СУББОТА

Православная Церковь чтит субботу (ослабление поста, особый чин богослужения - “субботний”, литургия в Великом посту и т.п.). Вопрос не в том: чтить или нет, а в том как? Каково место субботы в Новом Завете?

Закон о субботе впервые дан был евреям в пустыне (Исх.16,23) для напоминания об их избавлении от египтянского рабства (Вт.5,15). Неизбежно следующие “субботние” праздники: 7-й год (Лев.25,5), "юбилейный" 50-й (25,8-11), не соблюдающие их прокляты (Гал.3,10).

ПРОРОЧЕСТВО: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их и тот день, когда... вывел их из земли египетской (Иер.31,31;32), а Павел к сему добавил: Говоря “новый”, показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению (Евр.8.13).

АПОСТОЛЫ ОТМЕНИЛИ ЕЁ ЗНАЧИМОСТЬ: Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе (Кол.2,16;17). Закон имел тень Будущих благ, а не самый образ вещей (Евр.10,1).

Полемика

Суббота – завет вечный (Исх.31.16). Но "заветом вечным" названы также: обрезание (Быт.17,7 - ср. Гал.5,2); Ветхозаветная Пасха (Исх.12,14); устав богослужения (27,12); обряд заклания рыжей телицы (Числ.19,10); обряд омовения (Исх.30,21) и др. (29,9). Закон дан до времени пришествия семени, к которому относится обетование (Гал.3,19).

Из месяца в месяц, из субботы в субботу (Ис.66.23). Сказано иносказательно, как мера времяисчисления, а иначе у христиан должны быть и левиты (ст.21)

Остаётся ещё субботство (Евр.4.9). В 4-й главе речь о 3-х видах покоя:

1.            Покой Божий (от дел творения);

2.            Обетованная земля;

3.            Вечное Царство Божие: ибо, кто вошел в покой его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих (ст.10).

Это значит, что "субботство" - не еврейская суббота, а Царство Небесное, где люди успокоятся от дел. Соблюдение 7-го дня нигде не называется субботством.

ВОСКРЕСЕНИЕ

В этот день Христос воскрес. Апостолы причащались (Дн.20,7;8), творили милостыню (1 Кор. 16,2). Апостол Иоанн о "первом" дне: Я был в духе в день воскресный (Откр.1,10). Мы спасаемся воскресением Христа (Петр.3,21). Именно в I день недели Камень, который отвергли строители, сделался главою угла... Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! (Пс.117,22;24; 1Петр.2,7).

ПРОРОЧЕСТВО: Изглажу грех земли сей в один день. В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу (3ax.3,9;10; 9,16; 13,1). Сам Иисус перед смертью пророчествовал: печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь... так и вы теперь имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16,20-22).

Полемика

Это постановление I Вселенского Собора. Собор своим XX правилом лишь утвердил это. На Соборе были подтверждены все догматы христианства, известные с апостольских времен. О праздновании воскресения упоминают: апостол Варнава, святитель Игнатий Богоносец (I в.), Иустин Философ, Климент Александрийский (II в.), Ипполит Римский (III в.) и др. А кто из христиан I века протестует?

О СУББОТЕ И ВОСКРЕСНОМ ДНЕ

Субботу Господь "освятил" между другими днями недели в память окончания творения мира:

"И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал" (Быт. 2, 3).

Но до синайского законодательства суббота не праздновалась: повелено работать во все дни:

"проклята земля за тебя; со скоробью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей" (Быт. 3, 17).

Повеление праздновать субботу дано не в раю, а в пустыне Син, затем повторено на горе Синае:

"И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные уставы и заповеди добрые. И указал им святую Твою субботу и заповеди, и уставы и закон преподал им через раба Твоего Моисея" (Неем. 9, 13-14; Исх. 19, 18; 20, 8).

Суббота дана только народу еврейскому на память об избавлении от рабства египетского:

"Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой" (Втор. 5, 12).

"помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний и свято хранить его" (ст. 15).

Суббота служила знаменем завета еврейского народа с Богом:

"скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас" (Исх. 31, 13) а также (Иез. 20, 10-12 и ст. 20).

А также для того, чтобы людей увлекающихся заботами заставить хоть один день в неделю освобождаться от рабства плоти и в этот день всецело служить Богу своему:

"Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность" (Евр. 4, 10-11).

Нужно вспомнить что слово "суббота" на еврейском языке означает "покой".

Древний мир был опорочен грехами и преступлениями людей. Народ оказался неспособным "успокоиться" для Бога даже на один день недели:

"зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний?" (Неем. 13, 17).

"новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование" (Ис. 1, 13).

"Но дом Израилев возмутился против Меня... по заповедям Моим не поступали... и субботы Мои нарушали" (Иез. 20, 13).

"Святынь Моих ты не уважаешь и субботы Мои нарушаешь" (Иез. 22, 8).

В следствие того Богу надлежало падший мир воссоздать и обновить:

"Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут вспоминаемы и не придут на сердце" (Ис. 65, 17).

Такое обновление мира Иисус Христос и совершил после страданий через Свое Воскресение из мертвых - посредством Своей победы над темными силами ада.

"Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим. 6, 3-4).

В памятование этого христиане празднуют "новый день", воскресенье (Евр. 4, 6-11 ст.). Как день решительной победы жизни над смертью (Рим. 8, 38-39).

С наступлением новозаветных дней суббота утратила свое значение:

"Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь" (Иер. 31, 31-32).

Сам Господь Иисус Христос Своей честною Кровью установил Новый завет:

"сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк. 22, 20, Мф. 26, 28).

"Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел ... И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное" (Евр. 9, 13-15).

Что говорит христианская древность о праздновании воскресного дня?

"Первый день недели" уже в Апостольские времена назывался "днем воскресным".

"Я был в духе в день воскресный" (Откр. 1, 10).

А также "первым днем недели"

"По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб" (Мф. 28, 1).

В этот день первые христиане сходились в богослужебные собрания и причащались:

"В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба" (Деян. 20, 7 ст. и 11 ст.).

Суббота в еврейской неделе была последним днем (Быт. 2, 3) значит, не в субботу, а именно в воскресенье, как первый день христ. недели, особенно любили собираться верующие в Апостольские времена.

Этот же день преимущественно посвящался ими на дела благотворения, как праздничный: "При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду" (1 Кор. 16, 1-2).

Некоторые сектанты ссылаются на самих апостолов якобы не нарушавших предписаний закона о субботе" (Лк. 23, 56).

Действительно, не все христиане сразу стали праздновать воскресенье вместо субботы. В числе первых верующих христиан было немало обращенных из иудейства. Эти люди в христианскую жизнь принесли с собою любовь к старым еврейским установлениям. Они то и поддерживали субботу, как праздник, будто бы не подлежащий замене другим днем (Исх. 31, 14-15).

Именно поэтому св. Апостолы, как евреи по рождению и воспитанию, сначала тоже не нарушали предписаний закона о субботе.

Однако по сошествии Св. Духа на св. Апостолов, их отношение к субботе резко изменилось. Эту перемену в настроении особенно ярко определил ап. Павел. Он написал христианам из язычников, не питавшим расположения к еврейским обычаям:

"никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу" (Кол. 2, 16. Сравн. Иер. 17, 27 и Ин. 5, 8-9).

Христос сказал:

"Суббота для человека, а не человек для субботы"(Мрк.2,27).

"Сын Человеческий есть господин субботы" (Мф. 12, 8; Мф. 2, 28; Лк. 6, 5).

Из слов св. Апостола мы можем заключить, что для нас более необязательны во Христе не только законы еврейские о пище, но о праздниках как и о субботе, в отличие от других праздников, Апостол явственно дает понять христианам, что для них - не праздник и суббота недели, потому что субботы в Библии все называются Господними (Лев. 23, 38), а они - "есть тень будущего, а тело - во Христе" (Кол. 2, 17).

Справедливость изложенного толкования объясняется словами самого ап. Павла в послании к Евреям. Здесь седьмому дню недели - дню покоя, в который люди так и не вошли, св. Павел, противополагает в Новом завете "ныне", еще "некоторый день", "другой день" (Евр. 4, 4, 6, 7, 8-9). В послании к Евреям Ап. Павел, таким образом ясно говорит о необходимости замены еврейской субботы, как праздничного дня недели, "другим днем" - каким для христиан только и может быть воскресенье.