с сооружением скинии (ср. Исх 26), раввины составили перечень тех видов деятельности, которые запрещены в С. Перечень включал всякую ремесленнич. работу, создание нового предмета путем соединения (напр., склеивание) или путем разъединения (напр., срывание плодов), перенос поклажи (см. Ин 5:9 и след.), ходьбу, верховую езду и езду на расстояние, превышающее субботний путь (прим. 1 км; -> Меры длины, площади, объема и веса, I,2). Вместе с тем книжники изыскивали спекулятивные возможности обойти отдельные запреты. Напр., можно было купить ч.-л., но при этом не оплачивать покупку в тот день и не упоминать об оплате; на седло осла можно было положить мехи с водой, чтобы т.о. предпринять поездку "на воде", что не подлежало запрету. В результате такого, чисто внешнего, соблюдения С., как средство общения с Богом и знак зависимости от Него, была полностью обесценена.

 

V. СУББОТЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) ИИСУС И СУББОТА

 

У Иисуса было собств. понимание С., отличное от раввинского, и это не могло не вызывать конфликтов (Мф 12:1-14; Мк 2:23 - 3:6; Лк 13:10-17; Ин 5:1-18). Если священники в храме при принесении субботней жертвы (Чис 28:9 и след.), не оскверняя себя, совершали определ. виды деят-сти, к-рые остальным были запрещены (Мф 12:5), если никто не возражал против того, чтобы в С. сделать человеку обрезание (Ин 7:22 и след.), то что можно сказать об Иисусе, вся жизнь Которого была исполнением Божьей воли (Ин 4:34) и Который был "больше храма" (Мф 12:6), а вместе с тем и "господином субботы" (ст. 8; Мк 2:28). Он знал, что С. была создана для человека (ст. 27), поэтому и в С. творил добро (Мф 12:12; Мк 3:4) и действовал так же, как Его Отец (Ин 5:17), освобождая людей от порабощения сатаной (Лк 13:16) и исцеляя их (Ин 7:23 и след.; 9:14). Тем самым Иисус показал, что Он есть Тот, Кто приносит людям истинный покой Божий (Мф 11:29); 2) ДРЕВНЯЯ ЦЕРКОВЬ И ЦЕРКОВЬ ПЕРВЫХ СТОЛЕТИЙ: а) подобно своему Господу, христиане в НЗ сознавали себя свободными от исполнения внешних заповедей С., поскольку подчиняли исполнению Божьей воли не только один день в неделю, но и всю свою жизнь. Это позволяло одним верующим придавать особое значение определ. дням, а другим считать все дни равноценными (Рим 14:5-9). Однако ап. Павел рассматривал требование соблюдать С. как возвращение к Закону и, следовательно, отпадение от благодати (Гал 4:9-11; 5:1-4). Такие же взгляды выказывали и христ. писатели первых веков (Игнатий, Иустин, Тертул-лиан); б) днем христ. богослужения вместо С. стал первый день недели, день воскресения и явления воскресшего Господа (Ин 20:1,19,26). Он упоминается в НЗ как день преломления хлеба, проповеди (Деян 20:7,11) и откладывания пожертвований (1Кор 16:2). Возм., первый день недели подразумевается под "днем Господним" в Откр 1:10 (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), хотя, вероятно, в этом названии присутствует также и значение Судного дня (-> День Господень). В первые столетия существовало обозначение первого дня недели как "дня Господня", впоследствии появилось другое его обозначение - "день солнца", восходящее к названию соотв. языч. праздничного дня; в) но не только пере-несением с последнего дня недели на первый отличается день Господень у христиан от С. у иудеев. Очень важно, что у христ. праздника отсутствует самый заметный признак иуд. праздничного дня - отдых от работы, соблюдая к-рый иудеи во всем античном мире заслужили репутацию бездельников. За искл. времени для богослужения, к-рое предоставлялось и рабам, христиане, как и их языч. окружение, в день Господень занимались повседневным трудом. Во времена зарождения монашества это относилось даже к самым строгим монастырям. Только в 321 г. имп. Константин объявил гос. праздником день, к-рый у христиан считался Господним, а у язычников - священным днем солнца. В этот день, как и в другие гос. праздничные дни, от работы освобождались ведомства и учреждения. Впоследствии императоры Феодосий и Юстиниан значит. ограничили в воскресный день и частные виды деят-сти.

 

Воскресенье: (Словарь библейского богословия ВИЛЛЕБРАНДСА)

 

... 3. Благовестив Воскресения в апостольской проповеди. - С самого дня Пятидесятницы Воскресение становится средоточием апостольской проповеди как основа христианской веры (Деян 2. 22-35). Это благовестие Пасхи заключается прежде всего в свидетельстве о факте: Иисус был распят и умер; но Бог воскресил Его и чрез Него приносит людям спасение. Таково вероучение Петра (3. 14 сл) и его исповедание перед синедрионом (4. 10); тому же Филипп учит эфиопского евнуха (8. 35), ап. Павел Иудеев (13. 33; 17. 3) и язычников (17. 31), и то же исповедует он перед своими судьями (23. 6... ). Это не что иное, как самое содержание опыта пасхальной тайны.